Теннисная форма — история и эволюция стиля | МЦ

История и эволюция теннисной формы

От безупречного гардероба на корте, которым мы наслаждаемся каждый год во время Уимблдона, до летних капсульных коллекций брендов, посвященных теннису, — униформа спортсменок давно захватила наши умы и социальные сети. Короткая плиссированная юбка, футболка-поло, пара кроссовок и кепка с козырьком — идеальное комбо для выхода на открытый воздух, и неважно, собираетесь вы на матч или нет.

Теннисная эстетика с ее преппи-шиком и обаянием «old money» набирает обороты не первый сезон. Теперь же, в ожидании нового фильма Луки Гуаданьино «Челленджеры» с Зендаей в роли теннисного тренера, сомневаться в продолжающейся популярности тренда не приходится. В связи с этим мы решили вспомнить историю теннисной формы, а также проследить ее влияние на моду.

История теннисной формы

Все началось в викторианской Англии, примерно в 1860-х годах, когда теннис стал популярен среди аристократов. Мужчины носили пиджаки и фланелевые брюки, а женщины — тугие корсеты, длинные многослойные юбки, перчатки и шляпы от солнца. В то время теннисный корт был одним из немногих мест, где одинокие мужчины и женщины могли общаться без сопровождения. Хорошо выглядеть в ущерб практичности и комфорту было необходимо для создания любовного союза. 

По мере развития спорта игроки начали носить белый хлопок и лен, но одежда по-прежнему была строгой и выглядела роскошно, поэтому вещи отличались кружевными вставками и декоративными узорами. Теннисный образ был основан на нарядах, которые часто надевали на скачки и вечеринки в саду.

История теннисной формы
Мужчины в костюмах и женщины в длинных платьях играют в теннис на лужайке

Одним из первых случаев, когда подход «эстетика превыше функциональности» подвергся сомнению, стал Уимблдонский турнир 1887 года. Чемпионке Шарлотте Дод сошла с рук юбка до икр, так как ей было всего пятнадцать лет. Многие более взрослые участницы турнира посчитали, что ее одежда дала ей несправедливое преимущество, и подняли вопрос о создании формы, обеспечивающей подвижность и ловкость.

Эта концепция была поддержана француженкой Сюзанн Ленглен, ставшей в 1919 году центром другого модного скандала, когда появилась на корте в хлопковой юбке до середины голени, блузке с коротким рукавом и широкополой шляпе. Одежда Ленглен была столь же революционной, как ее подача сверху: никогда прежде в западной истории женские ноги не выставлялись напоказ.

Возмущение прессы, назвавшей ее наряд «непристойным», не помешало Ленглен стать чемпионкой Уимблдона. В последующих играх она часто надевала на голову повязку, ставшую известной как «бандо Ленглен». Автором ее образов был легендарный кутюрье Жан Пату. Именно он придумал классику теннисного стиля — юбку в складку, которая с годами становилась все короче и короче.

Между тем, в конце 20-х и начале 30-х годов мужская теннисная одежда также начала меняться. Ранее мужчины играли исключительно в брюках, но после того, как в 1932 году теннисист Генри Остин вышел на корт в шортах, все последовали его примеру. Спортсмены играли в джемперах крупной вязки и дышащих рубашках-поло с короткими рукавами, которые были разработаны теннисистом и основателем марки Lacoste Рене Лакостом. Получив прозвище «крокодил» из-за своей любви к чемоданам из крокодиловой кожи, позднее Лакост украсил свои рубашки-поло узнаваемым логотипом с изображением рептилии. С тех пор они стали неотъемлемой частью поп-культуры (крокодил усеял множество платьев-поло Гвинет Пэлтроу в фильме «Семейка Тененбаум») и модной индустрии. 

Затем появился Тед Тинлинг, британский модельер и мастер-распорядитель Уимблдона, одевший в 1949 году американку Гертруду Моран в провокационные шорты с рюшами, которые были видны из-под короткого платья. Он также работал с Билли Джин Кинг в рамках матча «Битва полов» 1973 года и с остальными участницами «Оригинальной девятки» — группы профессиональных теннисисток, боровшихся за равные права всех игроков. Цель дизайнера состояла в том, чтобы сделать их более стильными и привлечь больше внимания к женскому теннису. Тинлинг создавал для девушек приталенные короткие платья, украшенные принтами, вышивкой, бантами и перьями.

Мужская теннисная мода 20-х - рубашка-поло
Бадди Остин и Рене Лакост перед матчем в 1928 году

Между 80-ми и 90-ми годами теннисная униформа расширилась до комбинезонов и ярких велосипедных шорт. Спандекс и другие синтетические материалы позволили спортивным брендам экспериментировать с тканями и выпускать более технологичные предметы теннисной одежды. Стали популярны «теннисные браслеты». На Открытом чемпионате США 1987 года американка Крис Эверт выронила свой бриллиантовый браслет на корте, и игра была приостановлена до тех пор, пока его не нашли. Игроки редко носят украшения в контактных видах спорта, но в теннисе они считаются ключевым элементом внешнего вида.

Почему форма теннисистов белая

Первый Уимблдонский турнир был проведен в 1877 году за пределами Лондона Всеанглийским клубом крокета и лаун-тенниса, который ввел правило, согласно которому все игроки должны быть одеты во все белое. 

Белый был выбран для теннисной формы по разным причинам. Цвет подчеркивал богатство и социальный статус аристократических игроков, которые могли сохранить одежду в чистоте, так как не занимались физическим трудом. Кроме того, он лучше отражает свет, поглощая меньше тепла. Конечно, материалы, из которых изготавливается одежда сегодня, также помогают сохранять комфортную температуру тела, но в начале 20-го века, когда у игроков не было выбора, белый цвет был в почете, поскольку эффективно скрывал пот.

Во второй половине прошлого века все турниры Большого шлема, кроме Уимблдона, отошли от правил касательно белого цвета, главным образом, в коммерческих целях. С появлением цветного телевидения яркая одежда стала инструментом привлечения большего количества зрителей к спорту.

Почему форма теннисистов белая
Роджер Федерер на Уимблдонском турнире в 2013 году

Дресс-код десятилетиями вызывал бунт среди профессионалов тенниса. Андре Агасси, известный своей любовью к броской теннисной одежде, бойкотировал Уимблдон с 1988 по 1990 годы, пытаясь бороться с ограничительными правилами. В 2013 году Роджер Федерер провел матч в кроссовках с оранжевой подошвой, после чего организаторы турнира попросили спортсмена сменить обувь.

Попытка отстоять свои интересы предпринималась и Сереной Уильямс. В 2018 году спортсменка вышла на корт турнира Ролан Гаросс в черном обтягивающем боди Nike, что заставило президента Федерации тенниса Франции ввести новые правила, под которые выбранная спортсменкой форма не подходила. Nike поддержал Серену в своем твиттере, написав: «Вы можете забрать у супергероини ее костюм, но вы никогда не заберете ее суперсилу». Теннисистка надела костюм после рождения дочери, чтобы предотвратить образование тромбов. После она призналась, что в этом наряде «чувствовала себя воином, королевой из Ваканды». 

Спустя год на том же чемпионате Серена Уильямс выступила в черно-белом топе и асимметричной юбке, созданными для нее Вирджилом Абло и Nike. Ранее дуэт уже работал со спортсменкой, придумав для нее платье с тюлевой юбкой, которое было дополнено логотипом Nike и надписью «Logo» в стилистике Off-White. Появившись в подобной форме во втором раунде Открытого чемпионата США, она дала понять, что можно носить изящную пачку и при этом оставаться сильным человеком.

В разное время Серена выходила на корт в розовом леопардовом платье, белом тренче, короткой джинсовой юбке и даже черной кожаной куртке.

Теннисная форма в модных коллекциях

Lacoste — не единственный бренд, соединивший теннисную форму и подиум. В коллекции Hermès Spring/Summer 2010 Жан-Поля Готье были представлены теннисные юбки, удлиненные кардиганы и легкие струящиеся платья в карамельном, темно-синем и терракотовом цветах. Александр Вэнг превратил подиум Spring/Summer 2015 в спортивную арену, используя кроссовки в качестве лейтмотива и переосмысливая культовые стили в одежде — знакомые Nike Flyknit были изображены как обтягивающие платья в ярких цветах, а фирменные бело-зеленые кроссовки adidas Stan Smith стали теннисными платьями. В сезоне Pre-Fall 2019 Алессандро Микеле вдохнул новую жизнь в логотип Gucci, украсив толстовку скрещенными ракетками.

За последние несколько лет вдохновленные теннисом образы также выпустили Miu Miu, Bottega Veneta, Christian Dior, Ralph Lauren, Lacoste x A.P.C., Rothy’s, Balmain, Celine — и этот список можно продолжать. Поскольку нынешние тенденции отдают предпочтение комфорту, универсальности и самовыражению, теннисная форма остается фаворитом модниц и модников по всему миру, а внешний вид на корте продолжает развиваться, предоставляя игрокам больше возможностей, чем когда-либо. 

МЫ В СОЦСЕТЯХ