В следующем месяце в Чикаго откроется персональная выставка дизайнера, диджея и художника Вирджила Абло под названием «Virgil Abloh: Figures of Speech». Вместе с директором музея Самиром Банталом Абло, знаменитый своеобразным подходом к дизайну — он считает, что его талант лежит не в том, чтобы создавать что-то совершенно оригинальное, а изменять существующую вещь на 3%, тем самым привнося в нее что-то новое — уже на протяжении трех лет собирает богатый архив своих работ. Вирджил Абло вспоминает о том, что, когда он впервые начал вести тщательный учет всех своих творений, он надеялся, что когда-нибудь его работы будут почитать и помнить. Теперь юная мечта Вирджила Абло, когда-то казавшейся столь далекой, воплотилась сполна: многопрофильная ретроспектива охватывает более 15 лет его карьеры, рассказывая о его успехах в сфере дизайна и музыки.
За время подготовки к ретроспективе Абло начал воспринимать официальное признание музеями как что-то положительное — он называет это символом культурного прогресса. «Это свидетельствует о том, что система устарела», — говорит он. С помощью этой выставки он надеется привлечь в музей не только своих давних поклонников, но и тех, кто узнал о нем лишь после начала работы в Louis Vuitton — или даже тех, кто с ним и вовсе не знаком.
В 2016 году, когда куратор музея Майкл Дарлинг обратился к Абло с предложением о создании ретроспективы, имя дизайнера еще не было у всех на слуху. «Нам потребовалось некоторое время на то, чтобы привлечь другие музеи», — вспоминает Дарлинг, курирующий ретроспективу. Дарлингу нравится устраивать выставки художников, которые считаются «немного непонятыми» (например, в 2017 году он провел в музее выставку Такаси Мураками). Он уверен в том, что новая выставка придется по душе не каждому: «Будут и те, кто будет воротить от нее нос. Но для меня это самое интересное: доказать им их неправоту и показать, насколько он серьезный художник и как он достоин всего этого».
Среди представленных работ можно будет увидеть наряды, украшения, мебель, диджейские стойки, чемоданы и даже полутораметровую версию обложки альбома Канье Уэста «Yeezus» (ее автором является Абло, в то время работавший с рэпером), сделанную из органического стекла. На восьми стойках будет представлена одежда с руководством, дающим справку о том, когда вещь была создана, чем вдохновлена и в чем ее контекст. Отбирая необходимые экспонаты, Абло во многом ориентируется на возможность использовать их не только в традиционном значении, но и в других: например, низкий трамплин для скейтбординга здесь выступает в качестве скамейки.Больше всего Вирджил Абло доволен разделом, который называется «The Black Gaze». В этой части выставки «Figures of Speech» представлены работы на тему расовой принадлежности: снимки из рекламной кампании Louis Vuitton, на которых изображены чернокожие дети; платья, которые он создал вместе с Nike для Серены Уильямс в рамках коллекции «Queen»; неоновая вывеска с его показа Off-White со словами «You’re obviously in the wrong place» («Очевидно, вы пришли не по адресу» — это фраза из фильма «Красотка», которую главной героине говорят в модном бутике на Беверли Хиллз). На создание этого раздела Абло сподвиг сам Бантал, сказав, что было бы интересно побольше раскрыть политическую сторону его творчества.Помимо необычного объекта исследования выставка «Figures of Speech» должна обеспечить Музей современного искусства большим количеством посетителей и высоким уровнем прибыли: на время проведения выставки в музее появится специальный магазин Вирджила Абло с эксклюзивным мерчем.
Выставка «Figures of Speech» откроется 10 июня. После Чикаго ретроспектива отправится в Музей искусств Хай в Атланте, Институт современного искусства в Бостоне и Бруклинский музей.