Жан-Поль Готье — 3 главных фильма, над которыми работал кутюрье
Жан-Поль Готье — 3 главных фильма, над которыми работал кутюрье

Жан-Поль Готье в роли художника по костюмам

Многим людям Жан-Поль Готье наиболее известен как создатель провокационного корсета с коническим бра для Мадонны или как носитель звания l’enfant terrible мира моды. Но не каждый знаком с другим, не менее плодотворным аспектом его карьеры: в киноиндустрии его знают как успешного художника по костюмам. В основе всех киноколлабораций Готье лежит редкий симбиоз отношений с режиссером картины: творения кутюрье не переводят всё внимание на себя, а являются продолжением личностей персонажей и еще одним элементом в создании вымышленных миров.

Жан-Поль Готье с кастом фильма «Пятый элемент»
Жан-Поль Готье с кастом фильма «Пятый элемент»

На счету у Готье-художника-по-костюмам тысячи нарядов, начиная от отдельных образов для главных героев и заканчивая сшитыми на заказ костюмами для всех актеров, появляющихся на экране. Несмотря на то, что в портфолио Жана-Поля Готье гораздо больше фильмов, мы решили остановиться на трех культовых кинолентах, в которых его влияние проявляется наиболее сильно. За работу в них дизайнер становился претендентом на Премию Европейской киноакадемии, заработал по две номинации на «Сезаре» и «Сатурне», а также дважды получал статуэтки «20/20 Awards».

«Повар, вор, его жена и её любовник»

В 1989 году Жан-Поль Готье создал костюмы для персонажей высокопробной драмы Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и её любовник». Сюжет картины, являющейся метафорой на политическую обстановку тех времен и сталкивающей миры богатых и бедных, разворачивается в дорогом французском ресторане «Le Hollandais». Каждый день главный столик в заведении занимает его владелец — грубый и вульгарный предводитель бандитской группировки Альберт Спика. Ужиная вместе со своей несчастной женой Джорджиной, он попутно унижает и оскорбляет как ее, так и весь персонал ресторана. С развитием сюжетной линии Джорджина заводит роман с одним из посетителей, Майклом, что приводит к крайне жестокому финалу.

По замыслу Гринуэя, картина является сатирой на жадность и элитарность Великобритании 1980-х во время правления Маргарет Тэтчер, где Спика выступает символом всего пошлого, наглого и преступного. Этот жесткий по сюжету и эстетический приятный по картинке фильм стал прекрасной возможностью для самовыражения Жана-Поля Готье — его костюмы помогли оживить сюрреалистичную и гротескную историю.

Костюмы Готье к фильму «Повар, вор, его жена и её любовник»
«Повар, вор, его жена и её любовник»

Первым делом в глаза бросается то, что наряды главных героев меняются вместе с обстановкой, в которой они появляются. Три главных помещения — зал ресторана, кухня и уборная — окрашены в красный, зеленый и белый оттенки соответственно, и костюмы Джорджины и Альберта идеально совпадают с ними по цвету. (Кстати, из-за невозможности произвести цветокоррекцию на стадии постпродакшна Готье пришлось создавать каждый костюм в нескольких экземплярах в попытке найти подходящий тон.) Эта сюрреалистичная особенность кажется чем-то вроде защитного камуфляжа персонажей: даже после того, как Джорджину избивает муж, она сидит за столом с красной помадой, безупречно подобранной к багровым синякам на теле. Более того, наряды жены, являющиеся символом статуса, тем не менее, созданы с примесью фетишизма. В конструкции ее платьев постоянно присутствуют корсеты, ремешки и бретели в бондажном стиле, а головные уборы часто украшены страусиными перьями.

Кадр из фильма «Повар, вор, его жена и её любовник»
Кадр из фильма «Повар, вор, его жена и её любовник»

Если в корсетах Джорджины чувствуется влияние эстетики викторианской эпохи (правда, здесь Готье превращает их из ограничивающего символа в соблазнительный), то некоторые костюмы Альберта напоминают стиль денди, который в те времена тоже пользовался популярностью. Например, в первой сцене он и его партнеры одеты в элегантные белые рубашки с воланами на груди и шелковыми манжетами, которые своим изяществом ярко контрастируют с поведением персонажей.

Фильм был выпущен во времена протестов против подушного налога Тэтчер, который вводил одинаковый размер платы с каждого человека. Превратив ресторан в свою вселенную, Питер Гринуэй обличает высокомерие, избыток и чревоугодие тэтчеризма. А кто может быть более идеальным кандидатом на роль художника по костюмам в таком фильме, как не Готье, в 1984 году выпустивший коллекцию чрезмерно обтягивающей одежды на похожую тему под названием «You Feel As Though You’ve Eaten Too Much» («Ты чувствуешь, будто переел»)?

«Город потерянных детей»

Посмотрев фильм «Повар, вор, его жена и её любовник», французские режиссеры Марк Каро и Жан-Пьер Жёне решили пригласить Жана-Поля Готье шить костюмы для всего актерского каста их фэнтезийного фильма «Город потерянных детей» (1995).

Эскизы Готье к фильму «Город потерянных детей»
Эскизы Готье к фильму «Город потерянных детей»

Благодаря тому, что сюжет не привязан к какому-либо времени и месту, Жан-Поль Готье смог соединить в одежде героев ретро-эстетику и научно-фантастические детали. Строгие лабораторные халаты злодея-ученого Кранка и клонированных братьев выполнены в минималистичном фисташковом оттенке, а пальто, которое он иногда надевает поверх, наоборот, пышно расшито цветочными узорами. На форме каждого из шести клонов присутствуют медные пуговицы и нашивки, помогающие определить их деятельность и отличить повара от механика. Парчовый жилет шарманщика Марчелло украшен пуговицами в виде золотых блох — именно их бывший циркач дрессирует и подковывает ядом. Колоритных старух-сиамских близнецов Готье наряжает в свои фирменные твидовые пиджаки и юбки. А костюм маленькой девочки Миетт, которая является предводительницей местной детской шайки, отсылает еще к одной характерной черте стиля французского дизайнера — бритонской полоске, здесь выполненной не в традиционную синюю, а красную полосу. Яркость одежды (в том числе уютного зеленого свитера силача Уана и красного сарафана Миетт) выделяет героев на фоне мрачного города, придавая истории еще большую сказочность.

Кадр из фильма «Город потерянных детей»
Кадр из фильма «Город потерянных детей»

При работе над «Городом потерянных детей» в творчестве Готье начинает проявляться двойственное влияние карьеры художника по костюмам: он не только вдохновляется стилем своего Дома моды на съемочной площадке, но и наоборот. Кинопроекты откладывают свой отпечаток и на коллекциях дизайнера, представляемых на модных показах.

Так, изучение стилей разных эпох перед созданием костюмов для картины, привело его к разработке коллекции SS 95 «Fin de Siecle» («Конец эпохи»). «Каро попросил меня посмотреть фильмы Чарли Чаплина, например, “Малыша”. Он хотел, чтобы в детях был такой же дух — что-то из периода с начала столетия до 40-х», — объяснял Готье изданию The New York Times. — «Это отразилось на моей коллекции, где, как и в фильме, я попытался охватить множество разных исторических периодов».

«Пятый элемент»

В кинематографическом плане Жан-Поль Готье, пожалуй, наиболее известен по созданию эффектных костюмов для «Пятого элемента» (1997) — фантастического приключенческого фильма с Миллой Йовович и Брюсом Уиллисом в главных ролях. Изначально Жан-Поль Готье вместе с режиссером Люком Бессоном создали более 5000 эскизов будущих образов, затем сократив их число до тысячи и одев не только главных героев, но и всю массовку проекта. Дизайнер говорил о том, что благодаря наглядному стилю фильмов Бессона, из них получается хорошая команда. «Ты можешь понять весь характер персонажа еще до того, как они скажут хоть слово, по одному внешнему виду», — отмечал он.

Костюмы Готье для вымышленного 2263 года получились яркими, экстравагантными и совершенно не похожими на примеры более ранних фильмов о будущем вроде мрачного «Бегущего по лезвию» (1982). Кутюрье включил в одежду элементы из своих прошлых коллекций, добавив к ним нетрадиционные материалы и футуристичный стиль. Разрабатывая эстетику внешнего вида персонажей, он придумал целую систему стилей, царящую во вселенной «Пятого элемента». Начиная от сексуальных платьев с буквой «M» в виде отделки на декольте сотрудниц «Макдональдса» и заканчивая голубыми бра в качестве формы стюардесс, Готье не оставил без внимания даже костюмы исполнителей самых коротких ролей. Бессон с восхищением вспоминал трудолюбие модельера: «Он стоял у входа на съемочную площадку, проверяя каждого из 900 человек из массовки перед тем, как пустить их на съемки».

Образ, в котором Лилу впервые появляется на экране, представляет из себя стратегически расположенные ленты, собранные в некое подобие корсета. Он напрямую навеян коллекциями Готье, в которых он исследовал концепцию ношения нижнего белья в качестве верхней одежды. При практически полной обнаженности героини, показывающей ее наивность и уязвимость, модельеру удалось избежать скатывания в вульгарность и пошлость. Другие составляющие ее костюма — кроп-топ и золотистые брюки — были включены после беседы Готье с Бессоном: «Мы поговорили о том, что может быть футуристичным, и решили, что это могут быть элементы сегодняшнего гардероба. Можно даже представить, что в будущем будет только ретро-одежда. Всё возможно».

Одним из интересных ходов фильма стало отсутствие гендерных ограничений в стиле одежды персонажей. К тому времени Готье уже давно ввел в свои коллекции агендерные элементы (все помнят мужские юбки на показе 1985 года «And God Created Man») и продолжил это дело на съемочной площадке. Наиболее ярко это проявляется в герое Криса Такера, ведущем Руби Роде. Его экстравагантный костюм с леопардовым принтом и крупным асимметричным воротом напоминает настоящий кутюрный наряд с модных показов. Не менее эпатажно выглядит его образ в опере — это черный вельветовый комбинезон, украшенный розами. Такой нетривиальный выбор дизайнера позволил избавить героя, вовсю распространяющегося о количестве своих любовниц, от привычного образа мачо и преподнести в новом, андрогинном свете. Не стоит забывать и о второстепенном персонаже, которого, тем не менее, невозможно не заметить — звезде кино и телевидения Малыше Рэе, одетом в изящную кружевную блузку.

Что касается главного героя киноленты, Корбена Далласа, его образы сравнительно менее броские, но за ними тоже стоит своя история. Резиновые детали в его гардеробе были попыткой Готье включить в костюмы нетрадиционные материалы для того, чтобы сделать их более футуристичными. А если вам показалось, что персонаж Брюса Уиллиса чересчур часто носит жилеты — это сделано умышленно. Делая отсылки к популярным ролям актера вроде «Крепкого орешка», Готье как можно чаще одевал Уиллиса в похожую экипировку. И даже в опере, где Даллас изначально появляется в деловом костюме, к концу перестрелки с мангалорами от рубашки остаются лишь лохмотья.

Брюс Уиллис в фильме «Пятый элемент»
Кадр из фильма «Пятый элемент»

Работа, проделанная Жаном-Полем Готье над тысячей образов актерского состава «Пятого элемента», до сих пор часто является предметом дискуссий о моде в кино и источником вдохновения дизайнеров. Например, коллекция Alexander McQueen SS98 стала практически оммажем «перебинтованному» костюму Милы Йовович. Его вариации также появились в коллекциях Pam Hogg FW 2012 и Hood by Air SS 2016.

Не раз обращался к фильму и Джереми Скотт, являющийся преданным поклонником творчества Готье. На показе Moschino FW 2004 дизайнер вспомнил тех самых работниц «Макдональдса», а в сезоне FW 2018 представил на подиуме собственной марки свою версию образа Лилу.

***

За свою карьеру художника по костюмам Жан-Поль Готье успел показать себя как искусного профессионала, умеющего с помощью своих работ раскрыть образ героев, помочь режиссеру в создании продуманного мира и не потерять при этом собственного стиля.

Hood by Air Spring/Summer 2016
Hood by Air Spring/Summer 2016

После выхода «Пятого элемента» Готье уже не раз возвращался к созданию костюмов для фильмов — в число его проектов входят драма «Дурное воспитание», романтическая картина «Рядом с Раем» и нашумевший триллер «Кожа, в которой я живу». В 2012 году кутюрье пригласили стать членом жюри Каннского фестиваля, тем самым еще раз отметив значимость его вклада в киноиндустрию. И несмотря на то, что французский модельер объявил о том, что он перестает заниматься кутюрными коллекциями, это вовсе не значит, что он оставляет свою карьеру дизайнера насовсем. А потому надеемся, что нам еще предстоит увидеть имя Готье в титрах будущих кинолент.

 


Читайте также: 9 культовых пар кроссовок, запечатленных в кино


 

МЫ В СОЦСЕТЯХ