Мужские юбки — история айтема и современный тренд | МЦ
Мужские юбки - история айтема и современный тренд

История юбок в мужской моде

Мужские юбки-макси в новой коллекции Gucci и платья на недавнем показе Prada не дают забывать о том, что предметы одежды, на Западе долгие годы ассоциировавшиеся лишь с женщинами, в последних сезонах всё чаще ломают гендерные рамки и во всевозможных видах оказываются и на menswear-подиумах. А пример таких звезд, как Джейден Смит, Брэд Питт и и A$AP Rocky, примеривших юбки для выходов в свет, развивает дискуссию о привлекательности мужчин, которые носят что-то кроме брюк.

Несмотря на то, что в современном мире считается, что юбки — это символ феминности, такое мнение появилось в обществе гораздо позже, чем можно предположить. Более того, исторические источники говорят о том, что мужчины носили юбки с самого начала изобретения одежды. О том, как изменялась мода на юбки, почему они исчезли из мужских образов и как пытаются вернуться туда в последних сезонах, расскажем в этой статье.

Первое появление юбки в мужском гардеробе

Сама идея о том, что юбки имеют гендерную коннотацию и предпочтительны для женских нарядов, возникла далеко не сразу после их изобретения. Мужская традиция носить туники, робы и другие предметы одежды, не связанные с брюками, восходит к далеким временам. Юбки были повседневной одеждой мужчин и женщин многих древнейших цивилизаций, поскольку в те времена брюки даже не существовали. Охотники, строители, собиратели, религиозные деятели — все они ходили в одежде, напоминающей юбки.

В Древнем Египте долгое время единственным предметом одежды мужчин была набедренная повязка — шендит, а позже другие ее разновидности под названиями сусх и синдом. Древние греки носили туники и хитоны. В эпоху расцвета Римской империи среди солдат короткие юбки считались показателем мужества и обеспечивали скорость и свободу движения в бою.

То же представление о мужественности ассоциировалось и с шотландским килтом, первые упоминания о котором появляются в XVI веке. В те времена килт (названный так от шотландского слова «kilt» — «оборачивать одежду вокруг тела») доходил до ступни и назывался «féileadh mor», или «великий килт». Это был необработанный кусок ткани величиной в пять метров, который оборачивался вокруг талии, а излишки материала перекидывались через плечо. Килт длиной до колен, который знаком нам сегодня, появился лишь в начале XVIII века. Со временем различные шотландские кланы начали идентифицировать себя с определенными клетчатыми рисунками и расцветками. Килты по-прежнему остаются предметом национальной гордости Шотландии, хотя сегодня их чаще надевают для особых случаев.

Точно так же в Азии у японцев есть кимоно, а у корейцев — ханбок (национальный костюм с длинной пышной юбкой).

Почему мужские юбки исчезли

Историки считают, что предпосылками к появлению брюк стало два фактора — холод и верховая езда. Одни из первых задокументированных примеров ношения брюк относятся к народам, которые одомашнили лошадей, будь то кочевые скотоводы Монголии или японские самураи, изучавшие боевое искусство бадзюцу. Поскольку в основном мужчины ездили верхом, участвовали в боях и занимались перегоном скота, неудивительно, что постепенно брюки стали необходимым элементом одежды именно мужской части населения.

Мужские юбки - история - Средние века
Генрих VIII и Джейн Сеймур с сыном Эдуардом VI

По данным Музея Виктории и Альберта, кардинальные перемены в костюмах европейских мужчин произошли в XIV-XV веках и объяснялись развитием пошива одежды. Юбки были самым легким для изготовления изделием, и поэтому именно их люди начали носить в первую очередь. Но постепенно человечество училось создавать из бесформенных тканей более сложные силуэты, и на смену длинным драпированным формам пришла одежда, облегающая тело. Благодаря тому, что в четырнадцатом столетии мужская мода акцентировала внимание на ногах, ключевым элементом костюма стали чулки.

Не менее важной составляющей мужского костюма была обувь на каблуке — разбираем историю айтема

Тем не менее туники или короткие мужские юбки оставались частью традиционного наряда в Европе Средневековья и эпохи Возрождения — выходить на улицу просто в чулках считалось неприемлемым. И даже когда туника поверх чулок вышла из моды, сами брюки (они назывались плундры, или шаравоны) раздулись до пышных пропорций, напоминающих юбки.

XIX век: юбки становятся символом женственности

В XVIII веке в Европе процветала религиозность, и вместе с христианством в массовом мышлении укрепились и различные моралистические установки, возвышающие мужчин перед женщинами как более рациональных, сильных и одухотворенных. Брюки, будучи элементом, присущим мужскому гардеробу, выделяли эту разницу, а потому стали единственным уместным видом одежды для мужчин.

Такое стремление больше разграничить людей по гендерному признаку проявлялось и в детских костюмах. В наши дни мальчиков практически с самого рождения одевают в штаны — но на самом деле это весьма современная традиция. Вплоть до XIX века европейские младенцы примерно до восьми лет носили платья и юбки независимо от пола. Для портретов детей из состоятельных семей наряжали в многослойные вычурные наряды, которые копировали стиль взрослых.

Однако в XIX веке в моду вошла практика «бричинга», в рамках которой маленьким мальчикам где-то в возрасте от 4 до 7 лет выдавали их первую пару брюк — бриджей (на англ. «breeches», от чего и пошло название традиции), чтобы показать, что мальчик вышел из младенчества. Отчасти это было связано с новыми представлениями о детстве и детском мозге. Но также большую роль играли перемены во взглядах на то, что делает мужчину мужчиной.

Мужские юбки окончательно исчезли из гардероба с наступлением промышленной революции: длинная и развевающаяся одежда плохо ладила с высокоскоростной техникой. Влияние Французской революции также привело к тому, что на смену ярким и пышным нарядам с замысловатыми узорами пришли национальные цвета и более практичная облегающая одежда вроде костюмов-двоек или троек. Тренд еще больше укоренился после мировых войн, во время которых мужчины были обязаны носить военную форму.

В более поздние годы XX века некоторые сообщества и отдельные лица продвигали юбки как будущее мужской моды. Представители молодежных движений вроде панка, гранжа и глэм-рока носили юбку как средство бунта и самовыражения. Хиппи, мечтавшие об идеальном мире, считали, что в утопическом обществе гендерные различия будут устранены и унисекс-одежда станет нормой. Одним из приверженцев футуристичной моды, развивающей эту идею в своих коллекциях, был американский модельер Руди Гернрайх.

В экспериментах с гендерной репрезентацией участвовали лишь мужчины, которые характеризовали себя противостоящими устоям бунтарями. Они выбирали образы с юбками, отказываясь соответствовать ожиданиям общества. Такие музыканты, как Дэвид Боуи, Boy George, Фредди Меркьюри, Курт Кобейн, Принс и Эдриан Янг, олицетворяли свободолюбивую контркультуру, в которой мужчины могли выражать себя вне привязки к полу.

В 1996 году баскетболист Деннис Родман в рамках кампании к выходу своей биографии «Bad As I Wanna Be» нарядился в свадебное платье и заявил, что выходит замуж за самого себя. А три года спустя, в 1998 году, футболиста Дэвида Бекхэма папарацци засняли в узорчатом саронге. Несмотря на то, что в те времена в прессе его образ называли крупнейшим модным фиаско, сам спортсмен позднее не раз говорил о том, что не сожалеет об этом. «Я считаю, это выглядело круто, и я бы оделся так же и сегодня», — заявил он в интервью на телешоу «Лоррейн».

Современный тренд на мужские юбки

В массовой культуре юбки для мужчин уже давно воспринимают со скепсисом, основанном на убеждении в том, что юбка — это исконно женский элемент одежды, и носящий ее мужчина либо пытается выразить свою феминность, либо просто склонны к эпатажу.

Но на самом деле идея о том, что ношением юбок должны ограничиваться только женщины, свойственна лишь западным странам. Во многих частях мира одежда, напоминающая юбки, является частью повседневного мужского гардероба. Тот же саронг, который полюбился Бэкхему — традиционная одежда мужчин и женщин в различных культурах Африки, Азии, Ближнего Востока и тихоокеанских островов. В костюм эвзонов (гвардейцев элитного подразделения в Греции) входит фустанелла — пышная юбка выше колена белого или бежевого цвета. А жители Мьянмы облегчают себе жизнь в жарком климате с помощью лонджи — длинного отреза ткани, обернув вокруг пояса который можно защититься от лучей солнца, но позволить воздуху обдувать ноги.

Мужские юбки - другие страны
Подразделение эвзонов гвардии Греции носит фустанеллу

На Западе мужские юбки — это относительно новое явление. И всё же за последние двадцать лет многие знаменитые мужчины смогли включить в свой гардероб юбку. Свою лепту в разрушение стереотипов внес Билли Портер, надевавший на красные дорожки всевозможные платья с кейпом, турнюром и длинными шлейфами. Часто в юбках на публике появляется Джейден Смит, выступающий за необходимость отказа от гендерного разделения одежды.

Съемка Гарри Стайлса для американского Vogue, опубликованная в декабре 2020 года, стала одним из самых громких звездных луков года. За 127 лет существования издания он стал первым мужчиной, появившимся на его обложке. А его наряд, состоявший из пиджака и платья с пышной юбкой, запустил более широкую дискуссию о возможности включить «феминные» атрибуты в мужские костюмы. «Когда ты отказываешься от разделения “вот есть одежда для мужчин, а вот для женщин”, когда ты уничтожаешь все эти барьеры, конечно, ты открываешь для себя пространство, на котором можно разыграться», — прокомментировал свой образ исполнитель. — «Иногда, когда я хожу по магазинам, я замечаю за собой, что заглядываюсь на женскую одежду, потому что думаю, что она прекрасна. И так со всем — каждый раз, когда ты обставляешь свою жизнь рамками, ты просто ограничиваешь себя. Играть с одеждой очень весело. Я никогда особо не задумывался о том, что это значит — это просто стало расширенной версией создания чего-либо».

Но дело не только в таких любителях заигрывать с гендерной идентичностью, как Марк Джейкобс, Брайан Молко или Lil Nas X. Мужчины, которых большинство назовет маскулинными, вроде Snoop Dogg, Вин Дизеля и Diddy, в свое время тоже не побоялись общественного осуждения, нарядившись в разнообразные фасоны юбок. В 2012 году во время музыкального тура «Watch the Throne» Канье Уэст выступал в костюмах Givenchy, которые специально для него разработал Рикардо Тиши: поверх черных скинни была кожаная юбка такого же цвета.

За последние годы к клану мужчин в юбках присоединились Young Thug, A$AP Rocky, Bad Bunny, Пит Дэвидсон и Machine Gun Kelly, экспериментирующие с сочетанием высокой моды и стритвира. Не отстают от своих коллег и актеры: на лондонском показе мини-сериала «Лунный рыцарь» Оскар Айзек засветился в сером костюме с килтом, а на премьере боевика «Быстрее пули» всеобщее внимание привлек Брэд Питт, выбравший коричнево-розовый ансамбль с юбкой до колена. «Мы все умрем, так что давайте веселиться!» — сказал актер изданию Variety, отвечая на вопрос о вдохновении, стоящем за его нарядом.

За пределами Голливуда тренд на мужские юбки тоже набирает популярность. Инженер, тренер и модель из немецкого города Крайльсхайм Мрак Брайан, который идентифицирует себя как гетеросексуальный мужчина, собрал в соцсетях огромную аудиторию (более 600 тысяч подписчиков) за свою любовь к каблукам и юбкам. Также уже на протяжении многих лет активным местом для обсуждения спорного тренда остается онлайн-форум Skirt Cafe, появившийся в нулевых и посвященный «изучению, продвижению и защите юбок и килтов в качестве модного айтема для мужчин».

Юбки для мужчин на модных подиумах

Большую роль в вопросе принятия юбок как возможной альтернативы для мужчин играет мода. Дизайнеры вроде Рика Оуэнса, Дриса Ван Нотена, Тома Брауна и Эди Слимана уже на протяжении многих сезонов пытаются настроить массы на переоценку противоречивого айтема, тем самым показывая возможности для самовыражения и разрушая один из оплотов токсичной маскулинности.

В 2003 году Метрополитен-музей попробовал проанализировать феномен, организовав выставку «Храброе сердце: мужчины в юбках» — в число экспонатов вошли творения таких модельеров, как Вивьен Вествуд и Йоджи Ямамото, а спонсором стал Жан-Поль Готье.

Сам Готье считается одним из первых дизайнеров, который вывел мужские юбки на подиум: в коллекцию Jean Paul Gaultier Spring/Summer 1985 вошли юбки с вырезом и широкие брюки со складчатой панелью поверх них, также имитирующей длинную юбку. Несмотря на то, что сегодня такие эксперименты уже ни у кого не вызывают вопросов, в те времена показ привел индустрию в замешательство. Издание The New York Times собрало реакции критиков, варьирующихся от «Они отвратительны» до «Это самое важное событие в моде за последние 20 лет». А Жан-Поль Готье подчеркнул: «То, что ты носишь юбку, не значит, что ты не маскулинен. Маскулинность исходит не от одежды, а от чего-то внутри. Мужчины и женщины могут носить одну и ту же одежду и всё равно оставаться мужчинами и женщинами. Это весело!»

Одним из самых универсальных и долгоиграющих силуэтов юбки в мужской моде стал килт — в своих коллекциях его часто использовали как Готье, так и многие другие дизайнеры, включая Александра Маккуина, который часто обращался к своим шотландским корням.

В последние годы многие бренды строят свои коллекции на попытке выйти за рамки гендерного разделения одежды, и предмет гардероба, на протяжении столетий считавшийся исключительно женским, тоже играет в этом важную роль. Свои версии мужских юбок уже показывали Louis Vuitton, Molly Goddard, Gucci, Undercover, Yohji Yamamoto, Chopova Lowena и многие другие.

Сегодня юбки стали настолько неотъемлемой частью модных показов, что в мужской моде начали появляться собственные микротренды, начиная от их длины и заканчивая формой. Что интересно, так это то, что красной нитью через сезон Fall/Winter 2023 проходит уже, скорее, не желание показать свою инклюзивность или ошеломить публику, а возможность освежить обыденность чем-то новым.

Тем, кому сложно сразу решиться на радикальную смену гардероба, дизайнеры предлагают использовать юбки как дополнительный элемент к полноценным образам. В нарядах Moschino и Rick Owens это варианты той же расцветки, что и остальной костюм, у Walter Van Beirendonck — контраст, становящийся акцентом наряда. А мужчины Prada и Saint Laurent надевают поверх брюк минималистичные платья-миди прямого кроя.

На осенних шоу прослеживается еще одна тенденция — юбки-макси. В первой коллекции Gucci после ухода Алессандро Микеле длинные обрезы ткани вписались в повседневные образы с футболками и свитерами. Martine Rose облачила моделей в формальные юбки в пол. А у Etro длина компенсируется высоким разрезом.

Что касается тех модников, которые готовы к более дерзким экспериментам, Недели моды могут похвастаться разнообразием и здесь. В коллекцию JW Anderson вошли уютные трикотажные платья до колена. Мини-юбки присутствуют в ассортименте Acne Studios и Charles Jeffrey Loverboy. Асимметричные юбки и платья засветились среди плиссированных творений Homme Plissé Issey Miyake.

Но станут ли юбки по-настоящему базовым элементом мужского гардероба? Пока рано говорить об этом с точной определенностью. Многие знаменитые мужчины, выбирающие для своих выходов в свет юбки, с помощью одежды лишь пытаются привлечь к себе дополнительное внимание и попасть в новостные заголовки. Но даже если мотивация звезд может быть сомнительной, они всё же имеют влияние на массовое мышление. И к тому же, определенные культурные сдвиги в мужской моде подталкивают их самих к подобному выбору нарядов. По мере того, как мы отходим от убеждения о том, что единственный формальный костюм для мужчин — это смокинг, люди открывают для себя всё больше андрогинных вариантов одежды.

 

Эволюция мужского мейкапа

МЫ В СОЦСЕТЯХ