Ее называют Ядерной зимой и одной из самых влиятельных личностей во вселенной глянца. Её каре «боб» с челкой и солнцезащитные очки от Chanel уже превратились в культовый поп-образ. Ее боятся из-за сурового характера, но уважают за вклад, который она сделала в развитие модной индустрии. Сегодня Анна Винтур отмечает свое 70-летие, и вот уже более 30 лет она главенствует на посту шеф-редактора Vogue US. Давайте разберемся, в чем знаменательность этой женщины и что изменилось в фэшн-журналистике после ее прихода. 

Молодость и начало карьеры Анны Винтур

3 ноября 1949 года в семье редактора газеты The London Evening Standard и кинокритика на свет появилась Анна Винтур.  Будущая знаменитость уже в юности начала проявлять отцовский характер, поступая так, как ей хочется, а не как того требует общество. Ее новаторские идеи не уживались с консервативностью британского среднего образования, и в 16 лет её отчислили за эпатажное поведение. До этого момента она успела накопить множество конфликтов со школьными учителями и бросить вызов ненавистной школьной форме, укоротив подол юбки до длины мини. Уже в 15 лет она увлекалась чтением глянца и давала отцу советы, как привлечь в его газету молодежь, работала в бутике Biba. Именно в том возрасте она сделала прическу «боб» с челкой, которую носит до сих пор.

Анна Винтур в конце 60-х

Анна Винтур в конце 60-х

После отчисления юная Винтур намеревается развиваться в модной журналистике. Оставив подготовительные курсы с девизом «Вы либо знаете моду, либо нет», она, благодаря своему поклоннику, издателю Ричарду Невиллу, устраивается работать в популярный журнал Oz

Первой серьезной должностью Анны можно назвать ассистентство в разделе моды нового журнала Harper’s & Queen, образовавшегося в 1970 году из изданий Harper’s Bazaar UK и Queen. Три года спустя Винтур получает должность заместителя главного редактора и метит на пост главреда, но из-за конкуренции с новым шефом оставляет прежнее место ради Нью-Йорка. Там она садится в кресло младшего редактора американского Harper’s Bazaar, но не проработав и года, покидает журнал из-за претензий редактора Тони Маццолы к нешаблонности ее подхода. 

Благодаря связям бойфренда Джона Брэдшоу Винтур продолжает свою карьеру редактора в Viva, который создавался как женская альтернатива эротическому лайф-стайл журналу для мужчин Penthouse. После его закрытия и двухлетнего перерыва в работе она оказывается на той же позиции в журнале Savvy, ориентированном на независимых, состоявшихся в жизни женщин, которые позднее станут целевой аудиторией и для винтуровского Vogue.

Королева Елизавета II и Анна Винтур на Неделе моды в Лондоне

Королева Елизавета II и Анна Винтур на Неделе моды в Лондоне

Спустя год Винтур переходит на должность модного редактора журнала New York, где наконец получает понимающего редактора и площадку для претворения своих идей в жизнь. На этом этапе Анна начинает выбирать для обложек знаменитостей, а не супер-моделей это увеличивает тираж.

Анна Винтур — редактор журнала Vogue

Уже в детстве у Винтур возникло желание, которое ей помог сформулировать отец: лондонский редактор посоветовал написать в школьной анкете о намерении стать главным редактором Vogue.

Она не прятала своих амбиций ни от коллег в журналистской среде, ни от текущего редактора Vogue: интервью с Грейс Мирабеллой в 1982 году закончилось неудачно, потому что Анна заявила о планах на место редактора.

Несмотря на испорченные отношения с Мирабеллой, спустя год Винтур все же попала в команду американского Vogue, но в роли креативного директора. Воспользовавшись тем, что ее полномочия не были определены конкретными рамками, она начала перестраивать формат журнала, даже не утверждая нововведения с Мирабеллой. Винтур считала формат журнала устаревшим и малоинтересным для современной читательницы. Чрезмерное пренебрежение мнением главреда привело к конфликтам внутри штата и в 1985 году вынудило руководство Condé Nast перевести Винтур в британский Vogue.

Там она обрела неограниченную свободу действий в виде желанной должности шеф-редактора. И начала программу по реформированию устаревшей концепции издания. Штат сотрудников претерпел масштабные изменения. Винтур показала себя как сурового шефа, безукоризненно выполняющего свою работу и требующего этого от остальных. Она контролировала и давила на подчиненных больше, чем предыдущие редакторы и за деспотичное поведение и высокомерно-холодный нрав получила прозвище «Ядерная зима» (игра английских слов Wintour и winter), которое вышло за пределы редакции и распространилось в мировом сообществе. 

Анна Винтур на Met Gala 2008

Анна Винтур на Met Gala 2008

Все изменения Винтур опирались на концепцию американского издания. Под ее руководством Vogue UK строился как журнал для женщин нового поколения — деловых, интересующихся бизнесом, не зацикленных на шопинге (для той же аудитории издавался и Savvy). Это стерло идентичность британского Vogue, практически превратив его во второй  экземпляр Vogue US

Спустя пару лет Винтур отправилась в Нью-Йорк с заданием оживить другой проект Condé Nast — издание про дизайн интерьера и экстерьера House & Garden. Модернизацию журнала трудно назвать успешной: Винтур тратила огромные бюджеты на модные съемки и поменяла название на HG, из-за чего ушли многие подписчики и рекламодатели. Журнал стал миксом мебели, трендовой одежды и знаменитостей, за что его наградили ироничными названиями House & Garment («дом и одежда») и Vanity Chair («стул тщеславия»).

1988 год стал для Винтур знаменательным: она получила пост главного редактора американского Vogue, о котором давно мечтала. Ее новаторство позднее окрестили революцией в журнале. 

В первую очередь она сместила фокус с lifestyle-тем — теперь разные аспекты моды занимают весь журнал, а не один раздел. Благодаря этому Vogue удалось вернуть статус «модной библии», полученный в 1960-х при главреде Диане Вриланд и вырваться вперёд набиравшего популярность журнала ELLE

Первая обложка Анны Винтур для Vogue, Ноябрь 1988 / Мадонна на обложке Vogue, Май 1989

Первая обложка Анны Винтур для Vogue, Ноябрь 1988 / Мадонна на обложке Vogue, Май 1989

Винтур изменила представления о том, что считается модным. Своей дебютной обложкой 1988 года она задала всему миру курс на смешение стилей в образе и доказала, что героиня фотосюжета тоже не идеальна: знаменитый фотограф Питер Линдберг запечатлел малоизвестную (в продвижении негромких имен Анне тоже надо отдать должное) румынско-израильскую модель Микаэлу Берку на улице (эту локацию часто выбирала редактор Диана Вриланд в 60-х годах), почти в полный рост (а в приоритете были только лица), в расшитом драгоценностями джемпере за $10 000 и потертых джинсах за $50 (это положило начало эпохе денима, которая не заканчивается и по сей день), без сложной укладки, дорогих украшений и детально продуманного макияжа. К тому же ее лицо было отведено в сторону, а веки полузакрыты — в совокупности это было настолько нестандартно, что в типографии уточнили, не был ли выбор обложки ошибкой. Отшлифованную студийность, характерную для эпохи Мирабеллы, заменили естественность и непринужденность: мир моды стал ближе к реальной жизни. Новый тренд продолжили июньская обложка 1989 года с мокроволосой, чистолицей и смеющейся Эстель Лефебюр в халате и другие фотоработы Линдберга.

Еще одним прорывом стало лицо Мадонны на обложке 1989 года. Репутация певицы тогда была довольно бесславной, и после выхода майского номера вокруг Vogue поднялся шум. Продолжая начатое в журнале New York, Винтур делает читателя и глянец ближе к друг друга, привлекая изображениями людей, чьи имена на слуху. 

Ким Кардашьян и Канье Уэст на обложке Vogue, Апрель 2014

Ким Кардашьян и Канье Уэст на обложке Vogue, Апрель 2014

Однако в 2014 году эта же стратегия не увенчалась успехом тиража. Скандально известная пара Канье Уэста и Ким Кардашьян на обложке вызвала резкую критику со стороны общества и подорвала ожидания о количестве продаж. История была подогрета не только противоречивым бэкграундом Ким, но и отношением к ней Анны: два года назад главред считала знаменитость слишком вульгарной и на ежегодный красноковровый бал Met Gala пригласила только Канье. Свое мнение Винтур изменила, потому что, по ее словам, Vogue — журнал, влитый в реальную жизнь, и было бы оплошностью не почувствовать, что эта пара и есть воплощение повестки дня. Сейчас фотографиями семьи Кардашьян в Vogue уже никого не удивишь, но несколько лет назад глянцевый журнал представлял из себя менее культуризированный продукт. При Винтур издание до сих пор работает как зеркало времени и достойно отражает все изменения, происходящие в поп-культуре. 

Дьявол носит Prada

Личность Анны Винтур и сама глубоко отпечаталась в массовой культуре. В 2006 году свет увидел американский фильм «Дьявол носит Prada», в котором главный редактор модного журнала Подиум изрядно напоминает Анну Винтур. Вымышленная Миранда Пристли, в роли которой снялась актриса Мерил Стрип, такая же сильная независимая бизнесвумен. Все совпадения не случайны: кинокартина снята по одноименному бестселлеру Лорен Вайсбергер — ассистентки Винтур, которая не задержалась в Vogue больше, чем на 10 месяцев, но вдохновилась на карикатуру на главреда.

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada»

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada»

Многие детали в фильме идут вразрез со стилем Винтур: мы никогда не видели на ее ушах огромные кольца; молочно-кофейные босоножки от Manolo Blahnik, цвет которых регулярно подбирается под тон ее кожи, Анна вряд ли променяет на неуклюже-яркие туфли; одета героиня фильма явно не по последним трендам; да и пострижена Миранда Пристли тоже не под каре с челкой — это было бы слишком явным референсом к Винтур (как и массивные темные очки).

Анна Винтур не пыталась отомстить бывшей ассистентке за публичное “разоблачение”, а мирно посетила премьеру экранизации, но — вся одетая в Prada. В интервью с Барбарой Уолтерс Анна положительно оценила кинокартину, утверждая, что любой развлекательный контент о моде полезен для продвижения индустрии, и даже поблагодарила творцов за рассказ о ее жизни и империи, пусть и язвительный.

 

Вклад главного редактора Vogue в индустрию моды трудно недооценить: формат глянца и мировые стандарты красоты были бы иными без инноваций Винтур, вносимых на протяжении вот уже более 30 лет. И хотя не так давно в прессе гуляли слухи о ее планах покинуть посты главного редактора Vogue и креативного директора Condé Nast, Винтур была назначена на должность советника по глобальному контенту. Что это значит? А то, что Анна Винтур никуда не денется и ближайшее десятилетие будет контролировать Vogue по всему миру.

Текст: Анастасия Лябина

 

История легенды: Габриэль «Коко» Шанель