BAPE — история японского бренда уличной одежды | МЦ
История бренда BAPE

Все, что нужно знать о BAPE

Уличный стиль — это сила, не похожая ни на какую другую. И сколько бы критики ни твердили о его смерти, он продолжает развиваться и все глубже проникать в высшие эшелоны модного мира. Но давайте вернемся в 1993 год, во времена, когда стритвир еще не превратился в предмет обожания миллионов, и когда японский бренд BAPE только начинал свою деятельность. Сегодня он уже является одним из самых знаковых имен в мире уличной культуры, широко известным своим худи с акульими мотивами и культовым камуфляжным принтом, полюбившимся многим знаменитостям — от Drake, Кендрика Ламара и The Weeknd до Beyoncé, Рианны и Беллы Хадид.

Ниже собрали все, что вам нужно знать о BAPE.

Основание бренда BAPE

Невозможно говорить об истории бренда BAPE, не рассказав о его основателе NIGO. Томоаки Нагао (настоящее имя дизайнера) родился в 1970 году в городе Маэбаси. С самого детства Нагао увлекался чтением японских модных журналов, поэтому в возрасте в 18 лет он переехал в Токио, чтобы поступить в колледж Bunka Fashion College. Но несмотря на то, что он не пропускал занятия, настоящее образование NIGO получил в ночных клубах столицы, где смог завести связи, способствовавшие его карьере в мире моды больше, чем любые уроки выкройки. Именно в это время молодой Нагао подружился с Джуном Такахаши и Хироши Фудзиварой. Примечательно, что из-за внешнего сходства со вторым он и получил прозвище NIGO (в переводе с японского — «номер два»).

NIGO — основатель бренда BAPE
NIGO — основатель бренда BAPE

После колледжа Нагао устроился в журнал Popeye Magazine, где смог выразить свою страсть и любовь к уличной одежде и хип-хоп-культуре. В интервью Pig дизайнер рассказывал, что сначала его привлекала американская мода 1950-х годов, захватившая Токио в 1980-х годах, а затем в подростковом возрасте он увлекся стилем рэп-исполнителей, таких как Run-D.M.C. 

Проведя некоторое время за написанием статей о моде и других культурных событиях, NIGO решил открыть свой первый бизнес. В 1993 году он вместе с Такахаши арендовал помещение под магазин Nowhere. Одна половина магазина служила местом для продвижения марки Такахаси Undercover, а в другой половине выставлялись винтажные вещи из собственной коллекции Нагао. Хотя одежда Undercover пользовалась спросом, товары NIGO продавались не так хорошо. Тогда Томоаки Нагао решил последовать примеру партнера и осенью того же года при поддержке графического дизайнера Sk8thing основал марку A Bathing Ape.

Бюджет NIGO был ограничен, поэтому вначале он мог позволить себе производить только около 50 футболок в неделю. Но вскоре скромные тиражи привели к тому, что у магазина Nowhere начали собираться огромные очереди молодых людей, охотящихся за редкими вещами с принтом в виде головы обезьяны. Политика дефицита и эксклюзивности стала отличительной чертой бренда, повышающей его привлекательность среди ценителей. 

Популярность BAPE в Японии со временем неуклонно росла, даже несмотря на высокую стоимость продукции, а Нагао превратился в весомую фигуру токийской уличной сцены. К 1998 году бренд был представлен примерно в 40 точках по всей стране. Но NIGO подобная ситуация не устраивала. Он хотел контролировать продажи, чтобы избежать избыточного производства. Дизайнер предпринял смелый шаг и отказался от массовых оптовых поставок в пользу эксклюзивности, сосредоточив все силы на единственном флагманском магазине в Токио. Риск оправдался и вскоре продажи превысили свой прежний уровень. Последовавшие за этим годы были, пожалуй, одними из самых успешных и прибыльных для NIGO.

Как появилось название и логотип BAPE

Будучи известным поклонником поп-культуры 20-го века, NIGO назвал свой бренд в честь фильма «Планета обезьян» 1968 года. По словам основателя, A Bathing Ape — это также отсылка к японской идиоме «A bathing ape in lukewarm water» («Обезьяна, купающаяся в теплой воде»), используемой для обозначения чрезмерно избалованного человека, развлекающегося в воде в ванной так долго, что она становится теплой. Это ироничный намек на гедонизм и потребительское отношение японских подростков, стремящихся только к статусу. Во многих отношениях стритвир и одежда люксовых брендов являются символами статуса, поэтому NIGO считал, что это идеальное название для его бренда.

Как появился логотип BAPE
Логотип BAPE вдохновлен фильмом «Планета обезьян» 1968 года

Что касается логотипа в виде головы обезьяны, то тут все снова сводится к классике научной фантастики. Если присмотреться, то можно обнаружить, что талисман BAPE очень похож на костюмы обезьян из вышеупомянутого фильма.

Камуфляжный принт

Невозможно представить себе BAPE без его знакового камуфляжного принта с изображением головы обезьяны, часто скрытой в его нюансах. Впервые NIGO использовал 1ST CAMO в 1996 году в оттенках желтого и зеленого, нанеся на ветровки и толстовки. Сегодня узор украшает не только одежду и обувь, но и бесчисленные коллекционные аксессуары, включая часы G-SHOCK и более эклектичные памятные вещи, такие как рыболовные снасти, постельное белье, скейтборды и палочки для еды. NIGO вывел принт далеко за пределы уличной культуры, покрыв камуфляжем ряд редких и желанных автомобилей, включая Mercedes-Benz 300SL Gullwing 1954 года, Bugatti Veyron и Rolls-Royce Phantom. Принт используется и при оформлении магазинов BAPE, появляясь как на стенах, так и на обивке диванов.

В дополнение к обычному камуфляжу BAPE также предлагает ряд его разновидностей — узоры ABC CAMO, TIGER CAMO, SPACE CAMO, FOREST CAMO и другие. Так, например, принт SPACE CAMO отличается своей черно-белой расцветкой и наличием ярких пятен, имитирующих звездное небо. В то время как камуфляж традиционно предназначается для маскировки, камуфляж BAPE переворачивает сценарий и становится чем-то, что просто невозможно игнорировать.

Кроссовки BAPE STA

В 2002 году NIGO выпустил свою культовую модель BAPE STA, ставшую почти точной копией кроссовок Air Force 1 от Nike, которые были представлены двумя десятилетиями ранее. Различия не особо заметны, но они есть. На месте свуша появилась падающая звезда, а надпись «AIR», которая обычно размещается на мидсоли форсов, сменилась словами «APE» или «BAPE». Наиболее важным стал тот факт, что BAPE STA получили верх из лакированной кожи, что придало им характерный блеск, которого не было у Uptowns (наиболее часто используемое прозвище Air Force 1).

История создания кроссовок BAPE STA
Кроссовки BAPE STA

Помимо дизайна популярности кроссовок также во многом способствовали коллаборации BAPE с модными брендами, художниками и артистами, включая KAWS в 2005 году, Канье Уэста в 2007 году и SpongeBob в 2008 году. Конечно, BAPE не ограничивался лакированной кожей и много экспериментировал с текстурами и материалами. Были и замшевые кроссовки, и нубуковые, и монохромные, с минимальным декором, и выполненные под змеиную кожу и даже версия Mid.

A Bathing Ape Shark Hoodie

Наряду с кроссовками одним из самых знаковых предметов в кладовой BAPE является худи A Bathing Ape Shark Hoodie. Впервые выпущенная в 2004 году толстовка привлекает дерзким дизайном и множеством уникальных деталей. Главная ее особенность заключается в огромной акульей пасти на капюшоне, который полностью застегивается на молнию спереди. Дизайн был вдохновлен «военным искусством», когда хищника рисовали на корпусах линейных кораблей и на носу истребителей. Тигр, изображенный в виде символа «а», отсылает к первой букве в названии бренда, а нашивка «WGM» означает «World Gone Mad» («Мир сошел с ума»).

Как символ марки и настоящая икона стиля, толстовка часто выпускается в партнерстве с другими компаниями. Так, худи BAPE Shark Hoodie создавались в сотрудничестве с PUMA, Heron Preston, Neighbourhood, Coach, OVO среди прочих. С брендом MediCom Toy они сделали не только одежду, но и фигурку BE@RBRICK с акульей пастью, а с adidas — кроссовки Dame 4 и POD-S3.1.

NIGO и Фаррелл Уильямс

В 2001 году BAPE сотрудничал с Pepsi. Это было первое крупное корпоративное сотрудничество и первый признак того, что маркетинговые конвенции, которые создали основную привлекательность бренда, больше не актуальны для его будущего. 

Примерно в то же время NIGO познакомился с Фарреллом Уильямсом. Встреча произошла благодаря ювелиру Jacob the Jeweler, который отметил их схожие вкусы в заказах. Фаррелл настолько полюбил дизайны NIGO, что его часто можно было заметить в одежде BAPE на улице или на красной ковровой дорожке. Яркая и кричащая эстетика японского стритвир-бренда с ее непринужденным характером и юношеским свободным духом идеально сочеталась с личным стилем исполнителя. Вскоре партнерство между NIGO и Фаррелом привело к запуску совершенно нового бренда одежды Billionaire Boys Club и линейки обуви ICECREAM.

NIGO и Фаррелл Уильямс
Фаррелл Уильямс и NIGO на MTV Video Music Awards 2006

Музыкант взял на себя роль неофициального посла BAPE. Канье Уэст, Lil Wayne и множество других рэперов последовали за ним, продвигая бренд на вершину хип-хоп-сцены. Однако, поскольку магазины бренда были представлены только в Азии, а онлайн-покупки не были распространены, товары BAPE найти было очень трудно. Чтобы хоть немного удовлетворить спрос на американском рынке, NIGO открыл магазины в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе в 2005 и 2006 годах соответственно. 

Большой прорыв BAPE в Северной Америке был также отмечен нашумевшим видео Soulja Boy «Crank That», в котором рэпер носит яркую красно-желтую пару BAPE STA. Soulja Boy даже ссылается на эти кроссовки в своем тексте: «Haters getting mad ’cause I got me some Bathing Apes» («Ненавистники злятся, потому что я купил себе [кроссовки] Bathing Ape»). Бренд начал быстро расширяться, запуская новые линии, звукозаписывающую студию, парикмахерскую BAPE Cuts, кафе, BAPE TV, журнал и ресторан Curry Up.

Подразделения бренда

BAPY by A Bathing Ape

Подразделения BAPE - BAPY by A Bathing Ape
Коллекция BAPY Fall/Winter 2019

Женская линия, вобравшая в себя лучшее из традиционного преппи и дерзкого стиля 1990-х годов, классики и спорта, японского наследия и парижского шика. Подразделение было запущено в 2001 году специально для работающих женщин, что, собственно, и отражено в названии BAPY (Busy Working Lady). Просуществовав до 2007 года, линия закрылась, но была перезапущена спустя 13 лет с более элегантным женственным почерком.

Baby Milo

Baby Milo — это «милое» ответвление от основных продуктов BAPE. Знаменитая обезьянка-маскот была создана в 2010 году в результате сотрудничества BAPE с японской компанией Sanrio, разрабатывающей каваий-товары, и названа в честь персонажа из фильма «Планета обезьян». Талисман появляется как на взрослой, так и на детской одежде, а также в коллекциях аксессуаров для домашних животных.

Mr. Bathing Ape

Подразделения BAPE - Mr. Bathing Ape
Коллекция Mr. Bathing Ape Spring/Summer 2022

Изысканная и формальная линейка, основанная в 2010 году. Под маркой Mr. Bathing Ape выпускаются пиджаки, галстуки, рубашки, классические ботинки и многое другое. Логотипом марки является голова обезьяны с усами на лице.

AAPE by A Bathing Ape

Подразделения BAPE - AAPE by A Bathing Ape
Коллекция AAPE x Tommy Jeans, 2022

Диффузная линия культового бренда, созданная в 2012 году для того, чтобы привлечь молодое поколение к уличной одежде. Одежда AAPE выпускается по несколько более низкой цене с небольшими эстетическими различиями в языке дизайна. Кроме того, у ответвления есть собственный отличительный логотип MOONFACE в виде круглого лица обезьяны.

BAPE BLACK

Подразделения BAPE - BAPE BLACK
Коллекция BAPE BLACK Fall/Winter 2022

Высококачественная коллекция, дизайн которой основан на черном цвете и более качественных материалах и методах производства. Дебют линии BAPE BLACK состоялся в январе 2018 года вместе с выпуском широкого ассортимента курток-бомберов, толстовок с акулами, футболок, джоггеров и джинсовых брюк, дополненных золотистыми деталями и нашивками.

Конец эпохи

Новообретенная популярность BAPE в США принесла с собой ряд проблем. Дефицит продукции в сочетании с необычно высокими ценами BAPE для молодых западных потребителей привел к распространению контрафактной продукции, которая насытила рынок раньше, чем бренд смог встать на ноги. Менялись и вкусы миллениалов. Мир моды стал определенно более серьезным, и такие дизайнеры, как Раф Симонс и Рик Оуэнс, вошли в обиход среднего потребителя уличной одежды, стремящегося доказать свой более взыскательный вкус. Между тем, кричащая одежда с большим количеством логотипов под брендом NIGO потеряла большую часть своего блеска. 

К 2010 году A Bathing Ape задолжал более 22,5 миллиона долларов. Через год NIGO был вынужден продать бренд гонконгскому конгломерату IT Ltd за скромные 2,8 миллиона долларов. В течение следующих двух лет дизайнер все еще оставался в компании, чтобы помочь новому владельцу с переходом. В 2013 году NIGO покинул BAPE окончательно, чтобы сосредоточиться на своем новом проекте Human Made, рожденном на фоне любви дизайнера к американской винтажной одежде. 

NIGO ушел из BAPE
Рисунок KAWS, посвященный уходу NIGO из BAPE

Фокус BAPE снова был направлен на восток, но теперь на Тайвань и Китай. Магазины открылись в Тайбэе, Пекине, Шанхае и Гонконге, чтобы обслуживать еще более лояльную аудиторию, чем та, которую бренд обрел в Японии. Осенью 2016 года BAPE объединился с Coca Cola, что подчеркнуло способность бренда оставаться успешным маркетинговым предприятием.

A Bathing Ape сегодня

По мнению редакторов Highsnobiety, хотя сейчас A Bathing Ape уже не такой дефицитный и непредсказуемый, как раньше, его наследие как одной из первоначальных икон стритвира, а также его глубокие связи в хип-хопе и уличной культуре позволяют бренду продолжать завоевывать все новую аудиторию.

Некогда желанные и труднодоступные толстовки с акулой теперь не больше чем символическая покупка, доступная любому, кто готов расстаться с деньгами, а культовый камуфляж бренда — один из самых распространенных графических элементов современного уличного стиля. Для многих это уже не тот BAPE, в который они влюбились.

Те, кто был рядом с брендом с первых дней, помнят время, когда они чувствовали себя больше, чем просто потребители — они были частью группы, которая охватывала весь мир, но при этом решительно оставалась подпольной. Сегодняшний BAPE имеет мало общего со своими корнями, но это все еще бренд, определяемый жадным аппетитом молодой аудитории на все, что ей предлагают.

Почему BAPE такой дорогой?

На данный момент стоимость футболки BAPE составляет около 100 долларов, а цена среднего худи варьируется в пределах 250-600 долларов. У многих японских брендов есть целый список причин, лежащих в основе их ценовой структуры: более высокие стандарты качества и зарплаты японских производителей, лучшее здравоохранение, мнение потребителей о том, что хороший продукт должен стоить больших денег, и так далее. Но в случае с BAPE, по крайней мере, в наши дни, все обстоит иначе. Продукция в основном производится в Китае. Качество, хотя и остается хорошим по сравнению со средним торговым брендом, не представляет собой ничего выдающегося. А что касается репутации BAPE в Японии, то в восточной стране бренд настолько распространен, что на него уже не обращают особого внимания.

Почему BAPE такой дорогой
Стоимость худи BAPE варьируется в пределах 250-600 долларов

Так почему же BAPE такой дорогой? Ответ кроется в самом названии, которое, если вспомнить, обозначает самодовольную и чрезмерно снисходительную молодежь. BAPE стоит дорого, потому что это бренд для подростков, у которых слишком много денег. Подобное ироничное отношение к своему потребителю когда-то стало одной из самых сильных сторон бренда. Так что да. BAPE стоит дорого, потому что это BAPE.

МЫ В СОЦСЕТЯХ