«Black Is King» — стиль и символизм в визуальном альбоме Beyoncé
«Black Is King» - стиль и символизм в визуальном альбоме Beyoncé

Стиль и символизм визуального альбома Beyoncé «Black Is King»

31 июля Beyoncé выпустила на Disney+ свой новый визуальный альбом «Black Is King». Релиз, основанный на песнях из фильма «Король Лев» 2019 года, в котором певица озвучивала Налу, подается как «торжество опыта темнокожего комьюнити». Помимо самой Beyoncé, в «Black Is King» также приняли участие ее муж JAY-Z и дочь Блю Айви Картер, Кендрик Ламар, Фаррелл Уильямс, Дональд Гловер и многие другие исполнители. Альбом, написанный и спродюсированный самой Beyoncé, прославляет красоту темнокожих — эта тема уже на протяжении многих лет остается центральной в ее творчестве.

В преддверии выхода альбома о записи мало что было известно, за исключением темы и нескольких видеоклипов, однако даже в этих фрагментах можно было заметить богатство дизайнерских костюмов. Весь фильм наполнен яркими цветами, объемными силуэтами и визуальным символизмом. Так в одном кадре группа людей одета в оранжевые костюмы, напоминающие тот, что JAY-Z носил в клипе к «Apeshit», а в другой момент женские платья цвета фуксии отсылают к желтому наряду, в котором Beyoncé появлялась в «Hold Up».

Художником по костюмам визуального альбома выступила давний стилист исполнительницы, Зерина Акерс, заказавшая образы у целого разнообразия брендов из африканской диаспоры и за ее пределами. В «Black Is King» у Beyoncé получилось выдержать гармонию между костюмами от известных модных домов вроде Burberry, Valentino, Gucci и Balmain и работами темнокожих дизайнеров, в том числе Джерома Ламара, Алона Ливне и Лозы Малеомбо. Они и такие африканские марки, как Tongoro Studio, переосмыслили традиционные символы различных африканских культур, отдав дань уважения богатому разнообразию творчества континента.

Образы, появляющиеся на всем протяжении фильма, строят единую сюжетную канву, где видение каждого дизайнера вплетается в захватывающую историю, рассказанную устами Beyoncé. В кадре появляются отсылки к конкретным деталям традиционного гардероба африканских народов, органично интерпретированные в контексте современной моды.

Одним из самых примечательных примеров, часто встречающихся в творчестве поп-исполнительницы, является образ богини рек и плодородия Ошун, который почитается народами йоруба. Связь с Ошун и духовностью передается как в начале фильма через белое платье от Wendy Nichol из белой японской органзы и шелка, в котором Beyoncé идет по накатывающим волнам, так и через золотистый наряд от Balmain с плиссированным лифом со спущенным плечом.

  • Костюмы Beyonce в «Black Is King»
    Beyoncé в образе от Burberry
  • Костюмы Beyonce в «Black Is King»
    Beyoncé в боди Loza Maléombho
  • Костюмы Beyonce в «Black Is King»
    Beyoncé в боди Marine Serre

Что касается африканских материалов и традиций в одежде, красной нитью по всему визуальному альбому проходят образы из ткани боголанфини, создание которой является неотъемлемой практикой в Мали. Уникальное расположение символов и форм, созданных неокрашенным пространством на ткани боголанфини проявляется в черно-белом боди Loza Maléombho с преувеличенными плечами в песне «Already». Золотые пуговицы этого костюма напоминают похожие украшения, используемые в коронах правителей народов аканы, которые проживают в Гане и Кот-д’Ивуаре. Еще одной отсылкой к геометрическим узорам боголанфини стали платья Tongoro Studio, в которых Beyoncé выступает в клипе к «Brown Skin Girl».

Другой народ, традиции в одежде которого перенимаются в «Black Is King», это зулу — коренные жители Южной Африки. Кастомизированные комбинезон и кейп с принтом леопарда и кристаллами от Valentino, появляющиеся в «Mood 4 Eva», символизируют использование леопардовых шкур в церемониальной одежде зулу. Более абстрактной вариацией использования анималистичного принта является кастомизированное платье Kujta & Meri с глубоким вырезом и плоская широкая шляпа с таким же рисунком. Корсет и мини-юбка с коровьим узором Burberry, которые для Beyoncé создал Рикардо Тиши, тоже выступают данью уважения южноафриканской культуре, в частности народам зулу и коса, разводящий рогатый скот.

  • Beyoncé в костюмах Alon Livné в фильме Black Is King
    Beyoncé в костюме Alon Livné
  • Beyoncé в «Black Is King» в костюмах Alon Livné в фильме Black Is King
    Beyoncé в костюме Alon Livné
  • Beyoncé в «Black Is King» в костюмах Alon Livné в фильме Black Is King
    Beyoncé в костюме Alon Livné

Темнокожий дизайнер Алон Ливне разработал для поп-дивы три образа, основываясь на присланном Акерс мудборде, состоящем из изображений природы, черного искусства и кино. Первый наряд был вдохновлен знаменитой эллинистической скульптурой Никой Самофракийской, также известной как древнегреческая богиня победы. Образ Ливне, созданный из шелка молочного оттенка, украшен такими же драматичными складками и объемным воротом, напоминающим поднятые крылья. В фильме также использовали бордовое пальто из его недавней коллекции, которое издалека выглядит как мех, но на самом деле создано из крошечных полосок тюля, вручную собранных и сшитых вместе. Последний костюм модельера появляется в сцене, в которой все одеты в белое — это платье ручной вязки с корсетным лифом и рукавами с открытым плечом. Для этого образа дизайнер головных уборов Лорел ДеВитт, с которой Beyoncé сотрудничает уже на протяжении долгих лет, создала кутюрный тюрбан из жемчуга.

Но главным аксессуаром «Black Is King» стал другой головной убор. В Нигерии его называют геле, в Гане — дуку, но, по сути, такой кусок ткани, обернутый вокруг головы, носят по всему африканскому континенту. Постоянное присутствие геле на экране отражает желание Beyoncé воздать дань уважения этому традиционному элементу одежды, являющемуся основой многих африканских костюмов. Что касается плетеных косичек певицы, такая прическа вдохновлена практикой удлинения черепа липомбо, которая была популярна среди народов мангбету, проживавших в Центральной Африке.

Beyonce в «Black Is King» в геле
Beyoncé в традиционном африканском головном уборе — геле

Другие запоминающиеся модные моменты «Black Is King» включают в себя боди Marine Serre с фирменным принтом полумесяца, в которых Beyoncé и ее подтанцовка выступают в «Already», телами формируя голову и гриву льва. В фильме также присутствует воздушное цветочное платье от Erdem из коллекции FW19, в котором Beyoncé устраивает чайную церемонию вместе со своей матерью Тиной Ноулз, актрисой Люпитой Нионго и участницей бывшей группы певицы, Destiny’s Child, Келли Роуленд. Постоянная смена образов позволяет Beyoncé перевоплощаться из одной героини в другую, предлагая зрителю не только акустически, но и визуально завораживающее действие.

Роскошь костюмов разделяют и другие знаменитости, присутствующие в визуальном альбоме. JAY-Z и юный протагонист одеты в элегантные бежевые костюмы с водолазками того же оттенка и массивными цепями. В «Brown Skin Girl» платья Нионго, Наоми Кэмпбелл, Келли Роуленд, Авенг Аде-Чуол и Адут Акеч похожи на торжественные ансамбли для светского бала. Тина Ноулз появляется в кадре в ярко-розовом костюме с объемным воротником и острыми плечами. Даже Блю Айви выглядит торжественно, нарядившись в бальное платье с жемчугами. Но наиболее ярко эстетика фильма проявляется во фрагментах с хором: в номере по синхронному плаванию танцоры, складываясь в узоры калейдоскопа, окружают певицу в костюмах оранжевого цвета и фуксии, а финальный танец в пустыне выглядит как настоящая картина, пришедшая в движение.

«С помощью этого альбома я хотела представить элементы истории темнокожих людей и африканских традиций в современной интерпретации и едином послании, показать, что значит найти свою самоидентификацию и построить свое наследие», — написала Beyoncé в инстаграме перед премьерой альбома. — «Я провела много времени, изучая и впитывая уроки прошлых поколений и богатой истории различных африканских обычаев. Во время работы над этим фильмом бывали моменты, когда я, как и многие другие члены моей креативной команды, чувствовала себя перегруженной, но нам было важно создать фильм, который внушает чувство гордости и знания».

«Black Is King» стал гораздо большим, чем просто визуальным сопровождением музыкальному релизу исполнительницы, поскольку его выход совпал со всплеском движения Black Lives Matter. Сама Beyoncé отметила, что присутствие ее нового альбома в современном мире «послужит великой цели». «Из-за событий 2020 года концепция и послание фильма стали еще более актуальными, поскольку люди по всему миру отправились в настоящее историческое путешествие», — заявила она. — «Многие из нас хотят перемен. Я уверена, что, когда темнокожие люди делятся собственными историями, мы можем сдвинуть ось земли и рассказать нашу настоящую историю богатства поколений и богатства души, которых нет в исторических учебниках».

 


В этом году Beyoncé не только выпустила новый визуальный альбом, но и запустила сотрудничество с adidas — познакомьтесь с брендом певицы, IVY PARK


 

МЫ В СОЦСЕТЯХ