Харадзюку — главное об альтернативной моде Японии | МЦ
Мода харадзюку - всё, что нужно знать о японском стиле

Всё, что нужно знать о моде Харадзюку

Одним из главных районов, который вывел Токио на мировую модную арену, является Харадзюку — мекка для каждого поклонника альтернативной моды. В Японии этот квартал знаменит своим разнообразием необычных стилей, от кричащих и диких расцветок до цепей и викторианских воланов. Но даже если вы никогда не были в Харадзюку, название может показаться вам знакомым благодаря поп-хиту Гвен Стефани «Harajuku Girls». Многообразие фэшн-бутиков и аутентичная молодежь в Харадзюку сказались на влиянии района на стритвир и актуальные тренды.

О том, как зародилась уникальная мода Харадзюку и какие стили можно встретить на его улицах, рассказываем в этой статье.

Что такое Харадзюку

Мода Харадзюку получила свое название от оживленного торгового квартала Токио, расположенного неподалеку от станции Харадзюку в районе Сибуя. Этот термин обозначает не какую-то одну определенную манеру одеваться, а целое скопление разнообразных эстетик молодежных субкультур.

Стили Харадзюку зародились в Японии в начале 1980-х и стали известны на Западе примерно в 2000 году. На тот период как раз пришелся расцвет субкультур, и молодежь могла выбирать из бесчисленного множества различных эстетик и образов. Первыми новую моду задали жители района, заполонившие улицы уникальными и красочными нарядами. Ранним трендом было сочетание традиционных японских костюмов с западным стилем одежды.

Мода харадзюку - журнал Fruits
Мода Харадзюку часто попадала на обложку японского журнала FRUiTS

Многие яркие образы были запечатлены в знаменитом японском журнале FRUiTS, основанном в 1997 году. Издание было посвящено уличной моде, и особенно часто на его страницах мелькали стильные люди из Харадзюку. Изображения сопровождались кратким описанием человека: его возрастом, родом занятий и тем, чем был вдохновлен его внешний вид. В 2017 году FRUiTS прекратил выпуск физического тиража своих журналов, однако продолжил документировать необычную моду и стиль Харадзюку онлайн. Сейчас аккаунт издания можно найти в инстаграме* — его ведет основатель FRUiTS Шоичи Аоки.

В первую очередь субкультуры, собранные под понятием Харадзюку, обобщает две характеристики — чувство общности и свобода самовыражения. Существует несколько точек зрения на тему того, что привело к появлению такого феномена. Некоторые считают, что это бунт против относительно строгих общественных правил Японии: молодежь намеренно одевается ярко и непосредственно, стараясь отодвинуть момент взросления и необходимости соответствовать общественным нормам. Другие же полагают, что многообразие эстетик Харадзюку обусловлено желанием отойти от традиционной моды и полностью отдаться творческим экспериментам.

Главные стили Харадзюку

Многие образы, которые встречаются в квартале Харадзюку, можно мгновенно опознать: каждая эстетика обладает особенными характеристиками, выделяющими ее на фоне других. У субкультур есть свои сообщества, которые позволяют людям не только выражать себя через внешний вид, но и находить единомышленников. Несмотря на то, что полный перечень стилей Харадзюку с различными ответвлениями перечислить довольно сложно, существуют основные виды, которые остаются популярными уже на протяжении нескольких десятилетий.

Лолита

Харадзюку - всё, что нужно знать - Лолита

Объединяя в себе множество разных подстилей, Лолита является одним из самых узнаваемых стилей в японской уличной моде и собрала большое число последователей по всему миру. Ключевыми характеристиками эстетики являются платья с дополнительными нижними юбками для придания объема, рукава-фонарики, блузки с оборками и воланами, а также высокие гольфы, кружева и туфли мэри джейн.

Наиболее известными подвидами стиля Лолита являются:

  • классическая Лолита, навеянная исторической модой, которая отличается цветочными принтами, приглушенными тонами, лентами, корсетами и шляпками;
  • готическая Лолита, где используются темные оттенки, аксессуары с такими мотивами, как пауки, скелеты и летучие мыши, а также архитектурные мотивы викторианской эпохи;
  • милая Лолита — стиль, который изначально был вдохновлен детскими костюмами дворян в XVII веке и культурой кавайи. Его ключевыми элементами являются пастельные оттенки, большие банты, аксессуары в виде мягких игрушек, а также невинная одежда в стиле кидкор.

Когяру

Стиль харадзюку - когяру

Когяру или когал — это тренд, который приобрел популярность в начале 1990-х годов. Само название, «ko-gyaru», является производным от сокращения «школьница» и английского слова «girl» — «девочка». Такой стиль одежды во многом вдохновлен типичной формой японских школьников старших классов.

В основном когяру придерживаются девушки: они наряжаются в блузки, мини-юбки, высокие гетры или присборенные носки и лоферы или туфли мэри джейн. Отличительным признаком также являются загорелая кожа и длинные волосы.

Гангуро

Харадзюку - альтернативная мода - гангуро

Стиль гангуро является частью более широкой субкультуры гяру. Он стал популярен среди японских девушек в начале 90-х и достиг своего пика в нулевые. Прародительницей стиля считается j-pop-певица Намиэ Амуро, которая популяризировала такие ключевые аспекты гангуро, как осветленные волосы, загорелая кожа и сочетание мини-юбок с сапогами на платформе. Представительницы гангуро также любят неоновые цвета, огромные накладные ресницы, белую подводку для глаз, окрашенные вручную саронги и множество аксессуаров — браслеты, сережки и кольца.

Исследователи полагают, что эта субкультура является бунтом японских женщин против традиционных представлений страны о красоте, а также последствием влияния американской поп-культуры, в особенности стиля Калифорнии. Радикальные гангуро называются ямамба (или сокращенно мамба): их можно отличить по еще более темному автозагару со светлыми кругами вокруг глаз и яркому макияжу.

Косплей

Косплей представляет собой переодевание в костюмы персонажей книг, фильмов, видеоигр, аниме и манги, и может варьироваться от выбора небольших аксессуаров до полного повторения образа с тщательно подобранными нарядами, сшитыми на заказ. Конечно, косплей популярен во всем мире, но за пределами Харадзюку его проявление обычно ограничивается конвенциями, тематическими вечеринками и Хэллоуином.

В Японии же косплей является одним из самых популярных хобби, и в Харадзюку можно встретить в нарядах известных или нишевых героев как молодежь, так и представителей гораздо более старшего поколения.

Босодзоку

Стиль харадзюку - японская мода - босодзоку

Изначально появившееся как сообщество байкеров (часто связанных с криминалом), движение постепенно развивалось, позже распространившись на любителей автомобилей и дистанцировавшись от преступного образа. Несмотря на то, что пик популярности босодзоку пришелся на 1990-е годы и сегодня уже спал, стереотипный образ представителей субкультуры по-прежнему часто карикатурно изображается в японских фильмах и аниме.

Типичные босодзоку носят униформу, вдохновленную военной формой Второй мировой войны. Костюмы состоят из рабочих комбинезонов или токкофуку (длинных плащей с винтажными патриотическими слоганами) с мешковатыми брюками в тон. На плащи наносятся различные символы, в числе которых можно увидеть название банды, флаг Японии или императорскую хризантему, считающуюся символом крайне правых взглядов. Их обычно надевают на голое тело, демонстрируя перебинтованный торс. Брюки босодзоку заправляют в армейские ботинки в стиле японских военных летчиков.

Благодаря босодзоку в Японии появился еще один тренд — выпускные костюмы сотсу-ран

Готы

Стиль харадзюку - японская мода - готы

Готический стиль в Японии очень похож на европейскую готику, однако в Харадзюку он часто доведен до крайности. Одетые во всё черное и украшенные многочисленным пирсингом, стильные готы выступают контрастом ярким любителям кавайи-моды, которые принесли району всемирную известность. Почти каждый стиль Харадзюку имеет свою мрачную версию, начиная от готической Лолиты и заканчивая Вижуал-кеи (стиль, в котором смешиваются панк- и рок-влияния).

Декора

Стиль харадзюку - декора

Субкультура декора (или декора-кей) появилась на рубеже нового тысячелетия и стала популярной не только в Японии, но и за рубежом. Известной представительницей стиля является певица Кяри Памю Памю, которая оставила свой след на модной сцене Харадзюку еще до своего музыкального дебюта.

Декора характеризуется ярким и миловидным внешним видом, который часто ассоциируется с японской культурой кавайи. В образах используются знаменитые персонажи вроде Hello Kitty, радужные парики, разноцветные заколки, пластиковые браслеты и даже пластыри, которые используются в качестве аксессуара на нос. Удобные футболки и толстовки часто сочетаются с короткими юбками-пачками. Декора также носят чулки, леггинсы, напульсники и гольфы в разномастных тонах, делающие образ еще более заметным.

Новым течением декора-кей и культуры кавайи является фейри-кей, поклонники которой предпочитают мягкие и воздушные ткани и пастельные оттенки. Стиль, основанный на моде 1980-х годов, отличается пристрастием к мягким игрушкам, мультяшным узорам и элементам из детских западных марок вроде Polly Pocket, Care Bears и My Little Pony.

Панки

Харадзюку — это развивающаяся экосистема визуальных стилей, и уже на протяжении многих десятилетий процветающей частью этой сцены остается панк. Своими корнями японская версия стиля уходит в панк-рок-музыку, которая стала популярной в Великобритании и США в 1970-х годах. Несмотря на давнее появление, панк остается актуальной эстетикой для улиц квартала и сегодня.

В основе нарядов лежит черная или темная цветовая палитра, байкерские куртки, множество кожаных айтемов, клетчатые брюки, тяжелые ботинки, цепи и шипы. Многие японские панки предпочитают мрачный макияж и черные или разноцветные волосы. В последнее десятилетие также довольно популярным стал стиль «милых панков», в котором элементы панка сочетаются с бантами и пастельными оттенками в одежде и прическе.

 

*Инстаграм принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена

 

Японский бренд Hysteric Glamour — синтез рок-музыки, искусства и порнографии

МЫ В СОЦСЕТЯХ