Дэниел Аршам о коллаборации с IKEA — интервью с художником
Дэниел Аршам о IKEA Art Event

Игры с границами пространства и времени. Интервью Дэниела Аршама

Один элемент, который есть в танцах и спектаклях, но которого нет в музее или галерее, — это элемент времени

***

Неважно, смотрите ли вы на скульптуру Пикачу, сделанную из вулканического камня, или на Porsche в натуральную величину, во всех произведениях Дэниела Аршама — в их формах и изгибах — есть главный герой. Неслучайно Аршам создал парящие часы для коллекции IKEA Art Event 2021, в разработке которой также приняли участие дизайнеры Сабин Марселис и Штефан Маркс, студия Humans since 1982 и японский коллектив Gelshop. Особенным художника делает его способность исследовать сложные концепции через мейнстрим-культуру — от сотрудничества с Dior и IKEA до Pokemon и KITH.

Родившийся в Кливленде в 1980 году и проживающий в Нью-Йорке Дэниел Аршам является частью новой элиты творцов, сумевших освободиться от концептуального галерейного искусства и полностью погрузиться в многообразную и межотраслевую магму современной культуры. Привлекательность произведений Аршама для широкой публики связана со многими аспектами культуры хайпа и стритвира: подобно Вирджилу Абло, Киму Джонсу и Supreme художнику удается играть с образами посткапиталистической современной культуры и в то же время вносить критику и использовать маркетинговые механизмы. Его интерес к концепции восприятия времени и его течения противопоставляется скорости и непосредственности современной культуры, в то же время архаичность в его работах вступает в противоречие с глянцевитой и искрящейся эстетикой, к которой они относятся. 

Журнал nss magazine поговорил с Дэниелом Аршамом о его продукции по случаю презентации шестой по счету коллекции Art Event. 

Коллаборация с IKEA напоминает мне о режиме самоизоляции, когда пространство ограничено, а время искажено. Можете ли вы объяснить мне свою идею создания часов и имеет ли она какое-либо отношение к пандемии и самоизоляции?

Дэниел Аршам: У меня много проектов связанных со временем, в которых я изображаю часы, находящиеся в динамике. Также у меня много проектов, которые меняют восприятие истории. Таки образом, путаница и искажение времени — это то, над чем я много работаю. На самом деле коллаборация с IKEA не имеет ничего общего с пандемией, она была разработана еще до того, как это началось, так что это просто совпадение. Мы все начали много размышлять о масштабе времени, потому что пандемия заставила время двигаться быстрее для одних и медленнее для других. Это сделало нас более восприимчивыми к течению времени и нашему опыту.

Как и почему вы начали увлекаться взаимодействием времени и пространства?

Дэниел Аршам: Как только я закончил школу, я устроился декоратором сцены. Один элемент, который есть в танцах и спектаклях, но которого нет в музее или галерее, — это элемент времени. При движущемся искусстве вы начинаете ощущать различные выражения времени, поэтому в каком-то случае спектакль будет казаться вам очень длинным, а иногда — очень коротким. Я нахожу это очень интересным и очень полезным: на многих своих выставках я наблюдаю за тем, как люди перемещаются по залу, и использую скульптуры, чтобы как бы замедлить их ход. Со стенами или вынужденными препятствиями время становится частью представления.

Скульптура Пикачу Дэниела Аршама

Я нахожу вашу точку зрения на культуру хайпа и деконтекстуализацию объектов чрезвычайно увлекательной. Как современное искусство взаимодействует с объектами мейнстрим-культуры — с кроссовками, Pokemon и IKEA? 

Дэниел Аршам: В какой-то степени, это кажется чем-то новым, что в нашей повседневной жизни такие бренды, как Nike, Pokemon, сочетаются с современным искусством, но мы не первое поколение художников, которые делают это — поп-артисты, такие как Энди Уорхол, делали это еще до нас. А если мы вернемся к римской эпохе, то увидим, что скульптуры богов или полководцев олицетворяли икон той эпохи, а теперь их роли занимают Микки Маус и Пикачу, и я стараюсь воспринимать их точно так же. Самое лучшее для меня в проекте с IKEA, помимо объектов, которые создали художники, — это охват, который он получит. Галереи и музеи есть не везде, поэтому у некоторых людей нет возможности увидеть подобные объекты вживую.

Культура хайпа повлияла на творческий процесс во многих отраслях. Чем это объяснить? И почему этот культурный процесс так хорошо резонирует с кроссовками и модой в целом?

Дэниел Аршам: Отчасти это связано с основателями и главами модных домов, такими как Вирджил Абло, Ким Джонс, Мэтью Уильямс. Мы все выросли в определенных областях, и, например, для меня кроссовки Jordan были крайне желанным объектом, чем-то, что я хотел получить в тот момент, когда у меня не было ресурсов, чтобы позволить себе это. Я хочу сказать, что, у Jordan Brand есть этот отличительный фактор, потому что бренд был чем-то вдохновляющим и полным смысла для определенной общины.

Дэниел Аршам о IKEA Art Event

Как вы думаете, почему роскошь поменяла свое значение?

Дэниел Аршам: Это культурный процесс. Думаю, речь идет о перспективе творца: Вирджил многое сделал в этом направлении, но еще в далекие времена Джон Гальяно создал сказочную вселенную, которая была интересна для определенного потребителя, так же, как это сегодня делают художники. 

Вы также являетесь креативным директором франшизы НБА. Это ключевой шаг, подтверждающий, что спортивный сектор движется вперед с более открытым подходом. Не могли бы вы рассказать нам немного больше о работе с «Кливленд Кавальерс»? 

Дэниел Аршам: Для меня большая честь занимать столь уникальную должность, потому что до этого титула креативного директора на самом деле не существовало. Отчасти я хотел объединить баскетбол, который является важной частью американской культуры, с искусством, дизайном и модой. В работе с «Кавальерс» передо мной стоял следующий вопрос: “Как я могу говорить с аудиторией, которая не обязательно следит за баскетболом, и как я могу интерпретировать команду, логотип и продукт, который мы производим, с помощью культурных объектов?”. Вы можете встретить японского мальчика в футболке «Лейкерс», и, возможно, он понятия не имеет, кто сейчас в команде и как у нее обстоят дела в этом сезоне, но он носит футболку из-за своей индивидуальности и того, что она для него представляет. Это действительно интересная перспектива. 

Меня всегда завораживал тот факт, что мы живем в очень сложном мире и что люди отказываются от попыток объяснить и найти в нем смысл. Искусство и дизайн должны играть в этом определенную роль: какова роль художника по отношению к реальности и как она изменится? 

Дэниел Аршам: Я согласен с мнением, что человеческую природу и мир, в котором мы живем, невозможно понять с помощью рационального подхода. Одна функция художника, безусловно, интерпретирует реальность, но другая создает языковую систему, которая функционирует вне всяких ограничений. Таким образом, произведение искусства может быть понято на любом языке без необходимости изучения этого языка. Поэтому для меня работа художника — это создание другого типа смыслового набора, то есть, в конечном счете, другого языка общения, который позволяет лучше понять, что происходит в мире.

Источник: nssmag.com

Перевод: mcmag.ru

МЫ В СОЦСЕТЯХ