Джокер — один из самых культовых и узнаваемых злодеев в истории комиксов и кино. За более чем 80 лет своего существования этот персонаж претерпел значительную эволюцию, как в плане характера, так и в визуальном стиле. От комичного клоуна-преступника до безумного анархиста, Джокер примерял на себя множество образов, каждый из которых отражал дух своего времени и видение создателей.
Стиль Джокера всегда был неотъемлемой частью его идентичности, подчеркивающей его безумие, эксцентричность и стремление выделяться из толпы. От ярких фраков и париков до потрепанных костюмов и размазанного грима, его внешность эволюционировала вместе с характером персонажа. Каждый актер, сыгравший Джокера на экране, привносил в образ что-то свое, создавая новую интерпретацию культового злодея.
В этой статье мы проследим, как менялся стиль Джокера на протяжении десятилетий, от первых появлений на экране до современных кинопроектов.
История появления Джокера
Джокер появился в 1940 году силами Билла Фингера, Боба Кейна и Джерри Робинсона и был во многом вдохновлен Гуинпленом, персонажем Конрада Фейдта в немом фильме 1928 года «Человек, который смеется». Его появление в «Бэтмене» № 1 изображало его как хитроумного и безжалостного преступника, склонного к театральности.
С наступлением «серебряного века» комиксов в 50-х годах DC начал смягчать злую сторону Джокера, чтобы сделать свои комиксы более привлекательными для детей и избежать строгой цензуры. Рассказ 1942 года «Джокер проходит последнюю милю» одним из первых превратил Джокера из угрожающего серийного убийцы в комедийного злодея.

В 70-е годы, под руководством писателя Денниса О’Нила, комиксы стали более мрачными и серьезными. В «Бэтмене» № 251 Джокер вновь предстает как опасный преступник. В это время его безумие становится центральной темой, и появляется знаменитая лечебница Аркхем. Джокер уже не просто безжалостный злодей, а непредсказуемый и безумный персонаж.
Новым этапом в эволюции Джокера стал выход «Убийственной шутки» Алана Мура, опубликованной в 1988 году. Комикс изменил представление о Джокере, сделав его более многослойным персонажем. Он начал открыто говорить о своих философских взглядах, утверждая, что для превращения в такого, как он, достаточно одного плохого дня. «Убийственная шутка» рассказала, что Джокер когда-то был неудачливым комедиантом, который из-за долгов попал в банду преступников. Бандиты уговорили его надеть красный капюшон для анонимности, но на самом деле это было сделано, чтобы отвлечь внимание полиции. Во время ограбления на химическом заводе, испугавшись Бэтмена, он упал в чан с кислотой, что привело к его безумию и изменению внешности: его кожа стала белой, волосы — зелеными, а улыбка — постоянной.
«Бэтмен» (1966-1968)

Первым актером, сыгравшим Джокера на экране, был Сесар Ромеро в 1960-х годах. Его образ в сериале «Бэтмен» и одноименном фильме отличался веселым и комичным подходом. Джокер Ромеро имел странный смех и любил сочетать насилие с остроумными шутками.
Интересен тот факт, что Ромеро отказался сбривать свои усы для этой роли, поэтому визажисты просто замаскировали их под толстым слоем белого грима. Художник по костюмам сериала Ян Кемп также внес свой вклад в переосмысление образа Джокера, отойдя от традиционного фиолетового цвета в пользу более яркого пурпурного. Возможно, это решение было принято из-за того, что фиолетовый уже использовался в качестве акцентного цвета в костюме Загадочника Фрэнка Горшина.

Цветовой контраст между желто-зеленым париком Ромеро, темно-зеленой рубашкой и розоватым костюмом позволил Джокеру выделяться на экране ярче, чем любой другой персонаж. Этот Джокер был известен своими аксессуарами, такими как пояс с инструментами в дебютном появлении или зеленые шорты с узорами, которые он надевал поверх костюма в эпизоде под названием «Surf’s Up! Joker’s Under!».
«Бэтмен» (1989)

Джек Николсон поднял безумие Джокера на новый уровень, заменив нелепое озорство на полный, ничем не прикрытый хаос. За протезированной улыбкой Николсона скрывался его спокойный, собранный голос, полный безумия. Тон фильма Тима Бертона был основан на мрачных сюжетных линиях 1980-х годов, таких как «Убийственная шутка» и «Смерть в семье».

Джокер Николсона обладал обширным гардеробом, большинство его костюмов были довольно традиционными. Но особенно выделялся «костюм художника», который он выбрал, чтобы встретиться с Вики Вейл в музее Флюгельхайма. Одетый в клетчатые брюки, фиолетовый пиджак, оранжевую шелковую рубашку и берет художника, зловещий арлекин отравил газом посетителей и испортил бесценные произведения искусства. Возможно, самым запоминающимся моментом стала сцена, в которой Вики окатила Джокера водой, и его грим расплылся, показав вечно белое лицо.
«Темный рыцарь» (2008)


«Темный рыцарь» предложил миру особенно тревожную версию Джокера, которая по праву принесла Хиту Леджеру посмертный «Оскар». Леджер воплотил социопатию персонажа в огромном количестве поступков. Джокер воспринимает людей скорее как предметы, чем как живые существа. Ему нет дела ни до чего и ни до кого, потому что его конечная цель — хаос. Вопросы морали и общественных устоев не имеют никакого значения в его перевернутом мире.
Джокер Леджера никогда не рационализировал и не объяснял свое безумие, его нельзя было понять. Он ограбил банк только для того, чтобы поджечь кучу денег, убил собственных приспешников и каждому встречному рассказывал разные истории о своем происхождении.

Костюм, который носил Хит Леджер, был более современной версией наряда Джокера, включающей более темное фиолетовое пальто, зеленый жилет и рубашку. «Я сделала это намеренно. Мне нравится Джокер в фильме Бертона, но я видела персонажа иначе. Джокер — средневековый герой, конферансье для судов и толпы. Я хотела сделать Джокера современным эквивалентом — рок-звездой вроде Пита Доэрти, Игги Попа или Кита Ричардса», — рассказала художница по костюмам Линди Хемминг.
Вместо традиционного белого грима, покрывающего все лицо, у Джокера Леджера грим был нанесен неаккуратно и местами стерт, что придало ему более реалистичный и жуткий вид. Вокруг глаз были нанесены черные круги, а рот растянут в зловещей улыбке с помощью шрамов, создавая эффект постоянной ухмылки.
«Отряд самоубийц» (2016)

Когда Джаред Лето взялся за роль Джокера в «Отряде самоубийц», он решил полностью переосмыслить этот образ. Для подготовки к съемкам Лето использовал методы методической актерской игры, что вызвало неоднозначную реакцию. Сообщалось, что он издевался над товарищами по актерскому составу с помощью розыгрышей, а в некоторых случаях даже рассылал им мертвых крыс.

Костюм Джокера в исполнении Лето значительно отличался от традиционного образа. Художница по костюмам Кейт Хоули вдохновлялась стилем современных наркобаронов. В результате Джокер предстал перед зрителями в виде гангстера в белой рубашке, брюках с лампасами, фиолетовом плаще из крокодиловой кожи, синем спортивном костюме, с золотыми зубами, татуировками и тростью. Хоули даже пыталась приобрести украшения, принадлежавшие реальным преступным боссам, продававшиеся на аукционе, чтобы максимально достоверно воссоздать образ, но по итогу ничего не вышло.
«Готэм» (2014-2019)

Джокер в сериале «Готэм» представлен братьями-близнецами: Джеромом и Джеремайя Валеска, которых играет Кэмерон Монаган. Отчасти это сделано из-за того,что компания Warner Bros. не позволяла напрямую использовать этот образ. Да и создатели шоу старательно этот вопрос обходили, но с каждым сезоном сходство становилось все более очевидным: психопатия, сопровождающий выходки Джерома хаос, изуродованное лицо.

Сомнения вовсе исчезли при просмотре финальных эпизодов, в которых Джеремайя появился в фиолетовом пальто, блестящем зеленом костюме, желтых перчатках. Его ужасающее лицо было покрыто белым макияжем и красной помадой, скрывающей его улыбку со шрамами, а вместо привычных зеленых волос — лишь несколько редких прядей.
«Джокер» (2019, 2024)

Персонаж Артура Флека, сыгранный Хоакином Фениксом, представляет собой человека, который борется как с внутренними демонами, так и с внешними обстоятельствами. Он не просто злодей, а сложная личность, стремящаяся найти свое место в мире, полном унижений и оскорблений. Феникс глубоко погрузился в психологию своего героя, изучая литературу о маньяках и психопатах, чтобы создать образ, который невозможно однозначно классифицировать. Его Джокер страдает от психических расстройств, что проявляется в истерическом смехе в моменты, когда он больше всего хочет плакать. Это делает его не только трагичным, но и вызывающим сопереживание персонажем, который жаждет признания и любви, но сталкивается с жестокостью окружающего мира.

Костюм Джокера, созданный художником по костюмам Марком Бриджесом, значительно отличается от предыдущих экранных версий персонажа. Вместо традиционной зеленой и фиолетовой цветовой схемы, его красный костюм выглядит так, словно его носит реальный человек, а не стилизованный злодей из комиксов. Это связано с тем, что в фильме используется суровый подход к персонажам, где во главу угла ставится реализм и психологическая глубина, а не фантастические образы Джокера.
Костюм также лишен преувеличенных элементов, характерных для многих других интерпретаций Джокера. Джокер Феникса выглядит более растрепанным и неопрятным: его волосы окрашены в тусклый, неестественный зеленый цвет, а на лице лишь минимальный макияж. Это создает образ неуверенного в себе, театрального криминального магната, а скорее проблемного, маргинального одиночки.