Стиль перестройки в кино — подборка модных фильмов периода | МЦ
Стиль перестройки в кино - подборка модных фильмов периода

От «Ассы» до «Интердевочки»: стиль в фильмах перестройки

Период перестройки, начавшийся в СССР в 1985 году, и один из его ключевых принципов, гласность, привели страну к состоянию экономического хаоса, но при этом сняли ограничения на внешнюю торговлю и свободный рынок, ослабили цензуру и взяли ориентацию на западные ценности. В конечном счете такая политическая открытость стала непреднамеренным катализатором распада Советского Союза.

Сегодня одним из самых доступных способов окунуться в эпоху тех лет является кинематограф: фильмы, словно старые полароидные снимки, на долгие годы запечатлевают мимолетное мгновение истории. В конце 80-х годов в Советском Союзе на экране соседствовали как примеры тлеющей и усыхающей идеологии, так и новаторские проекты молодых режиссеров, удивляющие, а порой и оскорбляющие зрителей того времени своей откровенностью и экспериментальным подходом. Кинематограф, создававшийся в суровых условиях социальных последствий жизни в Советском Союзе, не ставил своей целью воспитание подрастающего поколения, а воспроизводил окружающую действительность со всеми сопутствующими соблазнами, проблемами и трудностями, кризисом ценностей, отсутствием ориентиров и приоритетов. Пока в обществе разрушались старые нормы, молодые люди стремились сформировать свои собственные взгляды. Голос молодого поколения зазвучал громче, и фильмы о проблемах молодежи стали предвестниками будущих перемен, иллюстрируя не только бунт нового поколения, но и глубокую пропасть между родителями и детьми.

О переломном моменте истории СССР в отечественном кинематографе говорило всё: сюжеты, выбор героев, их язык и, конечно, внешний вид. Костюмы в фильмах эпохи перестройки отражали актуальную моду без цензуры и прикрас. В то же время существовала и обратная тенденция: не имея возможности следить за трендами с помощью глянцевых изданий, зрители впитывали стиль, увиденный в кино.

В этой статье мы разбираем стиль перестройки в главных кинолентах того периода.

«Асса» (1987)

Фильм об отношениях между девушкой криминального авторитета Андрея Крымова и музыкантом Банананом, с которым она познакомилась совершенно случайно, стал символом горбачевской перестройки. Главная героиня, мечтательная Алика с большими наивными глазами разрывается между двумя мужчинами, в которых можно прочитать символы прошлого и будущего поколений. Но, конечно, сохранить и то, и другое ей не удается.

Основные персонажи одеваются в многослойные образы из драповых пальто в стиле oversize, объемные брючные костюмы, бесформенные куртки и рубашки. Для нас подобные образы уже довольно привычны, но в 1987 году такой стиль одежды молодой девушки считывался как протест против стиля перестройки: мини-юбок, ярких цветов, пластиковых украшений и начеса. Это было бунтом не только против устаревшего гардероба советского человека, но и против развращенной социальной системы в целом.

Костюмы героев стали символом анти-моды, воплощенной в одежде, не привязанной к полу, возрасту, времени года или преходящим трендам. Выделяющейся деталью во внешнем виде персонажей можно назвать лишь сценические образы и самодельную сережку Бананана, которую он сделал из фотографии с Аликой (и за отказ снять которую был отправлен в отделение милиции).

«Асса» стал поистине культовым фильмом для советской молодежи, которая от души подпевала засветившемуся в финале Виктору Цою: «Перемен, мы ждем перемен!»

«Курьер» (1987)

Еще одним своеобразным манифестом для подрастающего поколения стал фильм Карена Шахназарова «Курьер». В картине показывались близкие и понятные персонажи, главный из который — молодой парень Иван, не сумевший поступить в колледж и устроившийся на работу курьером — пытается разобраться, что делать со своей жизнью. Примечательный факт: это был первый фильм, в котором показали советский брейк-данс, а танцоров для этих сцен Шахназаров нашел в местном отделении милиции.

С точки зрения моды «Курьер» был настоящим отражением позднего СССР. Фильм начинается со сцены развода, сразу после которой в кадре появляется новая жена отца Ивана. Она одета в трендовый белый костюм с широкими плечами и красную рубашку, которые символизируют начало новой жизни. Не менее стильно одевается главная героиня «Курьера», студентка МГУ и профессорская дочка Катя. Впервые зритель видит ее в спортивном костюме adidas, который сразу обозначает ее высокое социальное положение: в те времена показателем статуса были не только брендовые, но и любые вещи иностранного производства. Лишь позже «треники» стали фирменным элементом стиля криминальных авторитетов, а до этого достать их было очень непросто.

Ее отец тоже носит узнаваемую олимпийку с тремя полосками, но под ней можно заметить красную футболку с коммунистическими мотивами — это уже насмешка над элитным классом СССР, чьи социалистические «принципы» остались спрятаны под соблазном перед благами капитализма.

Несмотря на то, что на экране Катя с легкостью меняет образы один за другим, на самом деле найти модную одежду для съемок было сложно. Один из свитеров достался актрисе благодаря оператору, чья знакомая купила его во Франции, а платье, в котором героиня приходит на свидание, принадлежало супруге Шахназарова.

Рабочий класс жил совсем по-другому. «Моя мечта — пальто купить», — признается Ивану его друг Базин в конце фильма, подводя итог печальной реальности эпохи перестройки и озвучивая желание многих подростков того времени.

Сам Иван — как говорит о нем отец Кати, «типичный представитель молодежи: эдакая смесь нигилизма с хамством». Его гардероб, состоящий из темной ветровки, клетчатых рубашек, скромных свитеров и джинсов, не отличается разнообразием и отображает вид «героя того времени» — простого парня, далекого как от устоев старшего поколения, так и новомодного стремления заполучить импортную одежду из рук спекулянтов.

«Маленькая Вера» (1988)

«Маленькая Вера» — это нарастающая драма о жизни в провинции СССР. Бунтарка Вера не хочет жить по устоявшимся законам советского общества и правилам, навязанным ее алкоголиком-отцом и консервативной матерью. «Да она поэтому курить начала, чтоб все видели, какая она свободная. Делайте с ней что хотите», — отзывается о дочери мать. Сюжет принимает новый оборот, когда Вера заводит роман с Сергеем, умным и острым на язык студентом — одним из немногих в ее обществе, кто хочет для себя другой жизни.

Несмотря на то, что фильм был снят уже в конце советской эпохи, он отличается своей беспрецедентной честностью и откровенностью. Это стало первым фильмом Советского союза, в котором был показан половой акт — что шокировало публику, но открыло дорогу множеству других кинолент на ранее запрещенные темы.

Во многих отношениях «Маленькая Вера» показывает сексуальную революцию в позднем СССР, но еще в большей степени это история о конфликте поколений — столкновении нигилистической молодежи и их родителей, застрявших в трясине моральных компромиссов.

Стиль перестройки показан через призму «социального дна»: главная героиня ходит по дому в рваном платье, а на улице большую часть времени проводит в простой полосатой футболке и кожаной мини-юбке. Но благодаря объемному начесу, большим пластиковым серьгам и множеству браслетов образ Веры стал культовым. Окружающая молодежь выглядит соответствующе: девушки с химической завивкой и густо подведенными глазами носят короткие платья и сетчатые колготки, а парни — цветастые майки, рубашки поло с коротким рукавом и спортивные штаны.

«Игла» (1988)

Фильм «Игла» отражал настроение тех, кто во время перестройки, погрузились в море неопределенности и отчаяния. В драме Рашида Нугманова оживают упадок основных моральных принципов, сомнение в будущем страны и общее ощущение ненужности, нависшие над советской и постсоветской действительностью в предвосхищении конца эпохи.

«Игла» был одним из первых советских фильмов, которые рассказывали о молодом поколении СССР на его родном языке — что неудивительно, учитывая, что главную роль в картине исполнил Виктор Цой. Рок-музыкант сыграл молодого парня по имени Моро, который узнает, что его старая подруга стала героиновой наркоманкой. Он решает спасти ее и самостоятельно расправиться с поставщиками наркотиков.

Специального гардероба для образа Моро собрано не было — Цой одевался на съемки так же, как и в обычной жизни, не интересуясь этим аспектом актерской работы. Поэтому на экран перешел фирменный стиль музыканта: герой появляется в кадре в свободной кожаной куртке или парусиновом бомбере со множеством карманов, простой черной футболке и подвернутых джинсах с черными кроссовками. Минималистичные аутфиты дополнены такими акцентами, как зеркальные солнцезащитные очки, небрежно повязанный шарф и байкерские перчатки без пальцев. Единственным исключением из образа «total black» выступают его ярко-красные носки.

«Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1989)

«Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» — это вторая часть трилогии Сергея Соловьева, созданной на рубеже эпох и повествующей об этом времени. Фильм повторяет ряд тем своего «приквела», «Ассы». В очередной раз молодые люди вынуждены бороться за любовь и за место в суровом, а порой и безумном мире взрослых.

Отправной точкой основного повествования служит сцена, в которой одинокий подросток Митя — сирота и богатый наследник князя — знакомится с пролезшей в окно его комнаты девушкой Александрой и ее возлюбленным, сорокалетним мужчиной-моделью Владимиром. Постепенно к компании также присоединяются: Толик — психически неуравновешенный, но совершенно безобидный сосед Мити, который каждое утро начинает с прослушивания записи о смерти Сталина; дядя Кока — кузнец из Люберец, выступающий опекуном мальчика; родители Александры, осуждающие отношение дочери со старшим мужчиной; и даже группа «Аквариум», в буквальном смысле вылезающая из шкафа.

Как и в «Ассе», основная линия периодически прерывается отсылками к, казалось бы, не связанным историческим событиям, включая период правления Сталина. Но это история не только о новом значении смерти авторитарного лидера перед лицом уходящей эпохи или о той новой реальности, которая пришла к власти, но еще не осознала этого. Это также фильм о любви, о том, насколько случайными и странными могут быть ее обстоятельства, и о решениях, которые оказываются поворотными.

Смутные времена и окутавший страну хаос режиссер предлагает переживать с помощью юмора и преднамеренной сумбурности сюжета. Такая же запутанность царит и в гардеробах героев. Практически в первой сцене фильма Саша наряжается во всё, что находит в бабушкином шкафу: мужской парадный китель с приколотыми к нему орденами, цветами и чучелом птицы, полосатый шарф, красные перчатки и вуаль, которую она повязывает на талии.

Пришедший к ней на свидание Владимир тоже выглядит необычно — и не только по меркам советского человека, но и вполне современного. С виду ничем не приметный черный плащ скрывает фиолетовую подкладку, а под строгим двубортным костюмом оказывается красная майка-алкоголичка и яркие подтяжки. Он также не стесняется примерять чужие аксессуары, одалживая у Александры то фуражку, то соломенную шляпу с цветами.

Один из самых колоритных персонажей «Черной розы…», диссидент Толик мог бы составить конкуренцию зарубежному Лебовски, тоже практически не вылезая из полосатого халата. Его броский образ дополняют сигаретная пачка, спрятавшаяся в рукаве, солнцезащитные очки (они в фильме вообще пользуются популярностью среди всех героев) и рваная сеточка для волос. Когда же Толик решает переодеться в костюм с красным шарфом и носовым платком в тон, он торжественно провозглашает: «Ну, это уж точно в гроб. Не к психиатру же на прием в таком ходить», а затем расхаживает по квартире в костюмной жилетке на голое тело.

«Интердевочка» (1989)

Пока одни фильмы перестройки служили символом бунта, другие старались начать разговор на непростые темы. Роли и судьбе проституток в СССР был посвящен фильм «Интердевочка», который в 1989 году стал лидером советского кинопроката.

Главная героиня, Таня Зайцева, днем работающая медсестрой, а вечером — валютной проституткой, получает шанс уехать из России, а затем, оказавшись на чужбине, мечтает вернуться на родину. Выходные наряды Тани и ее «коллег» повторяли последние тренды западного гламура: пиджаки с широкими плечами в стиле power dressing, шелковые блузки, мини-юбки, широкие пояса на талии, платья со стразами и пайетками, леггинсы, кружевные перчатки, колготки с рисунком и массивные позолоченные украшения.

В других сценах героиня тоже соответствует обстановке. Дома и на работе Таня предпочитает скромные рубашки на пару размеров больше, oversize-ветровки, минималистичные брюки и простые мокасины или балетки. А переехав жить в Швецию, новоиспеченная жена инженера начинает носить элегантные пиджаки с юбками и аксессуарами в тон, блузы и классические брюки с лодочками, а также относительно редкие для Советского Союза брендовые джинсовые костюмы. Олицетворяя собой переход к материальным ценностям, Таня не экономит денег на внешнем виде, то и дело ходя с мужем по магазинам в поисках роскошной шубы или колье с бриллиантами.

Одежда в фильме выполняет не только декоративную роль, но и четко указывает на социальный статус персонажей. Это подчеркивается прощальным подарком для матери главной героини — шубой из песца, которая стоит «больших денег». Мать, тронутая и шокированная такой роскошью, не может в это поверить и говорит: «С ума сошли! Вы просто сошли с ума».

Стиль перестройки в кино - «Интердевочка»
Таня Зайцева (справа) и ее «коллеги» в отделении милиции в фильме «Интердевочка»

Кинематограф того времени отражал не только то, как люди одевались, но и то, как они воспринимали одежду, как создавали свои собственные модные образы. Перестройка привела к отмене главной функции советского кинематографа: транслировать и пропагандировать идеологические порядки, угодные власти. Именно поэтому кино того периода очень интересно с точки зрения моды и показывает правдивый стиль перестройки.

 

 

Стиль в фильме «Клуб “Завтрак”»

МЫ В СОЦСЕТЯХ