Вампиры всегда притягивали наше внимание, и их очарование, кажется, вечно. Именно это провозглашает новый фильм Роберта Эггерса «Носферату». Эта картина — ремейк фильма 1922 года «Носферату, симфония ужаса», который, в свою очередь, был неофициальной экранизацией классического романа Брэма Стокера «Дракула». Поп-культура последних лет сделала из вампиров гламурных и сексуальных персонажей (достаточно вспомнить Эдварда Каллена из «Сумерек» или героев «Дневников вампира»). Но куда делся настоящий ужас перед нежитью? Где тот гротескный фольклор, который когда-то окружал этих существ?
«Носферату» — это необходимое возвращение к истокам вампирской мифологии, где эти создания были пугающими и отталкивающими. По мнению Эггерса, когда в ночи раздается шорох, стоит бояться того, что скрывается во тьме. Его мир ужаса воздействует на все чувства, сохраняя при этом манящую притягательность запретного и отталкивающего.
Художник по костюмам Линда Мьюир, давняя соратница Эггерса, сыграла ключевую роль в создании визуального языка фильма. Она работала над всеми его предыдущими проектами, от сурового мира викингов в «Варяге» до мрачной атмосферы новоанглийских поселений в «Ведьме». Ее задача в «Носферату» заключалась в том, чтобы создать мир, где роскошь соседствует с упадком, а появление графа Орлока приносит с собой разрушение.
Внимание! В статье присутствуют спойлеры.
Сюжет фильма «Носферату»
Действие фильма разворачивается в вымышленном немецком портовом городе Висборг в 1838 году. История сосредоточена на Эллен (Лили-Роуз Депп), молодой женщине, чей разум нарушен из-за приближающегося присутствия неизвестной злой силы. Ее муж Томас Хаттер (Николас Холт), агент по недвижимости, испытывающий финансовые трудности, получает задание встретиться с графом Орлоком (Билл Скарсгард), загадочным затворником, интересующимся местной недвижимостью. Пока обеспокоенная Эллен остается с их друзьями, Хаттер даже не подозревает, что приближает злую силу к своей жене.




Переосмысление Робертом Эггерсом классического сюжета представляет графа Орлока как преследующее, атавистическое существо, приближенное к изначальному, чудовищному видению, которое задумывал Брэм Стокер. Задерживая полное появление Орлока, Эггерс создает медленное, нервирующее напряжение, которое делает его окончательное раскрытие еще более ужасающим.
Стиль персонажей фильма «Носферату»
Линда Мьюир и ее команда основывали свой подход на реальных немецких книгах по текстилю XIX века и уникальных винтажных вещах. Особенно важным оказался модный журнал 1838 года, который стал основным источником информации о ночных рубашках, нижнем белье и мужских рубашках. «Я закричала от радости, когда нашла его, — сказала Мьюир. — Он дал нам все необходимое для создания реалистичных костюмов, которые делают фильм еще более пугающим».
Граф Орлок
В «Носферату» тьма — это не просто визуальный элемент, а ощущение, которое пронизывает каждую деталь фильма: от мрачных декораций до тщательно продуманных костюмов. Линда Мьюир уделила особое внимание тому, как ткани взаимодействуют со светом. Костюмы отражают мерцание свечей и растворяются в тенях, создавая эффект, который делает появление графа Орлока еще более реальным.

Поскольку большую часть фильма Орлок остается в тени визуально выделяются лишь отдельные элементы его костюма: жесткий воротник и открытый передний край его длинного пальто. Этот предмет одежды вдохновлен историческим плащом с чрезмерно длинными рукавами, который носили как накидку, не продевая руки в рукава. На передней части пальто сделаны два разреза, позволяющие продеть руки для удобства, например, во время активных действий. Этот дизайн тонко отсылает к классическим образам вампиров: от плаща Белы Лугоши в роли Дракулы до крыльев летучей мыши, ставших символом жанра.
В отличие от версий Макса Шрека или Клауса Кински, где Орлок выглядит бледным, но с гладкой кожей, Орлок в исполнении Билла Скарсгарда находится в процессе разложения. Его пальто играет ключевую роль в создании образа: оно скрывает его фигуру, усиливая напряжение перед его полным появлением. Когда зритель наконец видит Скарсгарда без пальто, становится очевидно, насколько он высокий, худой и изможденный — особенно учитывая, что актер значительно сбросил вес для этой роли.

Пальто было создано так, чтобы отражать статус трансильванского графа XVI века. «Мы использовали роскошные ткани с золотыми нитями, которые отражали свет, а также сложные золотые галуны и пуговицы из тончайших нитей, — рассказала Мьюир. — Меховая подкладка выполняла как практическую, так и сюжетную функцию: она обеспечивала тепло в замке без центрального отопления, добавляя образу реализма. Эти детали не только подчеркивают аристократическое происхождение Орлока, но и контрастируют с одеждой более современных персонажей».
Эллен Хаттер
Эллен, в отличие от Орлока, одета в простые, воздушные платья, которые символизируют ее чистоту и хрупкость. Ее гардероб состоит из струящихся тканей в мягких, приглушенных тонах. Однако по мере развития сюжета ее наряды постепенно темнеют, включая более мрачные оттенки и замысловатые узоры, что отражает ее погружение в мир Орлока.





Особое внимание Линда Мьюир уделила ночным нарядам Эллен. Ночные рубашки героини, легкие и почти невесомые, часто пропитаны потом, что делает их полупрозрачными, добавляя образу интимности. Однако кожа Эллен играет ключевую роль не только в спальне, но и за ее пределами. Ее платья с глубокими вырезами и открытыми плечами акцентируют внимание на декольте и, что особенно важно, на шее. Один из нарядов, украшенный изысканным белым кружевом, дополнен съемными рукавами, которые расширяются на локтях, подчеркивая изящный силуэт.
Зрителям предлагается не только рассматривать одежду Эллен, но и воспринимать ее как элемент сюжета. Например, когда она находится в муках своей сверхъестественной связи с Орлоком, мужчины вокруг нее — судовладелец Фридрих Хардинг (Аарон Тейлор-Джонсон) и доктор Вильгельм Сиверс (Ральф Айнесон) — пытаются навязать контроль, затягивая ее корсет. Благодаря веерной шнуровке, позволяющей затянуть корсет спереди, мы можем видеть ее страдания и судороги, а также угнетающие действия мужчин.



Другим запоминающимся элементом костюма Эллен стала ее траурная шляпа. «Мы воссоздали траурный креп — ткань, которую традиционно использовали для вуалей и нарукавных повязок в период траура, — рассказала Линда Мьюир. — Шляпа добавляла образу темную хрупкость и уязвимость. С практической точки зрения, она также помогала оператору эффективнее освещать лицо Лили-Роуз, особенно в тесных пространствах, таких как карета».

Костюмы в «Носферату» — это не просто исторически точные реконструкции, а ключевой элемент повествования. Через одежду зритель узнает о социальном статусе, эмоциональном состоянии и внутренних конфликтах персонажей. От роскошного, но зловещего пальто Орлока до хрупких, почти невесомых платьев Эллен — каждый элемент костюма работает на создание атмосферы тревоги и ужаса, делая фильм Роберта Эггерса визуально запоминающимся.