История и возвращение звездных футболок с надписями | МЦ
Эволюция говорящих звездных футболок

От «Dump Him» до «Nepo Baby»: эволюция говорящих звездных футболок

В начале января Хейли Бибер попала в объективы камер, когда проходила через пустующую многоэтажную автостоянку в джинсах на низкой посадке и футболке с надписью «Nepo Baby». Термин, обозначающий человека, который обязан своим успехом или звездным статусом родственным связям, стал предметом споров после декабрьского выпуска журнала New York Magazine. На обложке издания были изображены карикатуры на голливудских знаменитостей в люльках, созданные художником Джо Дэрроу, со следующим заголовком: «She Has Her Mother’s Eyes. And Agent» («У нее глаза матери. И агент»).

26-летняя Бибер — дочь американского актера и режиссера Стивена Болдуина. Она сменила фамилию после свадьбы с Джастином Бибером в 2018 году; имеет собственный капитал в размере 20 миллионов долларов и более 50 миллионов подписчиков в инстаграме*. Судя по всему, ее выход был организован специально для папарацци — модель и основательница бьюти-бренда быстро переоделась во что-то более неприметное (еще один простой, но без лозунгов топ), когда вышла на публику.

История звездных футболок с надписями

Попытка признать (и каким-то образом преломить) негодование, которое люди испытывают к детям известных людей, дополнила давнюю традицию знаменитостей возвращать себе нарратив, прикрываясь теми же словами и фразами, которыми их маркировали. Начало этой тенденции, как и многим другим современным вездесущим трендам, было положено в начале нулевых. В эпоху, когда таблоиды были всем, а эра социальных сетей еще не наступила, футболки со слоганами были отличным способом передать свое сообщение публике и критикам.

Одним из главных популяризаторов подобного способа коммуникации стала Бритни Спирс. Поп-звезда всегда была объектом пристального внимания средств массовой информации; пожалуй, больше всего в начале карьеры, когда таблоиды критиковали все — от ее костюмов до хореографии. Они открыто спекулировали на тему ее отношений и, еще более навязчиво, на тему ее девственности. Поэтому в отсутствие твиттера Бритни отвечала критикам так, как только это было возможно. После разрыва с Джастином Тимберлейком в 2002 году (и слухов о том, что он теперь встречается с актрисой Алиссой Милано) поп-звезда вышла на улицы Лондона в своей ставшей уже культовой футболке Juicy Couture с надписью «Dump Him» («Брось его»), чтобы подколоть своего бывшего и заставить СМИ замолчать об их разрыве. Два года спустя Бритни появилась в другой футболке с надписью «I’m a virgin (but this is an old t-shirt)» («Я девственница, но это старая футболка»), намереваясь положить конец весьма публичному дискурсу об одной очень личной теме.

Тренд также пришелся по вкусу Пэрис Хилтон. Ее образ тусовщицы шел рука об руку с гиперболическими фразами и юмористическими лозунгами, которые красовались на ее груди. Кто может забыть ее майку с надписью «Stop Being Poor» («Хватит быть бедным»), которую, как позже призналась Хилтон у себя в тиктоке, она никогда не надевала. На оригинальных фото надпись гласит: «Stop Being Desperate» («Хватит отчаиваться»).

Конечно, это десятилетие подарило нам еще несколько вирусных футболок с надписями, которые вошли в историю поп-культуры. После расставания с Уилмером Вальдеррамой в 2004 году Линдси Лохан объявила об этом всему миру, надев футболку «You Were Never My Boyfriend» («Ты никогда не был моим парнем»). Она также появилась в футболке с надписью «Skinny Bitch» («Тощая сучка»), после того как пресса стала говорить о ее предполагаемом расстройстве пищевого поведения. В том же 2004 году Мадонна была замечена выходящей из лос-анджелесского Центра каббалы в футболке с надписью «Cult Member» («Член культа»), что стало ответом всем сомневающимся в ее религиозных убеждениях. В 2006 году Наоми Кэмпбелл вышла в свет в футболке с длинными рукавами и фразой «Naomi Hit Me… and I Loved It» («Наоми ударила меня… и мне это понравилось»), отсылающей к обвинениям в том, что модель ударила свою домработницу мобильным телефоном по голове. Несмотря на дерзкую выходку позже Кэмпбелл все же возместила моральный ущерб своей бывшей помощнице и прошла курс по управлению гневом. 

Возвращение говорящих футболок

В последнее время тренд на футболки со слоганами переживает возрождение благодаря некоторым новым дизайнерам и знаменитостям, которые их носят. В марте 2022 года, всего за несколько часов до выпуска своего пятого студийного альбома «Crash», Charli XCX предстала в коротком топе со старой пословицей «They don’t build statues of critics» («Критикам памятники не строят»). Британская исполнительница хотела дать понять, что ее меньше всего волнует то, что говорят рецензенты о ее работе. Футболка поп-звезды, ставшая достоянием социальных сетей, была выпущена брендом Praying, созданным Алексом Хаддадом и Скайлар Ньюман в 2020 году. Дуэт продает футболки, платья и сумки, украшенные слоганами или изображениями икон поп-культуры, которые уже успели покорить Rosalía, Megan Thee Stallion, Оливию Родриго и многих других.

Charli XCX в топе «They don't build statues of critics»
Charli XCX

В 2019 году модельер Кристофер Кейн запустил марку More Joy как «бесстрашный и легко узнаваемый аналог» своего одноименного бренда. Среди бестселлеров лондонского диффузионного подразделения — футболки с надписями «Sex», «Special» и «More Joy». «Наши клиенты — это более молодая возрастная группа, которая чаще всего общается с нами в цифровом формате», — сказал Кейн в интервью Stylist. — «Мы хотели сделать для них что-то подлинное, что отражало бы наши общие ценности: удовольствие, общение и веселье».

Сегодня существует целый ряд брендов, которые придерживаются той же философии. Одежда дизайнера Ванны Янгштейн также несет в себе чувство цифровой иронии. Когда героиня Алексы Деми, Мэдди, надела ее футболку «Don’t Be Jealous» («Не завидуй») во втором сезоне сериала «Эйфории», она была мгновенно распродана. То же самое можно сказать и о бренде Nii HAI, который известен своей игривой язвительностью: среди его ассортимента есть футболка с надписью «I Miss My Ex» («Я скучаю по своему бывшему»), выполненная в виде европейского флага, что является намеком на брексит.

«Слоганы позволяют вещать без необходимости делать громкие заявления и предполагать, что наблюдатели поймут послание именно так, как оно было задумано», — считает Каролин Мейер, когнитивный психолог и автор книги «Психология моды». — «Что бы ни говорили надписи, они облегчают общение и снижают риск непонимания».

Футболки с надписями всегда были зеркалом эпохи. От феминистских лозунгов и политических заявлений, от роскошных домов моды до уличных брендов — перенос идей и мыслей на одежду является тенденцией, которая не ослабевает. И фотографии Хейли Бибер в футболке «Nepo Baby» становятся еще одним примером сложных отношений между СМИ и знаменитостями. В то время как папарацци используют звезду, чтобы добавить к ежедневной череде новостей, Бибер переворачивает игру и обращает внимание медиа-платформ в свою пользу. И все это силой простой футболки.

 

*Инстаграм принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена

МЫ В СОЦСЕТЯХ