В постоянно меняющейся индустрии моды брендинг играет важную роль. Логотип, чаще всего представляющий собой имя основателя или монограмму, позволяет клиентам идентифицировать продукцию, а также может повлиять на воспринимаемую ценность бренда. 

Эволоция логотипов является публичным заявлением, означающим, что в компании произошли трансформации, на которые потребители должны обратить внимание. Причины этому могут быть совершенно разные — смена креативного директора, направления деятельности, необходимость соответствия современным требованиям или же способ борьбы с конкурентами.

В последние несколько лет среди компаний премиум-класса, таких как Balenciaga, Saint Laurent и Burberry, распространилась тенденция схожести и упрощения логотипов. По словам экспертов, минималистичный дизайн позволяет лучше защитить свою интеллектуальную собственность. В статье 2018 года ведущий источник о законах моды The Fashion Law писал, что отличительность знаков «зависит от самого слова, а не от его стилизации». Еще одной возможной причиной, почему модные бренды начинают использовать простые логотипы, делающие их едва различимыми друг от друга, может быть то, что продажи предметов роскоши особенно часто происходят в интернете. Выбирая эмблему, которую легко воссоздать на цифровых и физических платформах, Дома моды могут презентовать себя одинаково в любых условиях, полагаясь при этом на признание, а не на различие.

Логотип FF (Fun Furs) от Карла Лагерфельда для Fendi 1965 год

Логотип FF (Fun Furs) от Карла Лагерфельда для Fendi, 1965 год

Мы подготовили подборку, демонстрирующую, как менялась символика известных во всем мире модных компаний.

Balenciaga

Кристобаль Баленсиага начал свой бизнес в 1919 году с открытия небольшого бутика в Испании. Позже он обосновался в Париже и в 1937 году показал свою первую кутюрную коллекцию. Модельер подписывал свои творения собственным именем. Логотип, включенный в бирку, состоял только из фамилии дизайнера и надписи «Maison de Paris». С 1970 года он стал появляться вместе с монограммой в виде зеркальных букв «B», а слова «Maison de» были отброшены.

В 2017 году началась новая глава в истории Balenciaga — культовый логотип Модного дома пережил еще одну метаморфозу. Вдохновившись лаконичностью вывесок общественного транспорта, Демна Гвасалия создал новую минималистичную черную эмблему, убрав название города и двойную «B».

Эволюция логотипов — Balenciaga
Первый логотип Balenciaga
Эволюция логотипов — Balenciaga 2017
Логотип Balenciaga с 2017 года

Balmain

В 2018 году Оливье Рустен разработал новый логотип французского Дома моды Balmain. Обновленный впервые с 1945 года, т. е. с момента открытия самой компании, шрифт стал закрашенным и более минималистичным, без привычных засечек. Помимо названия бренда к символу также были добавлены сплетенные воедино буквы «B» и «P», отсылающие к основателю одноименного бренда Пьеру Бальмену, а также к Парижу. Рустен, находящийся у руля компании с 2011 года, в открытом письме прессе писал, что новый логотип лучше отражает бренд, и в то же время чтит его прошлое. «Balmain — это быстрорастущий бренд, который использует новые площадки для коммуникации с глобальной аудиторией. Но для того, чтобы двигаться вперед, нужно сначала четко представлять, где начало. Именно поэтому на каждом этапе процесса перепроектирования я подчеркивал, что необходимо ссылаться на знакомый дизайн, который Бальмен создал для своего ателье более семидесяти лет назад», — объяснял дизайнер.

Эволюция логотипов — Balmain 1945
Первый логотип Balmain, 1945
Эволюция логотипов — Balmain 2018
Логотип Balmain с 2018 года

Burberry

Британский Дом моды Burberry был основан в 1856 году, однако культовый логотип, изображающий рыцаря на коне, был создан только в 1901 году. Помимо заглавной буквы «B» на развевающемся флаге было написано латинское слово «Prorsum», означающее «Вперед». Всегда заботящийся о защите интересов своего бизнеса и продуктов, основатель Модного дома Томас Берберри в 1904 году зарегистрировал логотип. Конь символизировал чистоту, благородство и честь, а щит всадника означал защиту.

В течение следующего столетия символика претерпевала некоторые изменения. В 1968 году изображение рыцаря на лошади стало небольшим и полностью черным, без особой детализации. Под названием бренда появилась надпись «of London». В версии 1999 года логотип уже не содержал предлог «of», а фамилия основателя стала писаться заглавными буквами. В 2018 году креативным директором Дома стал Рикардо Тиши, который в очередной раз обновил символику. Стоить отметить, что на этот раз изменения были более радикальными — больше не было никакого рыцаря, вместо этого только «Burberry» и «London England» под ним. Новый дизайн был выполнен в сотрудничестве с Питером Сэвиллом, известном по созданию легендарной обложки для альбома Joy Division.

Эволюция логотипов — Burberry
Логотип Burberry, 1901
Эволюция логотипов — Burberry логотип 1968 года
Логотип Burberry, 1968
Эволюция логотипов — Burberry Логотип 1999 года
Логотип Burberry, 1999
Эволюция логотипов —Burberry логотип 2018 года Рикардо Тиши
Логотип Burberry с 2018 года

Celine

В 2018 году Эди Слиман отметил начало работы в качестве руководителя Celine, убрав аксант над буквой «é» в одноименном логотипе Дома. Ранее же эмблема компании, которую в 1945 году Селин Випиана создала вместе со своим мужем Ричардом, отражала имя основательницы, написанное на французский манер. Ребрендинг был обнародован в инстаграме компании, одновременно с этим были удалены все прежние фотографии Celine. Согласно подписи под постом, изменение было вдохновлено коллекциями 1960-х годов, в дизайне которых аксант часто опускался. В новом логотипе использовалась модернистская типографика 1930-х годов и было сужено расстояние между буквами. 

Эволюция логотипов — Celine 1945
Логотип Celine, 1945
Эволюция логотипов — Celine 2018
Логотип Celine, 2018

Dolce & Gabbana

Логотип Dolce & Gabbana имеет минималистичный дизайн. В нем есть фамилии двух дизайнеров, которые составляют название компании. В некоторых своих продуктах компания использует другую версию, состоящую только из инициалов D&G в том же шрифте, что и полное имя. 

С даты основания бренда в 1985 году логотип менялся всего пару раз. В начале Модный дом использовал свое полное название компании с небольшим амперсандом внутри круглой формы, состоящей из ветвей. Он был похож на лавровый венок, который носили греки и римляне. Наверху была королевская корона с крестом в центре.

Эволюция логотипов — первое лого Dolce & Gabbana
Первый логотип Dolce & Gabbana
Эволюция логотипов — Dolce & Gabbana
Новый логотип Dolce & Gabbana из инициалов
Эволюция логотипов — Dolce & Gabbana
Новый логотип Dolce & Gabbana

Fendi

Самый первый логотип итальянской компании Fendi, основанной в 1925 году, изображал белку на ветке с орехом в руках. В интервью для The New York Times Сильвия Фенди рассказывала: «Эдуардо, мой дед, подарил моей бабушке Адель маленькую картину с изображением белки, так как она всегда была занята и весь день работала как белка в колесе. И тогда она решила использовать эту картину для обозначения своих продуктов». 

В 1965 году Карл Лагерфельд разработал знаменитую комбинацию с перевернутыми «F». «Я нарисовал [двойное F] за три секунды, и это стало акронимом Дома [Fendi]», — вспоминал он в документальном фильме Лоика Прижана «Карл Лагерфельд рисует свою жизнь». 

В 2013 году Модный дом убрал монограмму из логотипа, но продолжил использовать ее в дизайне одежды, иногда демонстрируя букву «F» внутри круга. Современный вариант представляет собой название бренда и итальянское обозначение города Рим.

Эволюция логотипов — Fendi 1925
Логотип Fendi, 1925
Эволюция логотипов — Fendi 1965
Логотип Fendi, 1965
Эволюция логотипов — Fendi 2013
Логотип Fendi с 2013 года

Gucci

Через двенадцать лет после того, как в 1921 году Гуччио Гуччи открыл свой одноименный магазин кожаных изделий, к компании присоединился его сын Альдо. До этого момента Модный дом Gucci работал без какого-либо официального логотипа, однако Альдо решил это изменить. При разработке логотипа для бренда он объединил инициалы своего отца в двойной G-образный дизайн, в котором переплетенные буквы были направлены в противоположные стороны. 

Алессандро Микеле, пришедший в 2015 году на пост креативного директора Gucci, продемонстрировал новую версию оригинального логотипа. В предложенном дизайнером варианте обе буквы «G» обращены вправо. Впервые значок начал появляться в коллекциях 2016 года.

Эволюция логотипов — Gucci 1933
Логотип Gucci, 1933
Эволюция логотипов — новое лого Gucci
Новый логотип Gucci

Kenzo

Kenzo начал новую эру с приходом в 2019 году Фелипе Оливейры Баптисты в качестве креативного директора Дома Kenzo. За месяц до своей дебютной коллекции для японского бренда он представил новый логотип Kenzo. Современная адаптация эмблемы стала напоминать оригинальную версию 1976 года, зарегистрированную Кензо Такадой спустя шесть лет после основания компании. Графический брендинг, который Дом моды описывает как важную часть своей визуальной идентичности, был разработан как строительная игра, «поскольку его способность трансформироваться дает свободу творческому самовыражению» (Vogue, 2020 год). Трехполосные буквы, показанные в предыдущем логотипе, который бренд использовал с 2011 года, исчезли, а на их месте появилась черная жирная надпись. Кроме того, дизайнер убрал название города, которое было заключено внутри буквы «O». 

Эволюция логотипов — Kenzo 1976
Логотип Kenzo, 1976
Эволюция логотипов — Kenzo 2011
Логотип Kenzo, 2011
Эволюция логотипов — Kenzo 2019
Логотип Kenzo, 2019

Loewe

Loewe был основан в Мадриде в 1846 году и за это время успел сменить множество логотипов, в основном состоящих из названия бренда, города и короны. В 1970-х годах компания начала расширяться по всему миру. В то же время был создан логотип с четырьмя переплетенными «L». 

С 2000 и по 2014 года брендинг испанского Дома представлял собой жирное написание «Loewe» и «Madrid», «1846» под ним. Он был изменен после прихода нового креативного директора Джонатана Андерсона. Модельер пригласил к сотрудничеству дизайнерскую фирму M/M Paris. Партнеры изменили толщину шрифта и вернули реконструированную анаграмму бренда — четырехугольную эмблему, придав ей более обтекаемы вид.

Эволюция логотипов — все логотипы Loewe
Все логотипы Loewe
Эволюция логотипов — новое лого Loewe
Логотип Loewe с 2014 года

Maison Margiela

История Модного дома Margiela началась в 1988 году. Тогда бельгийский дизайнер Мартин Маржела назвал компанию в свою честь — Maison Martin Margiela. Спустя десятки лет, в 2015 году имя основателя марки было убрано и французский бренд стал просто Maison Margiela. В отличие от Saint Laurent здесь ребрендинг прошел тихо и без внимания прессы. Компания всего лишь напечатала новый логотип на приглашения к первой коллекции Джона Гальяно для Margiela. «Новый руководитель — новое имя, отражающее эволюцию Дома», — неофициально прокомментировал бренд.

Эволюция логотипов — Maison Margiela 1988
Логотип Maison Margiela, 1988
Эволюция логотипов — Maison Margiela 2015
Логотип Maison Margiela c 2015 года

Off-White

Основанный в 2012 году молодой бренд Off-White успел стать синонимом диагональных полос и скрещенных стрелок. Однако в 2019 году он поменял свой логотип. Представленная Вирджилом Абло эмблема включала в себя надписи «Off» и «White», разделенные силуэтом лица тонущего человека с руками под каждым словом. 

Возможной причиной таких изменений могли стать многочисленные скандалы, связанные с обвинениями в плагиате. В 2018 году Helly Hansen осудил Off-White в копировании белых полос. Скандинавский бренд утверждал, что использовал этот дизайн в течение 36 лет, прежде чем Off-White зарегистрировал его в качестве своего логотипа. В том же году анонимный инсайдер Diet Prada опубликовал в инстаграме фотографию аэропорта Глазго в шотландии, на которой можно заметить те же самые скрещенные стрелы, что и у бренда.

Эволюция логотипов — Off-White 2012
Логотип Off-White, 2012
Эволюция логотипов — Off-White 2019
Логотип Off-White с 2019 года

Saint Laurent

Оригинальный логотип Yves Saint Laurent, украшенный крупными курсивными буквами «YSL», был создан художником-графиком Кассандром (настоящее имя Адольф Мурон) сразу же после основания компании в 1961 году. В таком виде он просуществовал более пятидесяти лет. В 2012 году пост креативного директора Модного дома занял Эди Слиман, и одним из его первых шагов стала смена логотипа компании. Дизайнер полностью отбросил «Yves» и заменил классическое написание на минималистичный шрифт Helvetica. Таким образом Слиман отдал дань уважения бутику Saint Laurent Rive Gauche, открывшемуся в 1966 году, и первой линии Ready-to-Wear Ива Сен-Лорана. Представитель компании рассказывал WWD, что дизайнер хотел восстановить «чистоту и сущность Дома» и начать «новую эру, уважая при этом первоначальные принципы и идеалы».

Эволюция логотипов — Yves Saint Laurent 1961
Логотип Saint Laurent, 1961
Эволюция логотипов — Saint Laurent 2012
Логотип Saint Laurent, 2012

Versace

Джанни Версаче создал свою компанию Versace в 1978 году. Но только через два го