Бесконечно преклоняться перед одеждой надоедает. И в какой-то момент каждый модный фанатик расширяет масштабы своего хобби. В список привычных увлечений входят еда, товары для дома, автомобили, но, пожалуй, самой распространенной страстью поклонников современной моды являются коллекционные вещи. Статуэтки занимают особое место в сердце хайпбистов. Как и их любимые вещи, эти модели выходят в ограниченном количестве, имеют культурное значение и являются индикаторами их стиля и интересов. И лишь немногие бренды умеют сочетать в себе все три качества так же хорошо, как это получается у MediCom Toy. Мастера и разработчики компании MediCom, построенной на единственной идее — делать качественные игрушки для себя — оборачивают новых идолов из мира поп-культуры в свою смелую «поп»-эстетику, а затем собирают их коллекционные фигурки, доступные массам. BE@RBRICK (гибрид человекоподобного двуного и очаровательного плюшевого мишки) стал настоящим символом современной культуры, пользующимся популярностью в разных уголках мира и среди различных субкультур. В длинном списке коллабораций MediCom присутствуют все, начиная от The BeatlesKAWS и BAPE и заканчивая Star WarsUndercoverDisneyFuturaPorter и Comme des Garçons.

Но за всеобъемлющей стратегией бренда нет гениальной маркетинговой схемы. Всё довольно просто. Объединяя детскую одержимость игрушками и взрослую страсть к коллекционированию, генеральный директор MediCom Тацухико Акаши создает миниатюрный мир чудес. Несмотря на то, что сейчас бренд MediCom стал узнаваемой фигурой индустрии, он остается верен своим скромным начинаниям в качестве мелкого производителя игрушек. Тем не менее, несмотря на то, что MediCom Toy является относительно небольшим игроком в мире игрушек, благодаря избирательному подходу в коллаборациях и впечатляющим релизам, ему удалось наладить долгосрочные отношения с модным сообществом, которые выходят далеко за рамки его нынешнего статуса.

Основатель MediCom Toy Тацухико Акаши

До создания MediCom Акаши работал в офисе компании, занимающейся компьютерной техникой. И хотя зарплата у Акаши была неплохая, вскоре рутинная работа ему наскучила. В один из своих выходных прогуливаясь по токийскому району Сибуя, Акаши забрел в магазин ZAAP!, в котором продавались игрушки из Америки. Фигурки из таких голливудских блокбастеров, как «Терминатор» и «Бэтмен», тут же привлекли его внимание, и Акаши потратил на них все свои деньги — более того, магазин его настолько вдохновил, что через какое-то время он нанял основателя ZAAP! на руководящую должность в MediCom. Акаши вдохновился на открытие собственного магазина игрушек, который в 1996 году расположился в квартале Эбису. Этот магазин — который он делил вместе с забегаловкой, готовившей тонкацу (жареные японские котлеты) — и ознаменовал собой начало существования MediCom Toy Corporation.

Имея большой опыт работы в производстве, Акаши прекрасно разбирался в дизайне и еще до основания MediCom сам создал несколько игровых фигурок. Его первая попытка включала в себя 30-сантиметровые фигурки «Люпена III» и «Тэцудзин 28» — обе были основаны на его любви к аниме. Впервые Акаши прикоснулся к уличной культуре при знакомстве с «Tokyo Tribe», мангой о вымышленных событиях после беспорядков в Сибуя, выпускавшейся в модном издании Boon с 1997 по 2005 годы. Увидев принт «TOKYO TRIBE1», выпущенный Takarajimasha, Inc., Акаши настолько им впечатлился, что связался с его автором, Санта Иноуэ и предложил с ним сотрудничать. Несмотря на то, что изначально Акаши хотел создать тематические фигурки, в итоге они договорились заняться разработкой одежды из гардероба главного героя — Нагисы.

Вскоре после основания MediCom Акаши создал первую игрушку, ставшую хитом продаж — маленькую фигурку, похожую на человечков из «Лего», под названием Kubrick. Силуэт был назван так в честь известного режиссера психологических триллеров — и даже его логотип был создан по образцу «Заводного апельсина». А еще «Kubrick» — это гибрид от слов «Kyu», японского иероглифа, которым обозначается число девять, и английского «Brick», что означает «кирпич». Если девять относится к количеству частей, используемых в стандартной фигурке Kubrick (голова, туловище, бедра, две руки, две ладони и две ноги), то кирпичик — это отсылка к тому, что Kubrick похож на минифигурки Lego.

Переизданный набор игрушек MediCom Toy Neon Genesis Evangelion

Разработкой первых фигурок Kubrick — подборкой персонажей из манги и аниме-сериалов Neon Genesis Evangelion — занимались Акаши и бывший сотрудник LEGO. С момента первого релиза, прошедшего в 2000 году, в MediCom выпустили тысячи фигурок Kubrick во множестве разных цветов и стилей, а также в рамках различных коллабораций. Ранние игрушки Kubrick были сделаны в стиле героев таких фильмов, как «Большой побег», «Кошмар перед Рождеством» и «Амели», персонажей японской манги, например, «Берсерк», и даже американских комиксов Marvel и DC. К числу других известных фигурок относится серия «Блайз» — игрушечные фигурки в форме других игрушечных фигурок — а также коллекции Kubrick, посвященные современному искусству — «Имз», «Энди Уорхол» и «Pantone». По мере развития коллекции Kubrick Акаши начал вводить в нее икон поп-культуры для того, чтобы увеличить аудиторию MediCom. Фигурки, похожие на героев серии компьютерных игр Grand Theft Auto и символы сухих завтраков Kellogg, стали новыми уникальными вариациями популярных образов.

Благодаря широкому спектру интересов своих сотрудников Акаши удается затронуть множество символов массовой культуры. В интервью Tokyo Otaku Mode в ответ на вопрос о процессе выбора объекта для разработки дизайна Акаши сказал: «Когда [кто-то из моих сотрудников] предлагает мне: “Акаши, я хочу сделать вот это”, то я отвечаю: “Ну если ты так сильно хочешь, то сделай”. Честно говоря, в медиакультуре есть вещи, в которых я не разбираюсь, и если сотрудники хотят серьезно чем-то заняться, то, мне кажется, моим долгом является позволить им это сделать». В MediCom Toy Акаши придерживается принципа многообразия, поручая и передавая работу над определенным дизайном тем, кто имеет в этом вопросе больший опыт. Это позволяет создавать наиболее точные и реалистичные изображения современных кумиров общества.

Помимо огромного количества вариаций фигурок Kubrick среди коллекционеров популярностью также пользуется и упаковка MediCom. Наиболее распространенный вид упаковки — это так называемая «blind box», маленькая закрытая коробка, в которую тщательно упаковывается отдельная фигурка ростом в 100% (стандартный размер), и для того, чтобы узнать, что находится внутри коробки, покупатели должны ее приобрести. Также можно купить целый набор игрушек, в который входят 12 фигурок, в «главной» коробке подразделенных еще на 4 коробочки. Каждая фигурка обозначается как «обычная» или «hikomono» (это слово происходит от японского иероглифа, используемого для традиционных японских изделий из дерева, что предполагает более высокое качество изготовления). Иногда количество фигурок в наборе может меняться из-за наличия так называемых chase-игрушек. Chase-фигурки производятся в крайне ограниченном количестве и доступны только в составе наборов. Их не включают в список игрушек, перечисленных на коробке, и не объявляют их выход наряду с другой новой продукцией. Вероятность найти такую фигурку равна 1:48, а в некоторых случаях и вовсе 1:96. Название «chase» происходит от идеи о том, что коллекционерам приходится попотеть, чтобы найти столь редкие фигурки («chase» с англ. — гоняться, усердно разыскивать). Поэтому chase-фигурки являются одними из самых востребованных игрушек Kubrick. Содействуя культуре коллекционирования, упаковка «blind box» заставляет коллекционеров покупать, продавать и обмениваться фигурками для того, чтобы дополнить своё собрание.

Обычные размеры BE@RBRICK

В связи с ростом популярности Kubrick, 27 мая 2001 года Акаши решил представить свой новый проект. Акаши разработал минималистичных, белых, человекоподобных медведей, украшенных новым логотипом — синей головой медведя, обведенной красной «@» — первые фигурки были подарены участникам выставки World Character Convention. Новая фигурка под названием BE@RBRICK была вариацией игрушки Kubrick с медвежьими чертами. BE@RBRICK мгновенно получил признание от старых поклонников MediCom, а также своим откровенно милым видом привлек и новых покупателей. Несмотря на то, что решение о запуске новой игрушки казалось заранее продуманным, на самом деле оно было вынужденным. Из-за постоянной нехватки времени в работе нескольких предприятий по производству игрушек, Акаши выбрал дизайн, который не требовал радикальных изменений в его нынешнем хите продаж. Более того, единственная причина, по которой BE@RBRICK — это медведь, заключается в том, что в 2000 году плюшевым мишкам исполнилось 100 лет. Такое произвольное решение является прекрасным примером бессистемного подхода Акаши к дизайну.

Как и Kubrick, BE@RBRICK выпускается в различных размерах и стилях. С учетом первого BE@RBRICK, ставшего примером 100%-ого размера, была выведена система размерных параметров для будущих релизов. Размер игрушек BE@RBRICK варьируются от 50% до 1000% (то есть от 35 до 700 мм), а также он может попасть в категорию «OTHER» («другой»). 50%-ые версии обычно выпускаются в виде брелока, а 70%-ые чаще всего подаются как украшение-талисман с регулируемым шнурком. Стандартный 100%-ый BE@RBRICK обычно выходит в закрытой коробочке и бывает доступен в трех вариантах: классическая разбираемая фигурка из 9 деталей, версия «unbreakable» и BB BE@RBRICK, детская игрушка, которая не разбирается. Затем идут размеры 150% (брелоки для фонарика) и 200%, которые выпускаются только в рамках серии «Chogokin» — ряда фигурок из литого металла, каждая из которых весит 400 г. 400% — это второй по распространенности формат фигурок, который пользуется популярностью среди коллекционеров. И наконец, есть размер в 1000% — крупнейший коммерчески доступный BE@RBRICK, который чаще всего продается как коллекционная статуэтка.

Коллекция BE@RBRICK Series 36, выпущенная в прошлом году

Бесконечное разнообразие BE@RBRICK не ограничивается размером. В отличие от Kubrick, все релизы BE@RBRICK подразделены на «СЕРИИ» и «ТИПЫ»: каждый год зимой и летом проходит два основных дропа, в рамках которых и представляются новые серии. Каждая СЕРИЯ последовательно пронумерована и включает в себя четыре ТИПА фигурок. ТИП Basic состоит из 9 различных фигурок, на каждой из которых присутствует буква, которые вместе составляют слово «BE@RBRICK». В рамках ТИПА Standard выпускаются фигурки BE@RBRICK на различные «ТЕМЫ». ТИП Artist разрабатывается в коллаборации с каким-либо художником. В ТИП Secret входят редкие, не анонсируемые фигурки, которые либо созданы в коллаборации с кем-то, либо имеют какую-то ТЕМУ.

Наборы в СЕРИИ Standard разделяются на различные ТЕМЫ. Среди наиболее распространенных ТЕМ присутствуют такие, как: Jellybean, полупрозрачные фигурки в виде мармеладок; Pattern, фигурки с узором; Flag, фигурки, раскрашенные как национальный флаг; Horror, фигурки, напоминающие героев или концепцию из жанра хоррор; SF, фигурки, связанные с тематикой или героем научной фантастики; Cute, объективно милые игрушки; Animal, фигурки, которые выглядят как какое-то животное (кроме медведя, конечно); Hero — новая тематика, запущенная в 21 серии, в которую входят супергерои и злодеи комиксов DC.

Если закрытые коробочки повышают спрос на продукцию MediCom через раффлы и случайность, то у каждого ТИПА и ТЕМЫ BE@RBRICK тоже есть своя степень редкости. Так, редкость фигурок BE@RBRICK Basic оценивается в 14,58%. Степень раритетности BE@RBRICK Standard зависит от ТЕМЫ (у Jellybean это — 11,45%, у Pattern — 11,45%, у Flag — 9,37%, у Horror — 9,37%, у SF — 10,41%, Cute оцениваются в 13,54%, Animal — в 8,33%, а Hero — 7,29%), BE@RBRICK Artist обладают редкостью либо в 4,16%, либо в 1,04%, а степень вероятности получения BE@RBRICK Secret составляет 0,25%.

Однако самые редкие фигурки BE@RBRICK либо никогда не предназначались для открытой продажи, либо являются результатом эксклюзивных коллабораций. Самые востребованные игрушки BE@RBRICK появились при сотрудничестве с различными современными художниками со всего мира. В коллаборациях с компанией принимали участие визуальные художники — Г. Р. Гигер, Джексон Поллок и KAWS, граффити-художники Stash и Pushead, а также дизайнеры — Карл Лагерфельд, Вивьен Вествуд, Коко Шанель и Ивана Хельсинки. Такие лайфстайл-бренды, как Casio и Nike тоже выпустили ограниченную продукцию совместно с BE@RBRICK: часы G-Shock DW-6900MT-7JR и дополнительные расцветки Nike Lunar Force, Air Force 1 и SB Dunk. В свою очередь, такие необычные релизы, как промо-фигурка в поддержку фильма «Убить Билла», статуэтка, похожая на Энди Уорхола, и коллаборация с Тиаки Куриямой (японская актриса и модель, известная своей ролью в «Королевской битве») под названием ««MY FIRST BE@RBRICK B@BY», прекрасно демонстрируют умение BE@BRICK легко ориентироваться в безграничном мире поп-культуры и в то же время самому оставаться культовым символом.

BAPE x MediCom Toy

Несмотря на то, что основным источником дохода MediCom является именно BE@RBRICK, под руководством компании свою деятельность ведут и множество других суббрендов и сторонних проектов. Среди товаров Solamachi продаются современные версии традиционных японских кошек «манэки-нэко», которые должны приносить богатство и удачу. Серия VAG представляет элитные вариации старинных миниатюрных игрушек, которые раньше можно было купить в уличных торговых автоматах. Что касается модной индустрии, то MediCom регулярно выпускает сезонные релизы совместно с Undercover: GilappleHamburger Lamp и Bear Floor Lamp являются одними из самых востребованных фигурок компании.

Наиболее заметным вкладом MediCom в сегмент стритвира является уже закрывшаяся линия одежды OriginalFake. Марка OriginalFake, основанная вместе с Брайаном Доннелли (то есть KAWS) в 2006 году, была запущена в самый разгар подъема уличной одежды, когда логотипы и яркая графика были повсюду, а такие бренды, как BAPEStüssyFUCT и aNYthing, находились на пике своей популярности. В OriginalFake «поп»-стиль MediCom соединился с культовыми образами KAWS для создания одежды со смелой графикой, которая напоминала первую работу Акаши с Tokyo Tribe. Одежда с фирменными символами обоих художников продавалась не менее успешно, чем ожидаемо популярная фигурка OriginalFake BE@RBRICKS , выпускавшаяся каждый сезон. Однако по мере того, как на смену вещам с кричащей графикой приходил более минималистичный стритвир, OriginalFake всё больше терял свою идентичность. В 2013 году Доннелли окончательно закрыл марку, однако MediCom продолжает периодически участвовать в создании одежды через постоянно растущее число коллабораций.

Если бренд MediCom и не стал основателем рынка люксовых коллекционных игрушек, он определенно его модернизировал. С момента своего создания MediCom фактически документировал культурный дух времени с помощью миниатюрных фигурок. Полностью отказавшись от исследования рынка, Акаши создает дизайн, который не привязан и не ограничен трендами. Всё создается лишь потому, что кто-то из сотрудников захотел это создать. В этом вся прелесть MediCom Toy. Без простого и, казалось бы, легкомысленного подхода Акаши к дизайну не существовало бы ни Kubrick, ни BE@RBRICK. Это стало предпосылкой к созданию тысяч фигурок, доступных в нынешнем арсенале MediCom. Не ограничивая себя ни в каких сферах, MediCom продолжает производить бесконечный поток желанных игрушек, и, учитывая настрой Акаши, вам будет трудно его остановить.

 

Источник: Grailed.com