Карим «Biggs» Бёрк – мифическая персона мира хип-хопа. Biggs всегда представлялся как незаметный партнёр лейбла Roc-A-Fella, открывшего миру таких гигантов, как Jay-Z и Канье Уэст. В то время, как Hov выступал, а Dame Dash сидел на бизнес-совещаниях, Biggs занимался студийными делами и был источником вдохновения для ранних работ Jay-Z. Кто первый обзавёлся 4,6-литровым Range Rover? Biggs. Платиновым Rolex? Biggs. Инвестировав в Dynasty из чисто экономических соображений, вскоре он начал играть роль исполнительного музыкального продюсера.

Сегодня же доселе незаметный и не привыкший к публичности основатель Roc-A-Fella Records находится под пристальным вниманием. Напомним, что последние несколько лет Biggs отбывал наказание по обвинению в распространении марихуаны. Сейчас он на свободе и не теряет времени, запуская свою новую линию одежды Fourth of November, а также принимая не последнее участие в деятельности New Canaan Society Inside, организации, помогающей адаптации бывших заключённых к жизни в обществе. Недавно нам довелось пообщаться с Biggs о наследии Roc-A-Fella и его работе в студии.

Ниже: интервью Complex с «Biggs»

————————————————————

Complex: Основав Roc-A-Fella, вы хотели заработать денег, войти в историю или всё вместе?

Карим Бёрк: Войти в историю с деньгами. К моменту основания Roc-A-Fella мы уже видели недоступный другим талант Jay-Z, особенно после песен «Coming of Age», «Black Gangster (a.k.a. «This Life Forever»)» и других. Кстати, Jay-Z записал «Black Gangster» до «Reasonable Doubt». Текст был старый, но он решил переписать её для саундтрека к «Black Gangster». Она и «Dead Presidents» с «Reasonable Doubt» – мои любимые треки Jay-Z.

 

Complex: «I want money like Cosby» («Хочу денег, как [Билл] Косби»; актёр Билл Косби был рекламным лицом производящей пудинги компании Jell-O Pudding – прим.) – одна из моих любимых строчек.

Карим Бёрк: Забавно, что именно я это сказал. Я тогда любил говорить: «Что ты можешь предложить? Где твой пудинг?» (Смеётся.) Оттуда всё и пошло.

 

Complex: Когда альбом только вышел, то поначалу остался незамеченным публикой. Расскажи о первой платиновой пластинке.

Карим Бёрк: Сперва популярность набрала «Ain’t No», затем «Can’t Knock the Hustle». Так альбом получил золотой статус, в том числе благодаря участию Biggie. В том время мы были на Priority Records, которые не очень-то нами занимались, и для раскрутки пластинки мы тратили свои собственные деньги. А когда уже подписались на лейбл покрупнее, гораздо проще было выйти на новый уровень, и следующий альбом, «Vol.1», стал платиновым.

 

Complex: Jay-Z здорово досталось за попытку уйти в попсу на «Vol.1».

Карим «Biggs» Бёрк: Ага, мы старались подражать Puff, копировали то, что делали они, и, в конце концов, всеобщий хайп обратил взгляды в нашу сторону.

Мы старались подражать Puff, копировали то, что делали они, и, в конце концов, всеобщий хайп обратил взгляды в нашу сторону.

Complex: Мне до сих пор нравится «Sunshine», но клип для неё – это перебор.

Карим Бёрк: Он получился довольно клоунским. (Смеётся.) Мы ведь это понимаем, самим смешно. Все мы совершаем ошибки. Но в целом альбом достойный – вот что важно. Например, песни «Streets Is Watching», «Face Off» и «Where I’m From».

 

Complex: На подкасте Rap Radar ты говорил о выбранных тобой песнях для альбомов. Сказал, что помог Jim Jones выбрать «Ballin», а Канье – «Through the Wire». Учитывая, что в Roc-A-Fella ты скорее ради бизнеса, нежели музыки, у тебя неплохой вкус.

Карим Бёрк: Ну, не я выбрал «Through the Wire», я сделал ставку на «All Falls Down» в качестве второго сингла, ставшую затем самой популярной на альбоме. «Through the Wire» выбрал Канье, но я понимал, что это будущий хит и поддержал. Def Jam не хотели иметь с песней ничего общего, поэтому я связался с независимой компанией Don’t Think Twice, которые и раскрутили её.

 

Complex: Для многих вы являетесь примером для подражания. Roc-A-Fella имеет внушительный список наставников.

Карим «Biggs» Бёрк: Чака – президент Roc Nation, Тай-Тай и Джей Браун – председатели, а Эмори – стилист, заведующий отделом одежды в Roc Nation. В лучшие времена на нашем счету было 12 широко известных исполнителей вроде Clue? (первый платиновый диджей), Бини Сигел, State Property, Peedi Crack, Young Gunz, Freeway, Cam, Jim, Juelz, Dipset, Jay-Z, Bleek, Kanye. Не думаю, что кто-то мог нас переплюнуть.

 

Complex: Вы подписали State Property за авторитет? И кто вообще о них упомянул?

Карим Бёрк: Парень по имени Садик и Real Rolla рассказали о Бини, когда мы записывали совместный трек Jay-Z и Too $hort. Бини выдал квадратов 200, наверное, мы такого ещё не видели. Читал без остановки. Мы с Dame позвали Jay-Z, он послушал Бини и сказал: «Нужно подписывать этого чувака». Тогда мы ещё не знали, что кроме того материала у него ничего нет. То есть у него было 3 текста, которые он и зачитал. На записи он говорит: «Я их развёл. Они-то думают, что я рэпер». (Смеётся.) В студии выяснилось, что он не знал ни что такое такт, ни как писать песни. Всё, что он мог – это выдавать длинные куплеты. Мы его научили считать такты и всё такое.

Dame Dash, Jay-Z и Карим «Biggs» Бёрк

Dame Dash, Jay-Z и Biggs, 1996 / Фото из Инстаграма

Complex: Не расскажешь об известной фразе Jay-Z о «92-х кирпичах» из «Never Change»?

Карим Бёрк: Не уверен, что смогу пролить свет. Вы же знаете, что Jay-Z говорит: «Believe half of what you see, none of what you hear, even if it’s spat by me» («Не верь и половине того, что видишь, а уж тем более всему, что слышишь, даже если это сказал я»). (Смеётся.) В то время жизнь была другая, поэтому он читал о таких вещах, а не для того, чтобы возвысить такой образ поведения. Смысл – рассказать историю, рассказать о происходящем «на районе».

 

Complex: Недавно ты сказал, что именно Big L записал знаменитый баттл DMX и Jay-Z.

Карим «Biggs» Бёрк: Мы с Big L вместе ходили в среднюю школу, а потом я учился в старшей вместе с McGruff. Но тот баттл DMX и Jay-Z был просто потрясающим, серьёзно. У нашего общего друга Стива Мака была группа под названием Harlem Knights. Он с Dame постоянно спорил, что, дескать, Jay-Z – фуфел, а Harlem Knights типа нет, так что Dame позвал Tone Hooker и Roughness из Original Flavor, а Стив позвал Waah, который привёл DMX, потому что тот был лучший из них. Кто-то говорит, что победил DMX, кто-то – что Jay-Z, баттл был очень сильный. Это был 1992-1993 год, наверное.

 

Complex: Ходит мнение, что Roc-A-Fella перестал существовать из-за проблем в отношениях. Но изначальная цель была – продать компанию.

Карим Бёрк: После сделки с Def Jam нашим планом было создать лейбл, чтобы потом его продать. Нам предложили цену в n раз выше чистого дохода. Сейчас я жалею, что не в n раз выше выручки, но тогда и речи об этом не шло. Продать лейбл мы хотели ещё в 2002 году, но потом добились большого успеха, и сделку отложили на 3 года. Они не предполагали, что Jay-Z так долго продержится. Всё поменялось после 5-миллионных продаж «Vol.2».

 

Complex: Думаешь, открывая новые компании и подписывая исполнителей направо и налево, вы сказали «гоп» раньше времени?

Карим «Biggs» Бёрк: Определённо. Но этом нам урок, это бизнес. Помню документы, в которых значились 8 линий одежды, реклама Armadale, Rocbox, куча всяких других исполнителей. Думаю, мы начали распыляться.

Помню документы, в которых значились 8 линий одежды, реклама Armadale, Rocbox, куча всяких других исполнителей. Думаю, мы начали распыляться.

Complex: Тебя с самого начала привлекала работа в студии?

Карим Бёрк: Всё само собой получилось. Dame уже успел подписать несколько групп и посвятил себя административной работе, мы точно знали, что Jay-Z будет рэпером, а я выполнял роль стилиста.

 

Complex: Как ты там сказал? «Biggs did it first, Jay put it in a verse» («Biggs тренды задавал, Jay об этом зачитал»)?

Карим Бёрк: У нас тогда была команда под названием Best Out, и Dame обратился к нам с предложением: «В общем, мы можем делать записи, можем делать парки развлечений, можем делать одежду. Все в Гарлеме берут с нас пример, а мир берёт пример с Гарлема». После этого внутри коллектива было немало споров о том, чем же заняться, и один из нас сказал, что не хочет вкладываться, а хочет платить другим за выполнение его обязанностей. На следующий день я позвонил Dame, и мы сразу нашли общий язык. Я начал помогать ему и Jay-Z во всех начинаниях, будь то клипы или выступления, был его тур-менеджером в каком-то смысле. Вернувшись с Сент-Томаса я стал ещё плотнее заниматься компанией.

 

Complex: Она стала твоим счастливым билетом.

Карим «Biggs» Бёрк: Ага. В 1996-ом, ещё до начала деятельности, у меня был Range Rover и платиновые Rolex, о которых Jay-Z упоминал в песнях. Мы пили шампанское Cristal. К моменту съёмок клипа на «Ain’t No» мы уже хотели завязать с ним. Мы столько его перепили, что захотелось какого-то другого.

 

Complex: В клипе «In My Lifetime» беспрерывно мелькает Cristal, и я знаю, что ты провёл немало времени на Сент-Томасе. Вы хотели показать людям, как живёте?

Карим Бёрк: Хотелось сделать интересный и провокационный клип. У меня были связи на Сент-Томасе, плюс это и так было частью нашей жизни, так что захотелось запечатлеть. То есть это не просто слова в песне – мы реально так жили.

Complex: Для скромного парня ты вёл довольно роскошный образ жизни.

Карим Бёрк: Я всегда стремился выйти за пределы стереотипов о чернокожем населении. В 1993 я зачитывался Robb Report, а в 1994 уже пил Louis XIII по 1500 долларов за бутылку. Когда я купил платиновый Rolex, Dame и Jay-Z спрашивали меня: «Зачем ты тратишь 40000 долларов на платиновые часы? Люди всё равно подумают, что это белое золото». Я отвечал, что меня волнуют только те, кто отличает платину от золота. Кстати, я был дизайнером всех украшений, выбирал для них кристаллы и делал заказ у Тито.

 

Complex: Можешь рассказать что-то интересное о Biggie?

Карим «Biggs» Бёрк: Помню, как во время записи «Brooklyn’s Finest» он выкурил 60 косяков, которые крутил Lil’ Cease в студии.

 

Complex: Ты планируешь какое-то мероприятие, связанное с «Reasonable Doubt», так ведь?

Карим «Biggs» Бёрк: Событие будет посвящено «Reasonable Doubt» и моему вкладу в него. Хочу выразить это с помощью новой линии одежды. Jay-Z, наверное, даст концерт, а Dame сделает что-то своё. Мне кажется, полезно будет заняться собственными проектами, потому что сам по себе альбом был грандиозным и попытка свалить всё в одну кучу негативно скажется на его статусе.

 

Источник: Complex.com