Если вы думаете, что броско и элегантно одеваться могут только люди из экономически/политически/культурно развитых стран, то глубоко заблуждаетесь. Просто взгляните на конголезских щеголей! Получив своё распространение ещё в конце прошлого столетия, африканский дендизм с каждым годом вовлекает в себя всё больше представителей мужского пола. Давайте разберёмся, почему участие в движении «La Sape» так нравится африканцам всех возрастов и чему мы можем у них поучиться.

 


Истоки конголезского дендизма

Пристрастие африканских мужчин к щегольским нарядам берет своё начало ещё в двадцатых годах предыдущего века. Если считать это модное увлечение религией, то богом, безусловно, будет значиться Андре Бернан Матсуа — первый мужчина Конго, привезший из путешествия во Францию не только свежие воспоминания о столице-законодательнице моды, но и стильную парижскую одежду. С 1922 года прошёл почти целый век, а конголезский первооткрыватель до сих пор считается у денди из Африки незыблемым авторитетом и украшает своим портретом стены домов многих щеголей.

Ещё одним толчком к популяризации течения стало образование в 1960-х годах субкультуры под названием «La Sape». Аббревиатура родилась из фразы «Société des Ambianceurs et des Personnes Élégantes», что в переводе с французского языка означает «Сообщество продвинутых и элегантных людей». Движение зародилось в столице Демократической Республики Конго, Киншасе, среди африканской молодёжи, протестующей против диктаторского режима действующего президента Мобуту Сесе Секо.

Блеск и нищета африканцев: денди из Конго

Позднее «La Sape» перенеслось на другой берег реки — в столичный город Республики Конго, Браззавиль, который и по сей день является центом обитания чернокожих денди. После окончания Второй Мировой Войны конголезские солдаты вернулись на родину с трофеями из Франции — с поношенными, но фирменными костюмами, рубашками и ботинками. Именно тогда у молодого населения Браззавиля завелась воскресная традиция демонстрировать друг другу приобретённые наряды, нить которой тянется и сейчас.

«La Sape» в современности

Со времён первооткрывателей конголезской моды прошли десятилетия, а движение всё ещё продолжает получать своё распространение, несмотря на препятствия в виде гражданских войн и тотальной нищеты в стране. В настоящее время в Демократической Республике Конго проживает не менее 6000 сапёров — и это только те, кто официально относят себя к деятельности течения «La Sape».

Желающих стильно выглядеть в Африке значительно больше. Модный африканский фетиш распылился и на государства, расположившиеся по соседству от Конго, получив там свою собственную интерпретацию, отличную от дендизма. В Республике Камерун, например, незаурядная часть населения предпочитает одеваться в мешковатую и безразмерную одежду, сродни «униформе» американских уличных криминалистов семидесятых годов. Течение получило название «Нip», но не стало достойным конкурентом «La Sape» в борьбе за модное главенство на континенте, хотя и преследовало практически те же цели.

Денди из Конго

Если рассмотреть оба направления в политическом контексте, можно считать эту изощренную привычку выделяться одеждой громким актом протеста. Как ещё можно назвать этот увлекательный подбор повседневного образа из дорогостоящих, не гармонирующих с городскими реалиями вещей, без владения достаточной на то суммой денег? Кто-то назовёт это пережитками прошлого, остатками постколониального наследия, но «La Sape» потому и вовлекает в себя всё больше и больше конголезцев, что имеет для них не только культурную, но и историческую ценность.

Африканский дендизм пережил уже три гражданские войны, воскресая во время каждого перерыва и популяризируясь всё в большей степени. Только однажды, в 1997 году, «La Sape» подвергнулся «вымиранию» и не возобновлял своё привычное, размеренное течение вплоть до начала 2002 года.

Возможно, поэтапно возрастающая популярность дендизма обусловлена именно наличием регулярных войн и глубинных экономических проблем. По мнению сапёров, их «религия», как и любая другая, обладает силой, которая объединяет людей вокруг себя, что важно для нормализации положения в послевоенный период. Действительно ли, фешенебельные костюмы от Louis Vuitton, Gucci и Prada, купленные в ущерб семейному бюджету, способствуют поднятию общенародного духа, известно только самим конголезцам. Так или иначе, философия «La Sape» в какой-то степени повышает этический уровень конголезцев: идеология африканского дендизма стоит вне таких социальных катастроф как межклассовые конфликты и разделение по этнической принадлежности. Приверженцы движения преследуют укоренённые десятью заповедями нравственные правила, которые в 2000 году ввёл Бен Мукача, один из ярчайших представителей течения. Среди щегольских «законов» можно встретить такие, как «уважать Сапеологию в любой ситуации», «никогда не сдаваться», «соблюдать строгие стандарты гигиены», «не быть нацистом, расистом, эйджистом, «не вести себя нагло и невежливо по отношению к другим людям», «уважать старших» и «соблюдать правила гласности движения», «следовать заповедям и регулярно читать молитву, посредством чего достигнуть полного избавления от сапофобов (людей, резко отрицательно настроенных против сапёров)».

Приверженцы модной идеологии с большим энтузиазмом перечисляют иностранным журналистам сапёрские заповеди, ставшие для них жизненными принципами. Дендизм является для них более, чем просто любимым увлечением: это отдельная жизнь, где можно испытать настоящие эмоции, где есть даже фирменные приветствия ото лба ко лбу, диалектные слова для описания динамичной походки и собственный язык Лари, состоящий из синтеза французских неологизмов и слов с языка Конго.

La Sape

У конголезских денди также есть неоглашаемые правила, соблюдение которых является не менее важным. Это касается индивидуального стиля: количество цветов в образе не должно превышать три оттенка. Однако в то время, как браззавильские модники с нежным трепетом подбирают цветовую гамму в очередном наряде, их киншаские соседи через реку из Демократической Республики Конго оказываются смелее в этом деле: эксперименты с количеством броских красок для них являются обычным делом и средством выражения личных свобод, которые подверглись ограничениям в период с 1965 до 1997 года. Тогда у власти находился Мобуту, по воли которого «La Sape» прекратил своё существование из-за чрезмерной, по его мнению, ориентации на западные традиции.

Деятельность браззавильских щёголей изначально тоже подвергалась недоверию со стороны правительства: в 80-х годах регулярно всплывала мысль запретить сапёрам демонстрировать свои колоритные образы в общественных местах. Сейчас от подобных идей не осталось и следа — движение денди крепко вросло в культурное государственное наследие, о чем заявил президент республики Дени Сассу-Нгессо, параллельно одобрив участие сапёров в таких общественных мероприятиях, как Африканская выставка моды и ремесел.

Несмотря на отсутствие трудностей в отношениях с современным режимом, «La Sape» всё ещё продолжает позиционировать себя как акт социального протеста. Только на этот раз они борются уже не против государственного строя, а против устройства современного мира: наперекор удушающей бедности и опустошающим всё на своём пути гражданским войнам.

La Sape из Конго

Но не рождает ли такой подход к жизни противоречия моральным нормам? Можно ли считать приемлемым тот факт, что истинные конголезские джентльмены, с надрывом твердящие заповеди о проявлении уважения и бережном отношении к другим людям, так нагло доводят своих жён и детей до положения унизительных долгов и постоянных визитов кредиторов? Все представители «La Sape» являются отнюдь не самыми обеспеченными жителями города и даже не всегда людьми с долгосрочной надежной работой и стабильной заработной платой. Конголезские щеголи — обыкновенные таксисты, фермеры и плотники, которые решили поставить свою жизнь на алтарь моды.

По данным Всемирной организации здравоохранения, годовой доход на душу населения в Республике Конго составляет 3240 долларов, чего будет достаточно для покупки только одной пары ботинок «J.M. Weston» из крокодиловой кожи. В рамках своего парадоксального увлечения денди жертвуют возможностью приобрести участок земли большего размера, перебраться в дом лучшего состояния или обзавестись собственной машиной. Тяга к прекрасному и дорогостоящему искусству стиля превалирует над основными жизненно-важными потребностями среднего конголезского человека. Многие отчаявшиеся модники прибегают к крайним мерам: занимают крупные суммы у более состоятельных товарищей, берут большое количество кредитов за крошечный временной промежуток; рабочие — воруют из бюджета предприятий; те, кто моложе — из карманов родителей. Сапёры, сами того не осознавая, нарушают правило об отсутствии наглости в своём поведении, скрывая от близких родственников как стоимость костюмов, так и способы заработка. Неутолимое рвение к стандартам высокой моды провоцирует всё новые случаи разорившихся семей: на данный момент по информации Всемирного банка, 46,5 процента конголезцев проживают на уровне ниже черты бедности.

" La Sape" - денди из Конго

С другой стороны, что нам мешает трактовать «La Sape» как своеобразный луч надежды в многострадальной стране, полной мусорных отбросов, суетных дел и потерянных, опустивших руки людей? Утомляющий физический труд приобретает новую смысловую окраску, если стараться не ради низменных житейских потребностей, а для чего-то высокого и прекрасного. Дендизм для конголезцев — настоящий вид искусства, культ которого возгласил африканский фолк-певец Папа Вемба, яро популяризировавший модную культуру в начале восьмидесятых. Моменты, когда есть возможность долго подбирать идеальное сочетание предметов гардероба, а потом шагать в уличные бары на центральную улицу Браззавиля Авеню Мацуа, являются для мужчин возможностью нацепить на глаза по-детски розовые очки, сквозь линзы которых не будет видно ужаса городских пейзажей, и убежать от наступающей на пятки страшной бедности.

У конголезцев даже есть воскресная традиция, также известная под названием «Дни борьбы», когда главные авторитеты достают из шкафов свои лучшие наряды и отправляются в южный район города, Баконго, где ловят восхищенно-удивленные взгляды прохожих и дружески соревнуются друг с другом за звание самого стильного сапёра. В этом деле особо важен творческий подход: мало купить люксовый костюм на сбережения, надо ещё уметь грамотно и со вкусом составить образ.

По мнению сапёров, этот род деятельности заставляет чувствовать себя особенным и быть уверенным в себе, несмотря на окружающие обстоятельства; это средство самовыражения и способ обрести своё место в обществе. Конголезский модник — счастливый человек, даже если остался без ужина, потому что элегантная одежда питает человека духовной энергией и доставляет организму ни с чем не сравнимое удовольствие.

«Джентльмены Баконго»: отражение в мировой культуре

Это странное социальное явление не осталось незамеченным для европейских «исследователей». Миланский уличный фотограф Даниэль Тамани был одним из первых, кто нацелил свой объектив на конголезских модников. Впервые побывав в местности обитания сапёров в 2006 году, молодой человек моментально очаровался броской самобытностью африканского стиля. На протяжении двух последующих лет Тамани «наводил мосты» с лидерами «La Sape» и старался как можно глубже окунуться в течение, чтобы лучше его понять.

La Sape - все о денди из Конго

Фотографии любителей Versace, Gucci и Prada взяли главный приз премии всемирного конкурса World Press Photo и выиграли своему автору возможность приехать в Москву с частной выставкой.

Фотограф также издал книгу «Джентльмены Баконго» о явлении дендизма в столице республики, куда поместил серии своих противоречивых браззавильских фотографий. Проект он посвятил одному из первых конголезцев, с кем имел честь познакомиться и даже подружиться (мужчина умер через несколько месяцев после первой встречи).

Книга Даниэля Тамани «Джентльмены Баконго»

Обложка книги Даниэля Тамани «Джентльмены Баконго»

Итальянец хотел, чтобы его работы не просто изображали феномен африканской уличной культуры: довести зрителя до размышлений о контрастности социального мира и познакомить его с ценностями, отличными от наших, но в то же время так во многом похожими — вот главные задачи культурного проекта Тамани.

Явление конголезского дендизма нельзя не назвать парадоксальным для нашего мира. Контраст между набирающей обороты культурой чрезмерного потребления и мучительной бедностью жителей в пейзажах изуродованного грязью, кишащего мусором, города выглядит иронично и гиперболизировано, но в то же время — устрашающе грустно. Течение «La Sape» — это в первую очередь история про возможность выбора. Про то, что каждый человек обладает шансом вырваться из запачканной суетливой повседневности, раскрасив будничную жизнь трехцветными костюмами, символизирующими дух праздника. У людей нет права осуждать конголезских модников хотя бы потому, что можно взять с них достойный пример смелости на протест в бедствующем обществе.

Автор: Анастасия Лябина