Символ викторианской эпохи и женственного силуэта, инструмент угнетения и вид фетишизма, корсет — это один из самых интересных элементов моды. Обычно сшитые из мягкого материала с добавлением упругих вставок, корсеты должны уменьшать и подтягивать талию, придавая фигуре стройность и осанку. 

Этот предмет одежды считался неотъемлемой частью гардероба королевы Елизаветы I, возвышался в американском идеале женской красоты — «девушке Гибсона» — и вновь вошел в моду в конструкции силуэтов New Look Кристиана Диора. Неудивительно, что за последние десятилетия корсет в своих разнообразных интерпретациях появлялся в коллекциях таких дизайнеров, как Кристиан Лакруа, Жан-Поль Готье, Тьерри Мюглер, Александр Маккуин и Кристофер Бейли. А тем человеком, к которому они обращались за тем, чтобы претворить свои фантазии в жизнь, нередко становился южноафриканский производитель корсетов, Mr Pearl. Преданный своему делу до такой степени, что он носит корсеты практически 24 часа в сутки, Mr Pearl считается одним из самых культовых создателей корсетов в современной модной индустрии.

Но прежде чем перейти к жизни и творениям знаменитого corsetier, давайте обратимся к истории.

История корсета

Первые упоминания о корсете появились на территории острова Крит — в период между 2700 и 1100 годами до нашей эры их носили минойцы. Как женщины, так и мужчины изображались со стягивающими поясами, которые помогали формировать талию. В европейском костюме Нового времени корсеты впервые появляются в XV веке, когда французские (по другой версии — испанские) придворные дамы начали носить их ради более элегантного силуэта. С тех пор использование корсетов стало повсеместно распространенным явлением среди высших классов европейского общества. В XV-XVII веках их носили, как правило, только женщины, тем самым сужая талию и подтягивая грудь — декольте было символом статуса и признаком красоты. В XVIII веке корсеты стали еще более тесными, а появившиеся лямки оттягивали плечи назад так сильно, что лопатки почти соприкасались. 

Этель Грейнджер — обладательница самой тонкой талии в мире на обложке Vogue Italia

Этель Грейнджер — обладательница самой тонкой талии (33 см) в мире на обложке Vogue Italia, Сентябрь 2011

XIX столетие привнесло в дизайн корсета много нового, в том числе появление бюска — передней застежки, благодаря которой женщины могли самостоятельно надевать корсеты. В эдвардианскую эпоху в начале XX века корсет приобрел изогнутую S-образную форму. Подтянутую талию заменил плоский живот, привлекающий внимание к турнюру наряда женщины. Из-за того, что корсеты начали воспринимать как нижнее белье, популярным материалом для их изготовления стал шелк. Общеизвестно, что в Викторианскую и Эдвардианскую эпоху корсет рассматривался как ограничивающая одежда, угнетающая женщин. Помимо борьбы за всеобщее избирательное право суфражистское движение выступало против необходимости носить корсет, поэтому этот предмет гардероба из инструмента для выпрямления осанки превратился в символ патриархального угнетения. 

В 1910-1920-х годах корсет становился всё более свободным и длинным — в нем использовалось меньше пластин, что стало предпосылкой появления мягких корсетов. Влияние Первой и Второй мировых войн привело к упрощению конструкции корсета. Позже он вновь был введен в моду Кристианом Диором в 1947 году в рамках его первой коллекции, представившей женственный силуэт New Look. В 1960-1960-е годы корсет постепенно исчез из повседневной жизни, чаще встречаясь на показах кутюрных коллекций или на выступлениях знаменитостей. Женщины начали носить комбинации, которые стройнили фигуру не так активно, как корсеты, но требовали гораздо меньше усилий. 

Несмотря на то, что они по-прежнему чаще всего встречаются лишь в костюмах звезд и моделей показов, современное предназначение корсета — поддержка осанки — становится всё популярнее и в повседневной стиле. Тренд на узкую талию (активно поддерживаемый Ким Кардашьян и Кайли Дженнер), переосмысление корсета как составляющей фетиш-моды, а также стиль пин-ап привели к возвращению традиционного силуэта, достижимого с помощью корсета.

Говоря о корсетах, невозможно обойти стороной легендарного корсетного мастера — Mr Pearl.

Детство и юность Mr Pearl

Марк Эрскин-Пуллин, более известный под псевдонимом Mr Pearl, родился в 1962 году в рабочей семье в ЮАР. Его мать работала секретаршей, а отец — слесарем. Отец Эрскина-Пуллина хотел, чтобы его сын стал врачом или юристом, однако Марк с самого детства увлекался балетом и искусством. Большую часть своего детства он провел, живя с бабушкой, которой он помогал зашнуровывать корсеты. Это и пробудило в нем интерес, ставший делом всей его жизни: «Моя бабушка носила корсеты, и я был ими просто очарован», — говорит Mr Pearl. — «Все они были лососево-розового цвета. Она разрешала мне их зашнуровывать. На это уходило много времени, потому что там было много петель и шнурков, но для меня это было настоящим удовольствием».

Марк Эрскин-Пуллин

Марк Эрскин-Пуллин «Mr Pearl»

Какое-то время Марк занимался балетом. Позже он два года прослужил в армии и женился на актрисе Терри Нортон. После неудачного брака и развода Эрскин-Пуллин перебрался в Лондон, где стал костюмером и художником по костюмам в Королевском Оперном театре в Ковент-Гардене. 

В 1980-х он погрузился в лондонскую ночную культуру, став завсегдатаем местных клубов и получив от модного редактора и музы Александра Маккуина, Изабеллы Блоу, кличку «Mr Pearl». Дружба с Ли Бауэри коренным образом изменила жизнь Эрскина-Пуллина: он стал его ассистентом, помогая создавать костюмы художника. «Встреча и работа с Ли стала для меня настоящим открытием. Его вдохновение изо дня в день помогает мне», — рассказал Mr Pearl в одном из своих редких интервью. Вместе с Бауэри он создал костюмы для балета Чарльза Атласа и Майкла Кларка «Because We Must», впервые поставленного в театре Сэдлерс-Уэллс в 1987 году.

Работая над дизайном сценических образов, Mr Pearl начал учиться создавать конструкции, помогающие сформировать узкую талию. Для этого он изучал старые корсеты, а также сам стал носить собственные творения. Среди его первых клиентов также значились актеры Мэтью Хокинс и вокалист группы Dead or Alive Пит Бёрнс.

Сотрудничество Mr Pearl с известными дизайнерами

По словам мастера корсетов, он увлекся модой случайно — его собственные интересы всегда крутились вокруг театра и танцев. Но в конце 80-х и начале 90-х, когда мода находилась на пике авангардного стиля, развивающегося в ночных клубах Нью-Йорка и Лондона, Mr Pearl привлек внимание будущих революционеров в мире моды. Создавая образ для Сюзанны Барч на ее первый Love Ball в 1989 году, мастер корсетов познакомился с Тьерри Мюглером. Впечатленный модельер предложил ему переехать в Париж, чтобы заниматься производством корсетов для его модных показов. «Он очень великодушный человек, и я ему бесконечно благодарен», — вспоминает Mr Pearl. — «У него просто запредельная вселенная, и он впустил в нее меня, привив любовь к точности, внимание к деталям — не говоря уже о конструкции. Его заказы ломали все возможные барьеры во всех смыслах. И его стремление к совершенному силуэту по-прежнему меня преследует». Многие легендарные творения Мюглера с узкой талией были созданы под влиянием видения и мастерства Эрскина-Пуллина.

Белла Хадид в корсете от Vivienne Westwood

Белла Хадид в корсете от Vivienne Westwood

Позже Mr Pearl начал сотрудничать и с другими дизайнерами, регулярно возвращаясь в Лондон для коллабораций с Вивьен Вествуд, Джоном Гальяно и Александром Маккуином. Маккуин заметил Mr Pearl в одном из лондонских клубов — его внимание привлекла туго затянутая корсетом талия мастера. Дизайнер пригласил его в качестве модели поучаствовать в показе коллекции Alexander McQueen SS 1995 «The Birds». Тогда Mr Pearl прошелся по подиуму в одном из своих собственных творений — это стало единственным случаем моделинга в его карьере. Он также сделал для Маккуина фиалковый шелковый корсет с отделкой черным кружевом, который на показе коллекции FW 1996 представила Онор Фрейзер. Позже эта работа стала экспонатом на ретроспективе Маккуина «Savage Beauty», проходившей в Институте костюма Метрополитен-музея.

В 1997 году Изабелла Блоу включила один из корсетов Mr Pearl в состав ежегодной коллекции Музея костюма в Бате «Dress of the Year». Известный корсетник также создал вечерний ансамбль для коллекции Jean Paul Gaultier SS 2001, который обрел известность благодаря тому, что в своем туре его надевала Мадонна. Конусообразный бюстгальтер и корсет с подвязками привлекли к давно забытому предмету гардероба внимание нового поколения. Говоря о Жан-Поле Готье, Mr Pearl отмечал его творческую и оживленную натуру. «Он превратил уличный стиль в очень элегантную одежду, которую можно носить. А еще он любит поиграться с корсетами, чем, конечно, я сам очень увлекаюсь. Для меня это всегда — продолжение исторической красоты, которую нельзя забывать, и поэтому я стараюсь сохранить ее. У Готье очень приятное представление о корсетах, и для меня было честью с ним работать». В своей кутюрной коллекции 2014 года Жан-Поль Готье одел королеву бурлеска Диту фон Тиз в творение Mr Pearl в виде корсета с крыльями бабочки, привлекшего внимание к ее осиной талии. 

Мадонна в корсете от Jean Paul Gaultier

Мадонна в корсете от Jean Paul Gaultier

Что касается Джона Гальяно, в сотрудничестве с ним Mr Pearl сделал одно из своих самых популярных изделий — разработанные модельером корсеты, которые Кайли Миноуг носила в своем туре «Showgirl» 2006 года. В те времена о корсете, украшенном кристаллами, написало большинство британских таблоидов, заявивших, что певица стянула свою талию до 40 см. Однако позже сама Миноуг эту информацию опровергла. 

К 2000-м годам Mr Pearl уже регулярно называли corsetier (фр. «корсетник»). Ранее в интервью 1993 года он заявлял, что еще не считает себя corsetier, называясь дизайнером, который использует в своих работах корсеты и шнуровку. Но тогда же он отметил, что надеется достичь мастерства, которое позволит ему встать в один ряд с другими легендарными корсетниками.

Кайли Миноуг в корсете от Джона Гальяно и Mr Pearl

Кайли Миноуг в корсете от Джона Гальяно и Mr Pearl

В списке коллабораций с дизайнерами у Mr Pearl также значатся совместные работы с Chloe и Christian Lacroix. Несмотря на то, что он продолжает сотрудничать с модельерами, мастер остается закрытым человеком, который не любит фотографироваться и давать интервью. Вместо этого он предпочитает, чтобы его изысканные работы говорили сами за себя.

Индивидуальные заказы

Сейчас Mr Pearl живет в Париже, преимущественно работая над заказами для частных клиентов. Он описывает процесс создания корсетов как «тесное сотрудничество между производителем и носителем»: «Создатель кутюрных корсетов понимает анатомию тела и особые требования каждого клиента». На создание каждого корсета у него уходит как минимум три примерки и от одного до шести месяцев работы — Mr Pearl является одним из последних приверженцев традиционных методов работы, отказываясь применять современные технологии. Он до сих пор стремится достичь идеального силуэта: «Моя работа заключается не в том, чтобы быть модным. Я совсем не слежу за модой. Меня интересует идеал, некое выражение элегантности, что на самом деле не имеет ничего общего с модой», — объясняет он. 

Дита фон Тиз в творение Mr Pearl в виде корсета с крыльями бабочки

Дита фон Тиз в творении Mr Pearl в виде корсета с крыльями бабочки

Одной из самых знаменитых поклонниц творчества мастера является Дита фон Тиз, регулярно появляющаяся в его корсетах на своих бурлеск-представлениях. В 2005 году она также надевала корсет Mr Pearl под платье от Vivienne Westwood на свою свадьбу с Мэрилином Мэнсоном. «Ее любовь к украшениям и корсетам по-настоящему вдохновляет», — говорит Mr Pearl о фон Тиз. — «Создавать для нее и видеть ее в корсетах — это лучшее». Бурлеск-дива отвечает ему взаимностью: «Мне очень повезло познакомиться с этим человеком, который живет ради гламура и поддерживает жизнь потерянного искусства создания корсетов».

Один из корсетов, сшитых мастером для фон Тиз, стал экспонатом выставки музея Виктории и Альберта «Undressed: A Brief History of Underwear». Корсет, украшенный кристаллами Swarovski, является частью сияющего желтого костюма, также созданного Mr Pearl — фон Тиз называет его «канарейкой».

Виктория Бэкхем в свадебном платье от Vera Wang, корсет — Mr Pearl

Виктория Бэкхем в свадебном платье от Vera Wang, корсет — Mr Pearl

Еще одной невестой, выходившей замуж в корсете от Mr Pearl, стала Виктория Бэкхем, надевшая его под платье от Vera Wang. В число недавних клиенток мастера также вошла Ким Кардашьян, в этом году представшая на балу Met Gala в своем «мокром» образе от Thierry Mugler. Своей узкой талией она обязана именно Mr Pearl, чей корсет она надела под платье. В посте в инстаграме она также объяснила, что легендарный корсетник научил ее специальным техникам дыхания, которые помогли ей оставаться в образе на протяжении всего вечера.

Mr Pearl как носитель корсетов

Помимо звания одного из главных производителей корсетов в современной моде Mr Pearl также является живым воплощением своей работы. В 30 лет он вдохновился снимками одного из первых сторонников телесных модификаций, Факира Мусафара, изображенного с туго затянутой талией. С тех пор, благодаря тому, что вот уже на протяжении более 20 лет Mr Pearl работает, ест и спит в корсетах (прерываясь лишь на принятие ванны), он смог постепенно уменьшить размеры своей талии до пропорций Скарлетт О’Хара в 18 дюймов (46 см). 

Mr Pearl, Дайан Брилл и Тьерри Мюглер

Mr Pearl, Дайан Брилл и Тьерри Мюглер

В одном из интервью он объяснил: «Интерес к классическому балету, дисциплине и тренировкам помогли мне больше разобраться в возможностях человеческого тела и в том, как усилием воли можно раздвигать рамки возможных изменений». В 2013 году Mr Pearl отмечал, что ему нравятся физические ощущения от ношения корсета — особенно воздействие на дыхание, кровообращение и давление на его органы. Сейчас 57-летний мастер уже не сжимает талию до 46 см, объясняя, что «позволил себе разлениться» до 56 см. «Создание корсета — это очень интимный процесс, происходящий между двумя людьми. Я ношу их именно поэтому — для того, чтобы лучше понять производимый ими эффект», — замечает он. — «Это моя лаборатория. Я просто хочу разделить это удовольствие с другими».