Дефиле этого модного дома зачастую представляет собой манифест, ломающий стереотипы и устои: марка давно преуспела в революционном стиле и стала эталоном вкуса. «Не сдаваться и идти уверенным шагом», — так можно охарактеризовать семейное дело Prada, от продажи эксклюзивных дорожных сумок в торговой точке Марио Прада до заполнения рыночного сегмента prêt-a-porter его внучкой, Миуччей.

 


Prada ниспровергает привычные представления о красоте, придумывает провокационные комбинации и учит не следовать стандартным алгоритмам. Подобного рода эксперименты не всегда находят отклик среди аудитории, но секрет успеха фамильного дела в том, что сотрудники марки хватаются за идею, изучают технологии пошива и дизайна, выбирают уникальный способ презентации и переворачивают всё с ног на голову: смешивают привычное с чем-то радикальным, запускают процесс в обратном порядке.

Марио и Мартино Прада: как всё начиналось

Стратегия семейного бизнеса, первоначально называвшегося «Fratelli Prada» (прим. «братья Прада»), строилась вокруг производства сумок и чемоданов для богатых кругов итальянской знати. Марка подкупала качеством и особым шиком: деревянные ручки, экзотическая кожа моржей, натуральная замша, декор из панциря черепахи или мерцающих кристаллов. Неудивительно, что производимые братьями товары выделялись на фоне остальной рыночной продукции того времени. Неповторимый дизайн и высококачественные материалы позволили привлечь не только постоянных клиентов в лице состоятельных итальянцев, но и иностранных VIP-персон, которые искали аксессуары, как указал сам Марио, «не выходившие из моды за короткий промежуток времени».

Марио Прада – краткая история итальянского бренда Prada

Портрет Марио Прада

До конца пятидесятых годов двадцатого столетия фамильное дело Прада развивалось в направлении торговли дорожными аксессуарами — сумками и саквояжами премиального качества. Прежний курс отца, ушедшего на пенсию, продолжила дочь Марио — Луиза, спустя сорок пять лет со дня основания компании. Безупречное качество и эксклюзивность выставляемой продукции держалось в качестве основополагающего принципа торговли: редкие породы дерева и вставки из драгоценных камней доходчиво позиционировали социальный статус аудитории «Fratelli Prada».

Луиза Прада: выход на международный рынок

С другой стороны, приход к управлению компанией Луизы Прады можно трактовать как следующую ступень в истории бренда. Торговая марка стала известной не только на территории всей Италии, но и за её пределами. Сумки от братьев Прада стали появляться на витринах европейских и американских магазинов. Так, большой популярностью среди зарубежной аудитории пользовались дорожные саквояжи с дизайном из полудрагоценных камней и натуральных кристаллов. По-прежнему выпускались ридикюли из кожи питона, черепаховых панцирей и уникальных пород дерева. Таким образом, при дочери Марио Прада вокруг компании укрепился образ роскоши и успешности, который перевёл бренд Prada в статус люксовой торговой марки.
На протяжении пятнадцати лет, до конца семидесятых годов прошлого столетия, семейное производство дельцов Прада находилось на пике успеха, пока рынок не пополнился удобными для транспортировки чемоданами с колесиками. Помпезные, но громоздкие сумки от итальянской марки было неудобно использовать во время путешествий по железной дороге и особенно при авиаперелетах.
Некоторое время магазин существовал исключительно за счет наработанной ранее клиентской базы, но её узкий круг, состоящий только из состоятельных итальянцев, не позволял покрыть все расходы компании. Доходы от продаж стали минимальными, и дом «Fratelli Prada» стал трещать по швам. В нужный момент, в 1978 году, из кризиса семейное дело вытащила дочь Луизы Прады — Миучча.

Подробнее о внучке основателя Prada можно узнать, прочитав алфавит Миуччи Прады

Рекламная кампания Prada с Наоми Кэмпбелл

Рекламная кампания Prada Nylon с Наоми Кэмпбелл, 1994 год

Миучча Прада: тотальная реорганизация бренда Prada

Младшая внучка Марио, взрастившего корни фамильного бизнеса, в нужный момент переняла управление компанией: именно она превратила небольшое семейное дело в дом моды, каждый сезон диктующий актуальные тенденции. Первым шагом на пути к ребрендингу стало привлечение ведущих дизайнеров и модельеров того времени в штат Prada. В начале 1980-х годов итальянская марка начала расширение традиционного ассортимента — компания представила женские сумки и рюкзак, выполненный из парашютной нейлоновой ткани с шелковистым блеском. Логотип, выполненный в форме треугольника на металлическом значке, был вдохновлен работами основателя дома. Затем последовала коллекция обуви в 1983 году. 1989 год является культовым для бренда Prada — в рамках ежегодной Миланской недели моды свет увидела коллекция женской одежды. Линейка товаров была выдержана в спокойных тонах, с доминированием черного, простыми и четкими линиями. Фасоны платьев не были декорированы пестрыми мелкими деталями: можно сказать, что первая коллекция отошла от ранее намеченного направления, ориентированного на изобилие дорогих элементов. Капсула отличалась от вещей, представленных в модной индустрии, своей элегантностью и простотой. Как итог — у бренда моментально появились поклонники минимализма.

Несмотря на то, что в дебютной коллекции prêt-a-porter чувствовалась приверженность к глубокой концептуальности, Миучча Прада совершила настоящий перевод: она привнесла в модное пространство контркультуру, тем самым увеличив финансовые плоды бренда.

Миучча Прада за работой

Миучча Прада примеряет платье на Карлу Бруни, октябрь 1994 года

Ещё одной характерной чертой деятельности наследницы основателя дома является приверженность к семейным традициям: поскольку изначально братья Прада были ориентированы на состоятельную аудиторию, то было решено продолжить делать ставку на эксклюзив и роскошь. Одежда не уступала в качестве и презентабельности создаваемым ранее саквояжам: марка по-прежнему удовлетворяла потребности самодостаточных женщин, подчеркивающих свою утонченность и грацию. Однако такие качества не подходили для молодых девушек, пытающихся найти свой самобытный стиль. Специально для них руководством модного дома принимается решение о создании отдельной молодежной марки. Так, в 1993 году родился Miu Miu — бренд с демократичными ценами, являющийся домашним прозвищем директора, Миуччи. Таким образом, к потребительскому кругу Prada присоединился новый сегмент аудитории — подростки и тинейджеры. Сегодня коллекции Miu Miu всё также покоряют молодых модниц яркими цветами и авангардными дизайнерскими решениями: Миучча неоднократно подчеркивала в интервью, что молодежная торговая компания готова к экспериментам, на которые не решится Prada. Именно в рамках коллекции Miu Miu девушки узнали, что можно носить туфли с гольфами и носками.

Показ коллекции Miu Miu Resort 2019

Ума Турман на показе коллекции Miu Miu Resort 2019

После создания Miu Miu бренд Prada продолжает заниматься расширением ассортимента: в коллекциях появились солнцезащитные очки. Их толстая квадратная оправа изначально называлась модными критиками «Prada brutto» — уродливая Prada, но со временем именно этот аксессуар стал своего рода визитной карточкой бренда.

В 1997 году выходит мужская коллекция одежды, обуви и сумок в стиле casual-sport — она моментально стала фаворитом для мужчин, предпочитающих неформальную одежду, подходящую для ношения в любые погодные условия. В 2003 году происходит расширение товаров в ещё одном направлении — парфюмерном. Начался выпуск ароматов, не отступающих от главного принципа итальянской марки: туалетная вода от Prada являла собой синтез несочетаемых элементов. Парфюмеры бренда миксовали дорогие и изысканные ингредиенты, смешивали натуральное с синтетическим, терпкое со свежим: даже в мире ароматов Prada начала свою революцию.

Рекламная кампания Prada Eyewear

Рекламная кампания Prada Eyewear 2004

В рамках проекта Country of Origin в 2010 году бренд выпустил четыре коллекции — шотландскую, японскую, индийскую и перуанскую: в каждой присутствовали ткани и детали декора, присущие отдельной стране. В следующем году свет увидел лимитированную коллекцию дорожных сумок ярких оттенков и брелоков в виде животных, облачённых в дизайнерские рождественские наряды. В 2014 году в парижском бутике Prada появилась возможность разработать туфли своей мечты: покупатель сам занимался выбором модели, цвета, оттенка подошвы и материала, а инициалы клиента располагались под фирменной подписью модного дома. В том же году Миучча Прада покинула пост президента компании, тем не менее, оставшись ее креативным директором.

В любом случае, сегодня Prada уже давно вышла за рамки мелкой семейной лавки, предлагающей саквояжи и ридикюли класса люкс. Теперь это империя, диктующая свои правила для женщин, знающих свои достоинства и умеющих их выгодно преподнести.

Текст: Александра Фёдорова

 

О трудностях последних лет и необходимых переменах в итальянском бренде читайте в материале «Как Prada может стать лучше»

О возрождении спортивной линии Prada Linea Rossa читайте у нас во Вконтакте