Эффектные подиумные показы. Громкие коллаборации. Когда речь идет о моде, всегда есть что-то новое, чего стоит ждать с нетерпением. Но за все это «новое» приходится платить больше, чем указано на ценнике.
Экологические издержки современной индустрии моды заставляют многие бренды переосмыслить свою деятельность. Тысячи компаний сейчас отслеживают свое воздействие на изменение климата, вырубку лесов и нехватку воды. Некоторые идут дальше, помогая перевести индустрию на круговую модель. Одежда, обувь и аксессуары изготавливаются из экологически безопасных материалов, затем используются и перерабатываются снова и снова, чтобы не оказаться на свалке. И ключевая особенность в реализации всех этих процессов — технологии.
Чтобы продвигать экологически сознательное движение вперед, необходимо использовать новые разработки. Отслеживание потребления воды и энергии, трехмерное проектирование, внедрение умных тканей — это лишь несколько примеров инноваций в устойчивой моде. Технологии могут быть интегрированы на протяжении всего цикла производства и потребления, от начальных стадий поиска материалов до заключительных стадий доставки, упаковки и обратной связи с покупателем. Собрали список из 7 устойчивых инноваций, способствующих снижению негативного воздействия моды на окружающую среду.
3D-дизайн и виртуальное сэмплирование

3D-моделирование — быстро развивающаяся технология, которая используется для создания виртуальных образцов будущих изделий. Она значительно сокращает количество отходов, поскольку не требует ни физического производства, ни поездок — и связанных с ними выбросов углерода. Мало того, виртуальное сэмплирование позволяет дизайнерам работать быстрее и проявлять больше творчества.
В настоящее время все больше брендов используют 3D-дизайн, чтобы ускорить свои процессы, сократить расходы и повысить свою репутацию в области устойчивого развития. К виртуальному сэмплированию активно прибегают такие бренды, как Tommy Hilfiger, Nike, adidas и Timberland среди прочих. Кроме того, по данным BOF, Hugo Boss рассчитывает создавать 90% своих образцов в цифровом формате к концу 2023 года.
Однако цифровые прототипы не способны полностью заменить физические — дизайнерам все еще необходимо иметь какое-то осязаемое представление о предмете и о том, как он будет «двигаться» на реальном человеке, прежде чем отправлять его в производство.
Биотехнологии, превращающие парниковые газы в ресурс

На индустрию моды приходится до 10% глобальных выбросов углекислого газа в год. Чтобы поглотить такое обилие парниковых газов (буквально миллиарды метрических тонн), потребуется огромное количество деревьев. Но ученые и инженеры, стоящие за американской компанией Rubi, придумали, как имитировать процесс поглощения растениями CO2 для создания прочных ценных молекул, чтобы плести нити из выбросов углерода из воздуха.
Ткань, которую они делают из этой нити, является углеродно-отрицательной, практически не потребляет воды, химикатов и земли, не производит отходов и разлагается естественным образом. Это означает, что каждая вещь, созданная из ткани Rubi, фактически приносит пользу окружающей среде, удаляя CO2 из воздуха и активно помогая обратить вспять изменение климата.
Безводный процесс переработки ткани

Вода — очень ценный ресурс. А мировая индустрия моды ежегодно потребляет триллионы галлонов воды для изготовления одежды. Между тем, только в одной Америке ежегодно выбрасывают 13 миллионов тонн текстиля. Это примерно 2 150 единиц одежды каждую секунду.
Один из экологичных вариантов решения проблемы — ресайклинг. Но смеси полиэстера и эластана, как известно, трудно поддаются переработке. К счастью, компания RE:lastane создала мягкую химическую обработку, которая направлена на сбор волокон из одежды, изготовленной из таких материалов, когда она становится непригодной для носки. Процесс настолько щадящий, что нити остаются нетронутыми и могут быть использованы для пошива новой одежды. Более того, он не нуждается в потреблении воды.
Бактерии для окрашивания ткани

Одним из самых больших последствий окрашивания ткани является химическое загрязнение, которое оно оставляет после себя. Компания Colorifix предлагает свой уникальный способ решения этой проблемы. Британские биотехнологи используют секвенирование ДНК для воспроизведения цветов, встречающихся в природе, генетически модифицируя бактерии, чтобы «вырастить» краситель выбранного оттенка. В процессе ферментации микроорганизмы питаются водой, сахаром, дрожжами и побочными продуктами жизнедеятельности растений и в течение нескольких дней производят большой объем раствора, который можно применять в стандартных красильных машинах. По словам Colorifix, для крашения с использованием процесса Colorifix требуется на 81% меньше воды и на 41% меньше природного газа по сравнению с традиционными методами.
Растворимые швейные нити

Молнии и пуговицы усложняют переработку текстильных изделий, поскольку для удаления таких деталей необходима ручная работа, что делает процесс дорогостоящим и трудоемким. Resortecs решил этот вопрос, разработав нить Smart Stitch, которая растворяется при определенных температурах.
Smart Stitch изготавливается как на биологической, так и синтетической основе с температурой плавления 150°C, 170°C или 190°C. Нить подходит для различных применений, от одежды до спецодежды, и совместима со всеми швейными машинами, представленными на рынке. Чтобы сделать процесс переработки еще проще, Resortecs предлагает воспользоваться его собственной системой термической разборки Smart Disassembly с низким энергопотреблением. В совокупности обе инновации позволяют восстановить до 90% оригинальной ткани одежды.
Веганский пуховый материал

Тенденции приходят и уходят, а пуховые куртки остаются классикой для холодной погоды. Вероятно, потому что они сохраняют уют и сухость без утяжеления — благодаря пушистой, перьевой основе. А теперь компания SaltyCo, специализирующаяся на материаловедении, разгадала код, как сделать эту основу позитивной для планеты.
Секрет? Растения, выращенные на торфяниках, которые, по сути, являются болотами, хранящими тонны углерода. Многие торфяники были осушены, чтобы освободить место для ферм и инфраструктурных проектов, но SaltyCo повторно увлажняет их и высаживает местную растительность, которая может помочь их восстановить. Затем они используют эти растения, чтобы сделать легкий, теплый, водоотталкивающий, а главное безопасный и биоразлагаемый наполнитель BioPuff.
Свою пуховую альтернативу перьям предлагает и компания Pangaia, разработавшая материал FLWRDWN. Это теплое, дышащее и безопасное для животных новшество, изготовленное из комбинации полевых цветов, биополимера и аэрогеля. Pangaia не только предлагает собственные куртки, жилеты и аксессуары верхней одежды, но и дает возможность другим компаниям интегрировать технологию FLWRDWN в свои продукты.
Цифровой паспорт продукта

Цифровой паспорт продукта — одна из инициатив Европейской комиссии, выдвинутая в рамках плана экологического развития Европы. Одной из самых больших проблем моды является отсутствие ясности в цепочках поставок, поскольку это мешает покупателям полностью понять, что они приобретают. И здесь на сцену выходит паспорт продукта, который дает потребителям возможность отследить воздействие продукта на окружающую среду и принять решение о покупке в соответствии со своими ценностями.
Ряд брендов и ритейлеров, таких как Gabriela Hearst, Chloé, Mulberry, Pangaia и Zalando, уже тестируют цифровые паспорта. Покупатели могут отсканировать QR-код с помощью своего телефона и сразу же получить информацию об истории путешествия продукта, включая данные об использовании воды, выбросах углекислого газа и условиях труда рабочих на фабрике, а также увидеть способы ремонта и переработки приобретенной вещи. Ожидается, что ЕС примет новый закон о цифровых паспортах товаров в течение нескольких лет.