Устойчивая мода — справочник по главным терминам | МЦ
Главные термины устойчивой моды

Справочник по главным терминам устойчивой моды

Стремление к экоустойчивости становится всё более распространенным явлением в современном обществе. И, конечно, это оказывает влияние на модную индустрию, стремящуюся идти в ногу с актуальными настроениями. Бренды начинают отказываться от натурального меха, провозглашают себя этичными компаниями и стремятся к углеродной нейтральности. И всё же точное значение понятия «устойчивая мода» и всего того, что оно под собой подразумевает, по-прежнему остается довольно размытым.

Когда вы начинаете интересоваться этим сегментом, перед вами открывается не только целое море новых возможностей, но и множество неизвестных терминов. В них довольно легко запутаться: гринвошинг, осознанное потребление, безотходное производство — что всё это значит?

Для того, чтобы принимать взвешенные решения, покупателям нужно хорошо разбираться в определении всех этих новых слов и словосочетаний. Мы составили справочник наиболее часто используемых понятий, который поможет вам немного углубиться в тему устойчивости и лучше понять ее основные принципы.

 

Устойчивая мода (Sustainable Fashion)

Устойчивая мода фокусируется на продлении жизни одежды, переработке отходов и повторном использовании материалов. Это понятие подразумевает экологичный подход к дизайну, производству и потреблению одежды, минимизирующий нанесение вреда окружающей среде и сокращающий затраты природных ресурсов.

Этичная мода (Ethical Fashion)

Этичная мода немного отличается от устойчивой: здесь внимание уделяется социальным аспектам. В рамках этичной моды рассматриваются такие вопросы, как условия работы сотрудников, их безопасность и здоровье, минимальная оплата труда, детский и принудительный труд. Сюда же можно отнести ответственное обращение с животными.

В основу этичной моды положено стремление производить продукцию, которая положительно влияет на окружающую среду и тех, кто ее производит. Однако в действительности любое производство в какой-либо степени негативно сказывается на природе, поэтому его нельзя назвать полностью этичным.

 

Инсталляция на пляже Сиэттла, посвященная быстрой моде
Инсталляция на пляже Сиэттла, посвященная воздействию быстрой моды на природу

Быстрая мода (Fast Fashion)

Fast Fashion — популярный термин, произошедший от понятия «фастфуд», обозначает одежду, которая быстро и дешево производится масс-маркетом, копирующим трендовые образы люксовых брендов. Низкая цена позволяет покупателям с легкостью приобретать вещи и так же легко с ними расставаться, тем самым увеличивая объемы производимых отходов. Условия труда сотрудников таких компаний тоже нельзя назвать идеальными, что делает производство неэтичным и неустойчивым.

Основоположниками быстрой моды считаются Zara, H&M и TopShop, однако сейчас появились марки, действующие с еще большей скоростью (и производящие продукцию с еще меньшим циклом жизни) — например, Fashion Nova и Missguided.

Медленная мода (Slow Fashion)

Медленная мода — это противоположность быстрой моды, по своему значению она близка термину «осознанное потребление». В ее принципы входит уменьшение потребления и выбор в пользу одежды, которая прослужит дольше. Приверженцы медленной моды уделяют внимание не трендам, а стилю, инвестируя в более базовые вещи, которые долгое время остаются актуальными.

Циркулярная мода (Circular Fashion)

Циркулярный подход к созданию одежды подразумевает возможность переделать и повторно использовать ее материалы, которые затем отправятся на переработку или подвергнутся разложению. Отчасти он основан на концепции Cradle-to-Cradle, посвященной идее нетоксичных, безотходных систем производства, которая была популяризирована Уильямом Макдонахом и Майклом Браунгартом.

Некоторые бренды поддерживают циркулярную моду, запуская программы утилизации — например, в рамках партнерства H&M и ICO покупатели получают скидку на товар, сдав в магазин ненужные вещи.

 

Веганская мода (Vegan Fashion)

К веганской моде относится продукция, которая не только не тестировалась на животных, но и при создании которой не использовались никакие ингредиенты животного происхождения. К примеру, шелк, шерсть, ангора и кашемир нельзя назвать веганскими материалами, потому что все они добываются от животных.

Веганская кожа (Vegan Leather)

Веганская кожа — это искусственная замена натуральной кожи животных. Чаще всего она изготавливается из полиуретана — полимера, вид которого легко подгоняется под пожелания дизайнера. Также ее могут производить из более инновационных и экологичных материалов вроде пробки, фруктовых отходов и переработанного пластика. Растущий список брендов, отказавшихся от натуральной кожи, в категории премиальных брендов возглавляет Stella McCartney. Например, недавно дизайнер представила веганские adidas Stan Smith.

Органический (Organic)

Понятие «органический» чаще всего относится к пищевой промышленности, но его также можно встретить и в модной индустрии. Оно применяется в отношении сырья, которое не является генетически модифицированным и не подвергалось действию химических удобрений и ядохимикатов. Обычно этот термин используется в положительном контексте, но стоит помнить о том, что органический продукт не обязательно является этичным.

 

Биоразлагаемый (Biodegradable)

Биоразлагаемые материалы естественным образом разрушаются в условиях окружающей среды, не нанося ей вреда. Со временем все материалы разлагаются, однако некоторые тратят на это тысячи лет и в процессе выделяют вредные вещества. На природные элементы быстро распадаются лен, шерсть, шелк, конопляная ткань, джут и органический хлопок. Например, бренд Vollebak создал футболку из водорослей, эвкалипта и бука, которая полностью разлагается через 12 недель.

Экологичный (Eco-friendly)

Слово «eco-friendly» относится к продуктам, методам или материалам, не наносящим вред окружающей среде и существующим в ней организмам. Термин «экологичность», как и «устойчивость», охватывает большое количество факторов.

Несмотря на то, что сейчас многие компании свободно используют это слово для продвижения своей продукции, существуют определенные критерии, позволяющие назвать бренд экологичным. Сюда относятся: использование натуральных материалов, применение органических красителей или малый объем воды, затраченной при производстве.

Подержанный (Second-hand)

Это понятие используется для обозначения вещей, которые уже были использованы другим владельцем и были подарены или перепроданы кому-то еще. Выбор в пользу подержанной одежды является одним из главных вариантов ведения осознанного образа жизни и поддержания устойчивой моды, поскольку в этом случае человек не покупает ничего нового.

Протест PETA на Неделе моды в Берлине
Протест PETA против убийства животных на Неделе моды в Берлине

«Без жестокости» (Cruelty-Free)

Мода, соответствующая принципу «без жестокости», подразумевает, что при разработке или производстве продукция не тестировалась на животных. Однако из-за того, что термин «cruelty-free» не имеет юридически установленного определения, некоторые компании этим пользуются, свободно интерпретируя его значение. На данный момент лучшим показателем того, что бренд не практикует жестокое обращение с животными, является наличие сертификатов таких независимых организаций, как Vegan Society и Choose Cruelty Free, а также присутствие в «белом» списке PETA.

Осознанное потребление (Conscious consumption)

Суть осознанного или разумного потребления в том, чтобы вдумчиво подходить к каждому решению о приобретении. Отказ от импульсивных покупок помогает уменьшить количество ненужных вещей и поддержку брендов, с политикой которых вы не согласны.

Безотходное производство/потребление (Zero Waste)

Сторонники философии Zero Waste (буквально «без отходов») стремятся минимизировать объем мусора, оказывающегося на свалках, и поощряют продление жизненного цикла любой вещи. То, что уже не может быть использовано повторно, отправляется на переработку или компостируется. Цель этого движения заключается в том, чтобы общество перешло на экономику замкнутого цикла (об этом подробнее ниже) и отказалось от ископаемых материалов.

Коллекция Yeohlee Fall/Winter 2019
Коллекция Yeohlee Fall/Winter 2019, созданная с использованием безотходного производства

Минимализм (Minimalism)

В последнее время всё большую популярность набирает минималистичный образ жизни. Массово к нему начали обращаться после выхода книги и шоу Мари Кондо и документального фильма «Минимализм». В основе минимализма лежит уменьшение количества вещей, которыми человек владеет. Минималисты отказываются от всего лишнего, оставляя лишь самое необходимое и сосредотачиваясь на том, что для них действительно важно.

Стоимость одной носки (Cost-Per-Wear)

Методика Cost-Per-Wear (CPW) позволяет узнать реальную стоимость вещи. Для того, чтобы вычислить CPW, нужно сложить цену вещи и стоимость ухода за ней, а затем поделить эту сумму на количество раз, когда вы ее надевали. Такой подход помогает рационализировать импульсивные покупки и разобраться, стоит ли дорогая вещь своих вложений.

Жизненный цикл изделия (Product Lifecycle)

Жизненным циклом изделия называются все этапы существования вещи, начиная от разработки и производства и заканчивая утилизацией. В этот временной период также входят хранение, продажа, использование по назначению и ремонт. Этот цикл можно продлить, бережно относясь к сохранению изделия, а также отдав его на переработку для повторного использования.

Канье Уэст показал adidas Yeezy «Clog»
adidas Yeezy «Clog», сделанные из водорослей

Ресайклинг (Recycling)

Ресайклинг — это переработка отходов для превращения во вторичное сырье. Например, некоторые компании производят пряжу из использованных пластиковых бутылок.

Апсайклинг (Upcycling)

Выступая как часть системы безотходного производства, апсайклинг превращает отходы в повторно используемый материал лучшего качества. И хотя сам термин появился не так давно, апсайклингом занимались еще наши бабушки, находя старым вещам новое применение.

Если в ресайклинге компоненты старого продукта доводятся до состояния сырья, то апсайклинг позволяет создать новую вещь с помощью креативного подхода к повторному использованию — полученный продукт может сохранить свою функцию или получить новое предназначение.

Производственные и потребительские отходы (Pre- and Post-Consumer Waste)

Производственные отходы — это лишние материалы, оставшиеся после производства продукта. Их можно повторно включить в производственный процесс.

Потребительские отходы — это материалы, выброшенные после того, как конечный потребитель воспользовался вещью. Она послужила своему прямому назначению и была выброшена для утилизации или отдана на переработку.

Коллекция Marine Serr Spring/Summer 2020
В коллекции Marine Serr Spring/Summer 2020 дизайнер использовала ношеные шарфы для создания платьев

Морской мусор (Ocean Waste)

Морской мусор — это отходы, созданные человеком, которые были намеренно или случайно выброшены в море или океан. Плавающий в воде мусор обычно накапливается на береговых линиях или в центрах систем приповерхностных течений, иногда образовывая мусорные острова. Преднамеренный выброс отходов в море называется дампингом.

Углеродная нейтральность (Carbon Neutrality)

Диоксид углерода (СО2) — это углекислый газ или его аналоги — поглощает инфракрасное излучение Земли, повышающее температуру поверхности нашей планеты, что является причиной глобального потепления.

Компании, заявляющие о стремлении к углеродной нейтральности, должны сделать так, чтобы итогом их деятельности был нулевой углеродный след. Приоритетное направление в этом вопросе — сокращение выбросов СО2 на своих предприятиях. Однако из-за невозможности полностью устранить их бренды поддерживают сторонние углеродно-негативные проекты, поглощающие газ. Например, в сезоне SS 2020 об углеродной нейтральности своих показов объявили Gucci и Burberry, перечислившие средства в экологические инициативы. Позже о стремлении сократить свой углеродный след заявил конгломерат Kering.

Гринвошинг (Greenwashing)

Понятие «гринвошинг» происходит из слияния двух английских слов «green» («зеленый») и «wash» («очищать») и означает позиционирование компании как более экологичной и этичной, чем она есть в действительности.

Из-за растущего интереса потребителей к экоустойчивости и социальным проблемам всё больше компаний пытаются извлечь выгоду из этого тренда. Такие марки обычно рекламируют свои «зеленые» инициативы — например, коллекции из винтажной одежды или скидки при сдаче вещей на переработку — при этом не обращая внимания на другие стороны своего бизнеса, которые причиняют вред природе или людям.

Так, эко-активисты обвиняли в гринвошинге дизайнера Вивьен Вествуд, которая утверждает, что поддерживает инициативы устойчивой моды, но выпускает продукцию из материалов, полученных из нефтепродуктов.

Социальная ответственность (Social Responsibility)

Этот термин означает бизнес-структуру, которая ценит людей и планету в той же степени, что и прибыль. Компании, применяющие такой подход к ведению бизнеса, стараются наладить хорошие отношения с местным сообществом и развивать создание более устойчивой среды.

Обычно стимулирование корпоративной социальной ответственности положительно сказывается как на предприятии, так и на местном сообществе. Но чаще всего инициативы касаются лишь непосредственных сотрудников или штаб-квартир компании, не распространяясь на составляющие ее цепочки поставок.

 

Прозрачность (Transparency)

Прозрачностью в индустрии моды называется практика открытого доступа к информации о том, как, где и кем был произведен продукт определенного бренда. Для того, чтобы быть полностью прозрачной маркой, компания должна упоминать не только поставщиков, позволяющих написать на бирке престижную страну изготовления, но и других участников цепи поставок.

Прослеживаемость (Traceability)

Прослеживаемость означает возможность отследить весь путь, который продукт и его компоненты проходят на каждом этапе цепочки поставок компании. Однако часто сами марки имеют ограниченные представления о своих цепях поставок. Для того, чтобы иметь полные данные об прослеживаемости, бренд должен знать, откуда берется сырье, в каких условиях находятся их заводы и так далее.

Трагедия на швейной фабрике Rana Plaza в Бангладеше
Трагедия на швейной фабрике Rana Plaza в Бангладеше в 2013 году

Замкнутый цикл (Closed Loop)

По своему значению замкнутый цикл производства похож на циркулярную моду, но он также может применяться к продуктам за пределами модной индустрии. Когда компания говорит о том, что использует производство замкнутого цикла, это относится к ее цепи поставок. При таком подходе бренд повторно использует существующие материалы для создания новых продуктов.

«Модная революция» («Fashion Revolution»)

«Модная революция» — это глобальное движение, которое продвигает системные изменения в индустрии, выступая за прозрачность и прослеживаемость цепочек поставок. Инициатива зародилась после того, как 24 апреля 2013 года в Бангладеше обрушилось 8-этажное здание, внутри которого находилась швейная фабрика Rana Plaza. В результате катастрофы погибло 1134 человек, большая часть которых была работниками фабрики.

В апреле сторонники «Fashion Revolution» ежегодно устраивают флешмоб Fashion Revolution Week. В рамках него под хэштегом #whomademyclothes покупатели спрашивают бренды о том, кто производит их одежду.

 

Справедливая торговля (Fair Trade)

Fair Trade — это организованное движение, которое защищает принципы справедливой международной торговли и стремится к устойчивому развитию.

Суть инициативы в том, чтобы устранить дисбаланс власти и несправедливость в торговых отношениях между корпорациями и малоимущими и ущемленными ремесленниками из стран третьего мира. Движение предлагает альтернативу существующей системе торговли, предполагающую переход на более дорогие, этичные продукты, которые позволят ремесленникам работать в лучших условиях. Производители, соответствующие принципам справедливой торговли, могут получить сертификат Fairtrade.

BCI (Better Cotton Initiative)

Better Cotton Initiative (Инициатива за лучший хлопок) — некоммерческая организация, выступающая за совершенствование методов по выращиванию хлопка для улучшения условий работы тех, кто его производит, и уменьшения негативного влияния на окружающую среду. Фермеры, сотрудничающие с BCI, проходят обучение по эффективному использованию воды, заботе о почве и окружающей среде, минимизации вреда, наносимого при защите и удобрении растений, и сохранению качества волокна.

В 2017 году на долю хлопка, отвечающего стандартам BCI, приходилось 14%, и это число продолжает расти. Программу поддерживают такие бренды, как adidas, H&M и IKEA.

H&M сотрудничает с Лесным попечительским советом
H&M сотрудничает с Лесным попечительским советом

Сертификат B Corp (B Corporation)

Сертификат B Corp выдается международной некоммерческой организацией B Lab социально ответственным компаниям. Для того, чтобы заслужить маркировку B Corp, бренд должен подходить под строгие стандарты организации, позволяющие выделять организации с искренними намерениями из числа «псевдохороших» марок. Желающие получить сертификат проходят тестирование по критериям, определяющим их экологичную и социальную эффективность.

На данный момент сертификатом отмечено более 2750 компаний. С 2011 года в этом списке значится американский производитель одежды и снаряжения Patagonia.

Сертификат FSC (FSC Certificate)

Forest Stewardship Council (Лесной попечительский совет) — международная некоммерческая организация, выступающая за ответственное управление лесами. FSC делает это путем установления стандартов на лесную продукцию, а также сертификации и маркировки ее как экологически чистой.

Если товар имеет маркировку FSC, это значит, что использованные в нем материалы созданы из древесных волокон, полученных из экоустойчивых источников, которые не находятся под угрозой исчезновения и не представляют историческую ценность.

 

Все бренды, отказавшиеся от меха и кожи

МЫ В СОЦСЕТЯХ