Жанна Ланвен — путь от модистки до бизнес-магната | МЦ
Жанна Ланвен — путь от модистки до бизнес-магната

Жанна Ланвен: творческий путь основательницы старейшего Модного дома

Жанна Ланвен — основательница французского Дома Lanvin. Ланвен прошла путь от модистки до бизнес-магната, пережившего своих конкурентов. Она основала старейший на сегодняшний день Дом моды, специализирующийся на шляпках, женской одежде и парфюмерии.

***

Дом Lanvin, названный в честь своей основательницы Жанны Ланвен, является старейшим на сегодняшний день Модным домом, непрерывно продолжающим свою деятельность. Жанна Ланвен родилась в 1867 году — она была старшей из 10 детей. Ее отец был журналистом. Несмотря на то, что Жанна была умной и сообразительной, конец XIX века был не самым легким временем для девушек (пусть и из среднего класса), желающих построить карьеру. Поэтому в 13 лет она устроилась рассыльной в мастерскую по пошиву одежды. Всю свою юность она просидела в учениках модистки, а затем стала помощницей портнихи, после чего наконец почувствовала себя готовой работать самостоятельно.

Жанна Ланвен: творческий путь основательницы старейшего Модного дома
Жанна Ланвен

В 1885 году, когда ей было всего 18 лет, Ланвен открыла на собственные сбережения небольшую мастерскую головных уборов на улице Марше Сент-Оноре — это и стало скромным началом карьеры творческой личности, которая в 1920-е годы превратится в одного из самых коммерчески успешных кутюрье Парижа. В отличие от другого популярного парижского дизайнера 20-х годов, Вионне, Жанна Ланвен никогда не считалась ультрасовременной. Ее одежда была не модной, а красивой. Но она была успешной благодаря тому, что ее наряды помогали женщинам почувствовать уверенность в себе. Платья Lanvin никогда не перегружали силуэты женщин, которые их носили, и в хрупком мире 20-х годов, когда на первом месте стояло изящество, это было настоящим достижением. Если Коко Шанель всё упрощала, то Ланвен, наоборот, добавляла в дизайн больше украшений, потому что знала, что это понравится женщинам, которые хотят выглядеть умно, но в то же время живо, а не как плоская картинка.

Детское платье Lanvin из органзы, 1925 год
Детское платье Lanvin из органзы, 1925 год

Из-за этого у Жанны Ланвен никогда не было какого-либо конкретного «образа», который бы характеризовал ее видение в определенный сезон. В каждой коллекции клиенту предоставлялся широкий ассортимент одежды, подходящий людям самых разных возрастов и типов фигур. Всё, что она предлагала своим покупательницам, должно было усилить их женственность — не только в их собственных представлениях, но и в глазах обеспечивающих их мужей и любовников.

Жанна Ланвен: новые горизонты

В 1897 году, через два года после заключения брака с итальянским аристократом Генри Эмилио Джорджем ди Пьетро, у них родилась дочь по имени Маргерит Мари-Бланш, которой суждено было помочь сделать положение своей матери в Париже не только уникальным, но и финансово устойчивым — даже несмотря на то, что их брак распался, когда ребенку было всего шесть лет. Ее второй муж, Ксавье Меле, который, как и ее отец, был журналистом, в конце концов стал французским послом в Манчестере, хотя у самой Ланвен, насколько известно, с этим городом не было ничего общего.

Жанна Ланвен в Маргерит души не чаяла, и еще когда та была маленькой, дизайнер начала создавать для них совместные образы матери и дочери. Эти комплекты, ставшие чем-то совершенно новым в истории высокой моды, тут же обрели популярность и так и остались одним из неотъемлемых элементов Дома Lanvin. Ей удалось создать и захватить совершенно новый сегмент рынка, благодаря чему всё поле деятельности было в ее распоряжении. Это стало ее фирменной, но далеко не единственной отличительной чертой.

Ланвен была не просто творческой личностью. Она была еще и сообразительной бизнес-леди, которая знала, как продвинуть себя на растущем рынке высокой моды начала 1920-х. Интересуясь средневековым и ренессансным искусством, а также Египтом и античностью, она придумала мягкий, но яркий синий тон, который отлично подходил к большинству типов кожи и волос. Оттенок под названием «Fra Angelico blue» практически стал ее фирменным цветом.

Парфюм Lanvin Arpège

В 1927 году перед выпуском парфюма Arpège (который и по сей день остается одним из самых популярных ароматов в мире) она поручила разработку дизайна его упаковки — черного стеклянного шара — одному из лучших архитекторов Франции. Его звали Арман Альбер Рато, и до этого он уже проектировал ее парижский дом, ее бутики и загородную виллу. Рато стал частью ее бизнеса. Он управлял линией Lanvin Sport, и вместе они создавали предметы для дома, которые теперь можно найти у коллекционеров антиквариата.

Жанна Ланвен — путь от модистки до бизнес-магната
Первые духи Lanvin «Arpège» в форме шара, 1927 год

Несмотря на столь значительное расширение, Ланвен в полной мере осознавала несокрушимую силу сюжетов, вращающихся вокруг матери и дочери, и именно поэтому флаконы Arpège и по сей день украшены оригинальным рисунком Поля Ирибе, на котором мать склонилась над своей дочерью.

Всегда оставаясь в курсе событий и быстро реагируя на изменения, в 1922 году (после выхода книги Виктора Маргерита «La Garçonne», или «Холостячка») Жанна Ланвен осознала, что ее вечные шляпки, утяжеленные отделкой, уже не соответствовали духу времени. Она с готовностью приспособила свою эстетику к более спортивному, мальчишескому образу, которого жаждали изысканные парижане, предложив им шляпку-клош — одну из самых долговечных форм в мире головных уборов, любимую за свою элегантность, а также за ощущение свободы, которое она придавала своей носительнице. Она почти 10 лет оставалась стандартом модной шляпы. В головных уборах, как и в одежде, Ланвен нравилась мягкость шлейфов, шарфов и вуалей, привносивших в образ загадку и очарование. Однако были у нее на счету и абсурдные моменты — в 1938 году все заговорили о ее шляпе в форме сидящей в гнезде курицы, напоминавшей что-то в стиле самой Скиапарелли.

Новатор Жанна Ланвен

Одна из лучших идей Ланвен пришла к ней в тридцатые годы, когда королева Елизавета заказала у нее платья для принцесс Елизаветы и Маргарет. Вместе с заказом Ланвен отправила им куклу в таком же наряде — этот жест стал традицией в совместных образах матерей и дочерей, однако не распространился на мужские костюмы.

Шляпа Lanvin, 1925 год
Шляпа Lanvin, 1925 год

Несмотря на множество новаторских идей, которые Жанна Ланвен привнесла в моду в 20-е и 30-е годы, самой прекрасной и романтичной была ее интерпретация стиля Robe de Style — формальных вечерних платьев, выполненных по самым высоким стандартам французской моды. В 20-е годы она сделала его мягким, эротичным одеянием, свободно струящимся по телу и часто украшенным бахромой или узкими шарфами для того, чтобы подчеркнуть женственность своей носительницы. Простой, лаконичный силуэт оживляли вышивка и отделка бисером — две характерные черты Модного дома — а также этническое влияние Египта, классического Рима и Греции.

«Я действую импульсивно и верю в инстинкты. Я не продумываю платья заранее. Мною овладевают чувства, а технические знания помогают воплотить всё в реальность»

По мере того, как мода переходила в 30-е, на смену мягкому, разлетающемуся силуэту Robe de Style постепенно приходил новый, более формальный и статный стиль. И Жанна Ланвен вновь оказалась в центре внимания. Дизайнер ясно дала понять, что, вопреки практичному подходу Шанель, она продолжает верить в романтичную одежду. В 1934 году она сказала в интервью Vogue: «Я действую импульсивно и верю в инстинкты. Я не продумываю платья заранее. Мною овладевают чувства, а технические знания помогают воплотить всё в реальность».

Туда же она могла бы добавить и что-нибудь про «новизну». Еще в 1923 году она инвестировала в красильную фабрику для того, чтобы получать именно те цвета, которые были ей нужны: идеальные оттенки розового, зеленого и синего, драматичное сочетание красного и черного и широко использовавшийся серебристый. В 30-х ее платья Robe de Style получили пышные юбки с кринолином — прямо как на портретах Веласкеса. Как и другие образы дизайнера, эти наряды были романтично женственными.

Жанна Ланвен умерла в 1946 году в возрасте 79 лет. Несмотря на то, что к тому времени ее творческий настрой уже начал угасать, для того, чтобы оценить ее по достоинству, необходимо заглянуть в предыдущие десятилетия. На протяжении большей части двадцатого века она оставалась во всех отношениях ведущей фигурой французской высокой моды, и ее имя по-прежнему чтят и помнят.

Источник: Businessoffashion.com

Перевод: mcmag.ru

 


Читайте также историю жизни Коко Шанель


 

МЫ В СОЦСЕТЯХ