Слышим восхищённое: «Новый “Драйв”, новый “Таксист”, новый “Леон”», — это критики наперебой делятся впечатлениями от «Тебя никогда здесь не было» Линн Рэмси. О молчаливом Джо писали и мы — прочитать можно здесь. А теперь решили пересмотреть тройку культовых фильмов и добавить еще пару совсем новых (из недавнего Лантимоса) в подборку «Действительно похоже, но Рэмси не вторична».

«Драйв», реж. Николас Виндинг Рефн

«Драйв» – что еще смотреть, если вам понравился этот фильм

Молчаливый Гослинг, много крови (еще больше!), перламутровые огни большого города, вот он — личный one way ticket Николаса Виндинга Рефна в мир массового авторского кино. «Драйв» — первый и, пожалуй, лучший фильм неоновой трилогии мастера эстетичной расчлененки (после него будут «Только Бог простит» и «Неоновый демон»), и мы полюбили его с первого взгляда. Это история о гонщике, который живет в бедном районе Лос-Анджелеса, чинит автомобили и время от времени подрабатывает ограблениями и каскадерскими трюками. Много погонь, трогательная любовь с самой милой девушкой на свете Кэри Маллиган и жестокая война с криминальными авторитетами. На «Тебя никогда здесь не было» похоже рубиловом при помощи молотка, панорамами ночного города, скудностью диалогов и неизощренной, удивительно понятной безжалостностью.

«Леон», реж. Люк Бессон «Тебя никогда здесь не было»

Люк Бессон "Леон" –  смотреть похожие фильмы

Если вы слышите первые ноты «Shape of My Heart» Стинга и сразу все понимаете, значит просмотр «Леона» не прошел бесследно и для вас. Историю о жизни Матильды и киллера-наемника еще в прошлом веке разобрали на цитаты, а про скрипящего зубами Гэри Олдмана до сих пор говорят, что это его лучшая роль. Фильм вообще был снят случайно — им Бессон заполнял простой съемочной группы, оставшейся без дела из-за графика Брюса Уиллиса (в то время Люк Бессон снимал «Пятый элемент»). Получился оглушительный шедевр.

Маленькая Натали Портман в фильме Леон – что еще посмотреть, если вам нравится этот фильм

Матильде 13, она загадочно курит и прогуливает школу, а в один день ее семью расстреливают за хранение кокаина. Леону в районе 40, он профессиональный киллер и его квартира находится по соседству — это спасает Матильду от смерти. Их отношения завязываются волей случая и, большое спасибо, без намека на педофилию. Он — по-детски наивен, она — по-взрослому мечтательна, без лишних намеков и без лишнего беспокойства. Пожалуй, в этом главное сходство с работой Рэмси, где отношения между взрослым и подростком не выходят за границы с надписью «запрещено», потому что если и есть чувство, то исключительно светлое. Непережитые детские травмы сделали свое — и Леон, и Джо так и остаются большими детьми, которым точно не придет в голову обидеть «своего».

«Таксист», реж. Мартин Скорсезе

Кадр из фильма  «Таксист»

«Наконец-то нашелся человек, который сможет очистить этот город от грязи», — говорит Трэвис и смотрит на себя в зеркало. Этому решению предваряют месяцы ночных смен в такси, а еще раньше — вьетнамская война, с которой Трэвис вернулся не так давно. Он не может спать, поэтому работает с 6 вечера до 6 утра, а днем пытается понять, как жить жизнью обычного человека. Его тошнит от рассадника грязи, в который ночью превращается Нью-Йорк — малолетние проститутки, наркоманы и просто бессмысленные прожигатели жизни — маршрут Трэвиса лежит через весь город, он насмотрелся на все это сполна. Теперь пришло время действовать.

Скорсезе удалось снять удивительную экзистенциальную драму о человеке, который выбрал «право иметь». Наблюдать за одиноким, жутковатым и местами чуть сумасшедшим Трэвисом в исполнении Роберта Де Ниро тревожно и захватывающе. А его сумасшествие под конец фильма вообще ставится под большой вопрос: а может безумны все вокруг него?

«Лобстер» и «Убийство священного оленя», реж. Йоргос Лантимос

Кадр из фильма «Лобстер»

Про «Убийство священного оленя» мы писали не так давно, а про «Лобстер» стоит сказать, что по силе напряжения и сюрреалистическому безумию он ничуть не уступает «Убийству…». Сюжет нам не особо нужен, сходство с Рэмси едва уловимое, больше атмосферное и декоративное, поэтому если в двух словах — это история про утопическое будущее, в котором людей-одиночек отправляют в отель. Там у них есть 45 дней для того, чтобы найти себе пару. Каждого «выловленного» спрашивают о любимом питомце — если по истечению отведенных полутора месяцев не найти пару — тебя превратят в животное. И в том и в другом случае сюжет не про карателя, а про человеческие пороки и тщетности их преодоления. О том, среди кого (и чего) мы живем и как будет неловко и страшно, если заговорить об этом вслух, а уж тем более если показать.

Кадр из фильма «Убийство священного оленя»

Перекрестные ссылки с работой Рэмси прослеживаются больше во всепроникающем сюре, в звенящей, никому и ничего не объясняющей тишине. И в «Тебя никогда…», и в «Убийстве…», и в «Лобстере» зритель уж слишком обстоятельно просматривает кадр за кадром — не дай Бог пропустит ключ к отгадке. И один и второй режиссер оставляют после себя множество вопросов философского толка и предлагают нам с вами наконец обратиться к себе и в кои-то веки заняться не самокопанием и думами будущем, а вспомнить о жизни в моменте и ненадолго очнуться от сна наяву.

Текст: Наташа Белова