Именитая художница по костюмам из Массачусетса о 3D-печати и сотрудничестве с дизайнером Бостонского балета в создании костюма Чёрной пантеры.

 

Многие из нас имеют ложное представление об Африке, во-первых, смешивая всё многообразие сотен культур и языков воедино, а во-вторых, считая Африку напрочь лишённой богатств и изощрённых предметов роскоши под стать шёлковым платьям и напудренным парикам какой-нибудь Марии Антуанетты. Эти предрассудки настолько въелись в умы людей, что Рут Картер пришлось работать сверхурочно, чтобы просветить свою команду иллюстраторов об африканской культуре.

Концептуальные иллюстрации для «Чёрной пантеры»

«До сих пор слишком мало было правдивой информации, чтобы показать истинную красоту Африки. Поэтому мне и пришлось объяснять своим пяти иллюстраторам, что от нас требуется». Рут старалась как можно точнее донести своё видение: «Я разместила на досках сотни картинок. То есть если вы сидите за компьютером, они прямо за монитором и по обеим сторонам от стола. К тому же отдельные картинки для каждого из иллюстраторов были выделены стрелками, кругами и записками». Короче говоря, Рут всеми силами пыталась избежать неправильного толкования.

Костюмы для «Чёрной пантеры» черпали вдохновение в многовековых традициях и моде отдельных племён и их переплетении, а также в афрофутуризме, афропанке, результатом чего стали сказочно замысловатые образы героев. Например, Рамонда, королева Ваканда, носит утончённые одеяния, которым позавидовала бы сама Мария Антуанетта. Одним из таких очаровывающих нарядов является белое платье в сопровождении пиджака в форме луны и традиционного зулусского головного убора. Такие моменты в очередной раз напоминают чернокожим зрителям о великой культуре, к которой мы причастны, в пику историческим опусам, называющим европейскую колонизацию Африки «спасением». «Перед нами мир, существующий вне колонизации. Я взяла традиции, цвета и узоры коренных племён и использовала их в футуристическом ключе», – с изумлением в голосе говорит дизайнер.

Смотря на убойные костюмы персонажей, сложно поверить, что это первый экшен-фильм Рут. Однако, глядя на её резюме, вряд ли можно вообразить более подходящего кандидата на эту роль. Вспомните культовый пример «чёрного кино». Скорее всего, костюмы для него создавала именно Рут. Вот лишь несколько работ из её послужного списка: «Школьные годы чудесные», «Делай как надо», «На что способна любовь», «Дворецкий», «Сельма» и – мой личный фаворит – «Темнокожие американские принцессы». «Да, хороший фильм», – почти с безразличием сказала она, когда я упомянул эту восхитительную картину середины 90-х с участием Холли Бери. Данная комедия пестрила многообразием «гетто-изумительных» образов, элементы которых ныне мелькают на подиумах по всему миру: латексные костюмы, огромные серьги-кольца и непрактично длинные накладные ногти. Эта картина и её долгоиграющее культурное наследие – ещё один пример прогрессивного мышления Рут. Как говорит она сама: «Костюмы создавались специально. Они были такими душными, что мне даже пришлось несколько раз их переделывать, чтобы Холли могла дышать. В тот момент в самом разгаре было лето, а ей приходилось втискивать себя в подобие надувного шара!»

Набросок Т’Чаллы

Теперь становится совершенно ясно, почему режиссёр Райан Куглер обратился к именитому костюмеру, предложив встретиться прямо в студии Marvel. «Мне дали несколько страниц из комикса и кратко объяснили суть задачи. Сценария никакого не было, – вспоминает Рут своё напряжённое собеседование. – Обычно в таких случаях предоставляется сценарий. Но Marvel – это ж почти как ЦРУ. То есть мне пришлось создать несколько образов на основании той небольшой информации, которую мне предоставили». Оказалось, что во время собеседования Райан хотел не только увидеть интерпретацию Рут боевых костюмов Т’Чаллы, Киллмонгера и Накии – он также хотел пообщаться. «Когда я немного поосвоилась, мы очень хорошо поговорили. Там был и Нейт Мур, исполнительный директор Marvel. Сложилось ощущение, что мы все сразу нашли общий язык».

С момента анонса фильма в 2014 году «Чёрную пантеру» сопровождают высокие ожидания публики. В первую очередь потому, что это первый фильм Marvel с подавляющим большинством чёрнокожих актёров. Рут понимала, что работа над таким фильмом – очень ответственный момент, однако нервозности она не испытывала. «Я не столько боялась, сколько понимала, что мне многое предстоит узнать. Меня будоражат новые вещи, – говорит она с заразительной уверенностью в голосе. – Райан поверил в мои способности и моё знание комиксов». Дизайнер поставила своей задачей не только воспроизведение для мира Ваканда существующих африканских образов, но и перенос их в будущее.

Так, для создания некоторых элементов одежды (например, того же зулусского головного убора) Рут использовала 3D-печать. О своём высокотехнологичном подходе она говорит: «Я подумала, что раз она королева, то в лабораториях ей наверняка создают нечто подобное». Любопытно, что 3D-печатью Рут увлеклась незадолго до съёмок, а поведала ей об этой новой технологии австрийский архитектор, специализирующаяся на 3D-печати модных фасонов, Джулия Корнер. Поэтому было принято решение поручить работу бельгийской конторе. Как говорит сама Рут: «Процесс этот может занимать до 6-ти месяцев, а мне позарез нужен был головной убор. Поэтому, когда он, наконец-то, прибыл в Атланту, для меня это стало настоящим подарком! Передо мной оказалась удивительная скульптура, созданная компьютерными алгоритмами. Каждый из предметов изначально представляет собой огромный куб, из которого затем извлекается нужный дизайн. Это просто потрясающе».

Набросок Накии

Вдохновению также способствовали путешествия по Африке. Народ Басуто, этническая группа юга Африки, вдохновил Райана Куглера своими оригинальными цветными одеялами с узорами, которые горный народ носит в повседневной жизни. Со стороны они очень похожи на кокон, и по словам Рут, Райан хотел, чтобы народ Ваканды использовал подобного рода одеяла в качестве боевых щитов. Она привезла одеяла из Африки и придала им футуристичный колорит с помощью серебряной шёлкографии поверх узоров.

Но больше всего разговоров вызвал, разумеется, костюм самого Чёрной пантеры. Фанаты Marvel довольно щепетильны к своим героям, и, как говорит Рут, новый облегающий костюм провоцирует среди них неоднозначную реакцию. «Такое ощущение, что образовалось 2 лагеря. Одним нравится новый костюм, а другим – его костюм из «Мстителей: Противостояние», который они хотят вернуть». Рут, однако, сразу же отмечает, что она никоим образом не ответственна за отказ от костюма из «Противостояния»: «Костюм – исключительная прерогатива Marvel. Дизайн его принадлежит Райану Майнердингу, главе художественного отдела Marvel, и он настоящий гений. Именно он всё это время создавал костюмы Капитана Америки и всех остальных. То есть именно его кисти принадлежит набросок нового костюма, а уже моя задача – воплотить его в жизнь».

Гений Рут же проявился, когда встала проблема прочности костюма в условиях продолжительных съёмок: «В «Противостоянии» из-за вибраниума костюм получился очень грузным, и в нём неудобно было передвигаться. Этому же приходится выдерживать большие физические нагрузки. К сожалению, у нас не было бюджета «Противостояния», так что нельзя было просто взять и наделать 20 костюмов Чёрной пантеры. Их у нас было всего 6, причём они нужны и дублёру, и каскадёру». Именно по этой причине Рут сделала выбор в пользу более лёгкого материала Eurojersey. Однако с начала съёмок костюм уже несколько раз подвергался ремонту. Рут потребовалась помощь: «Нам пришлось пригласить женщину, которая работает на Бостонский балет. Она предложила создать подкладку для всего костюма, чтобы актёр мог проделывать все эти фантастические трюки». Наконец-то, костюм Чёрной пантеры был завершён.

На мой вопрос о новых перспективах, открывающихся с выходом «Чёрной пантеры», Рут внезапно заговорила о своей загнанности в угол. Проще говоря, в Голливуде многие считают, что чернокожий дизайнер костюмов может работать только в «чёрном кино». «После первого же «чёрного фильма» на тебя вешают ярлык, загоняют в рамки». Рут, как и многие люди её круга, хочет протоптать в Голливуде более широкую тропинку для чернокожих людей искусства. «Я была бы не против поучаствовать в фильме, скажем, Тома Харди или чём-то наподобие «Мулен-Руж». Но ко мне просто не обращаются!» В этот момент её голос приобретает любопытные нотки, отражающие многолетнее отчаяние и лишения, с которыми она столкнулась. Стоит напомнить, что до «Чёрной пантеры» 17 фильмов Marvel Cinematic Universe были посвящены белым персонажам. Однако вскоре энтузиазм возвращается к ней, и она признаётся: «С другой стороны я вовсе не против жить в «чёрном кино». Здесь не так уж и плохо».

 

Источник: i-d.vice.com