Полька-дот — история энергичного узора в горошек
История узора полька-дот

Полька-дот — история узора в горошек

Уже на протяжении нескольких веков обманчиво простой принт полька-дот приводит в восторг многих художников, дизайнеров, музыкантов и членов королевской семьи — Фрэнк Синатра посвятил узору свою песню, а Яёи Кусама разрисовала им все, что попадается на глаза, включая стены, полы и даже обнаженные тела своих ассистентов.

Разбираемся, как неприхотливый и вместе с тем изысканный узор в горошек стал частью  массовой культуры и высокой моды.

Горошек в Средневековье

Горошек начинал свою жизнь с негативных коннотаций, далеких от мира моды. До промышленной революции было практически невозможно создать идеально круглые и равномерно расположенные точки. В Средневековой Европе этот хаотичный узор напоминал людям сыпь, вызванную рядом чрезвычайно заразных заболеваний, таких как оспа, проказа и бубонная чума, и поэтому был под запретом.

Платья в горошек в стиле ампир
Платья в горошек в стиле ампир

Отрицательное отношение к полька-дот сохранилось и в эпоху Возрождения, когда люди связывали смерть Дездемоны, одной из героинь пьесы Уильяма Шекспира «Отелло», с пятнистым платком в ее руке. 

В других культурах горошек также не был модным узором. В Африке им украшали костюмы и различные предметы, считая, что он имеет сверхъестественную силу. В общине Лега, например, молодой человек должен был носить пятнистую ткань и постоянно стучать в дверь с похожим рисунком, пока она не откроется, чтобы пройти обряд посвящения.

Полька-дот в XIX веке

Середина XIX века ознаменовала собой повальное увлечение полькой. Чешский народный танец был настолько популярным, что слово «полька» добавляли практически ко всему — к названию блюд, головных уборов и магазинов. Зачастую это делалось, чтобы повысить продажи, в особенности в случае с одеждой в горошек. С развитием швейных машин пошив тканей стал намного проще и дешевле, и полька-дот из некогда табуированного узора превратился в один из самых распространенных.

Танцовщицы фламенко в платьях в горошек
Танцовщицы фламенко в платьях в горошек

На самом же деле никакой связи между полькой и пятнистым принтом не было. Разве что горошек имеет такую же веселую и легкую природу, как и сам танец. Тем не менее название «полька-дот» прочно закрепилось в истории узора. Известно, что впервые этот термин был использован в 1857 году в статье американского журнала Godey’s Lady’s Book. В ней говорилось о легком муслиновом платке, украшенном вышитыми кружочками полька-дот. 

Но задолго до того, как ткань в горошек получила свое название, ее производством занимались в Швейцарии. У принта даже было свое местное название — Dotted-Swiss. Его наносили на тонкий белый батист, из которого изготавливали свадебные наряды. Позже задорный орнамент приметили французские придворные модницы. Горошек, или Quinconce, как именовали его во Франции из-за ассоциации с пятью точками игральных костей, как нельзя лучше подходил платьям в стиле ампир, который распространился во времена правления Наполеона Бонапарта. Вместе с войском завоевателя узор отправился в путешествие по Европе, посетив также и Россию.

В Германии узор получил еще одно название — Thalertupfen, что переводится как «след от талера» (талер — междудародная валюта, которая ценилась в Европе в XVI–XIX веках). В Испании же горошек сравнивали с родинками и называли Lunares. Рисунок связывали с культурой фламенко, украшая им традиционные платья танцовщиц с воланами и оборками.

Однако к небольшим точкам были неравнодушны не только модницы, но и художники. Среди них были французские живописцы Поль Синьяк и Жорж Сёра, положившие начало пуантилизму, стилистическому направлению, в основе которого лежит манера письма раздельными точечными мазками. Хотя это движение не получило большого уважения в художественном сообществе, некоторые великие художники были пуантилистами — Камиль Писарро, Ван Гог, Максимильен Люс, Рой Лихтенштейн и Чак Клоуз экспериментировали с этой техникой.

До расцвета пуантилизма горошек в искусстве появлялся более условно, отражая моду каждой эпохи. На картине Клода Моне «Обед на траве» (1865) изображена гламурная дама в нежном белом платье с оборками, усеянном мелкими синими точками. В похожих нарядах появляются и две молодые девушки из картины Фредерика Базиля «Воссоединение семьи» (1867). Чуть позднее художники начали использовать и другие цветовые сочетания, например, на картине Йожефа Рипль-Ронаи «Дама в платье в горошек» (1889) нарядно одетая молодая женщина предстает в коричневом платье, украшенном крупными кремовыми точками.

Возвращение горошка

В начале XX века узор пережил новую волну популярности, вызванную рядом событий. В 1926 году Норма Смоллвуд, первая коренная американка, получившая титул «Мисс Америка», была запечатлена в облегающем купальнике в горошек. В результате многие женщины влюбились в этот принт.

Норма Смоллвуд (слева) и Мэрилин Монро (справа) в купальниках с узором полька-дот - история узора
Норма Смоллвуд (слева) и Мэрилин Монро (справа)

Увлечение горошком также широко пропагандировалось в 1940 годах изданием Los Angeles Times. Популярная ежедневная газета посоветовала своим модным читательницам взять на вооружение тренд на горошек. Примерно в это же время Кристиан Диор запустил свою знаменитую линию New Look. В коллекции в основном были черные платья со смелыми белыми принтами в горошек. Французский модельер рассказал Vogue, что он стремился «сделать женщин экстравагантными и романтичными». Голливуд последовал примеру Диора, и новый принт быстро стал популярным среди актрис — Мэрилин Монро, Элизабет Тейлор и Люсиль Болл были одними из главных поклонниц узора в горошек.

Принцесса Диана в платье с узором полька-дот
Принцесса Диана в платье с узором полька-дот

В 1980 годах полька-дот начал появляться и на обычной одежде. Женщины надевали вещи в горошек на работу, в церковь и на другие официальные мероприятия. Не стали исключением и члены британской королевской семьи — королева Елизавета II и принцесса Диана.

Полька-дот в культуре и искусстве

Посодействовали распространению узора и появившиеся в XX веке короткометражные мультфильмы, в частности — персонаж Минни Маус, красовавшаяся в мини-юбке в крапинку. Благодаря ей принт стал частью поп-культуры. В 1940 году Фрэнк Синатра выпустил балладу «Polka Dots and Moonbeams», запечатлев пик американской «полькамании», а в 1960 году на всех радиостанциях Соединенных Штатов можно было услышать задорную песню Брайана Хайленда под названием «Itsy Bitsy Teenie Weenie Yellow Polka Dot Bikini». В ней описывалась история о молодой женщине в пятнистом бикини, которая пряталась в воде, боясь показать свои пышные формы. Вскоре каждая девушка захотела приобрести купальник в горошек, и он мгновенно стал трендом.

Несмотря на то, что узор по большей части пользовался популярностью у женщин, мужчины вскоре тоже поддались этой тенденции. В 1962 году DC Comics представил нового врага Бэтмена по имени Мистер Полька-Дот. Суперзлодей обладал способностью трансформировать круги на своем костюме в оружие. В 1965 году Боб Дилан появился на обложке пластинки «Just Like Tom Thumb’s Blues» в яркой зеленой рубашке в горошек. Гораздо позже, в эпизоде «Безумцев» (где почти все женские персонажи носили горошек), Роджер Стерлинг надел пятнистый темно-бордовый шелковый шарф.

Полька-дот также появляется и в искусстве XX века, особенно в работах Яёи Кусамы, чьи галлюцинации и разнообразные видения положили начало ее фирменному стилю. Известная японская художница покрывала навязчивым горошком все вокруг, выплескивая краску за пределы холста. Одни из самых известных ее произведений — «Комната любви в горошек», представленная в 1967 году, и «Зеркальная комната (Тыква)», которую Кусама создала намного позже, в 1991 году. Оба проекта представляют собой инсталляции с головокружительным количеством точек, которые поглощают зрителя, забрасывая его в мир фобий Яёи.

В то же время представитель поп-арта Рой Лихтенштейн заполнял горошком пустые пространства своих работ, имитируя печать комиксов. Другой изобретательный художник Дэмиен Херст создавал точечные картины, каждая из которых обозначала молекулярную структуру смертельного и вызывающего привыкание вещества.

В 1980-1990 годы горошек также стал частью рок-н-рольной культуры. В 1996 году вокалистка рок-коллектива No Doubt Гвен Стефани снялась в клипе на песню «Don’t Speak» в платье в белый горошек — образ, который не только стал культовым, но и закрепил статус узора полька-дот.

Узор в горошек сегодня

В современную моду полька-дот попал благодаря стараниям таких подиумных гигантов, как Carolina Herrera и Comme des Garçons, для которых расцветка в горох стала неким знаком отличия. Постепенно узор начал появляться и в коллекциях других домов моды и стритвир-брендов.

полька-дот в коллекциях Carolina Herrera, Prada и Comme des Garçons
Слева направо коллекции сезона Весна/Лето 2021: Carolina Herrera, Prada, Comme des Garçons

Сегодня полька-дот уже не ассоциируется со смертельными болезнями или магией, являясь ярким и игривым узором, который может освежить любой наряд и добавить в него интересный акцент. Ведь как однажды сказал Марк Джейкобс: «Не существует такого случая, при котором горошек был бы неуместен». Главное — не злоупотреблять пестрой раскраской.

МЫ В СОЦСЕТЯХ