«Паразиты» стал первой в истории кинопремии корейской картиной, претендующей на звание «Лучшего фильма года». И, похоже, большим вкладом в свой успех кинолента обязана любовью к самому режиссеру Пон Чжун Хо.

***

Встреча с Поном Чжун Хо вызывает в мозгу чувство какого-то несоответствия. Этот 50-летний мужчина — маэстро маниакального, метафорического повествования, а теперь и режиссер «Паразитов» — одного из самых успешных фильмов в истории корейского кино. Но вживую он держится расслабленно, а его одежда, кажется, не относится ни к какому историческому периоду: приглушенные тона и свободный крой, излучающие уют. Через несколько минут после начала интервью он разворачивает леденец, лежавший в кармане, и закидывает в рот.

«Я был просто смешон», — самоуничижительно отзывается он на вопрос о том, каким он был в юности. Как он может быть человеком, стоящим за фильмом, который считается одним из самых пронзительных и эмоционально напряженных кинолент последних лет?

Пон Чжун Хо о фильме Паразиты 04 MCMAG

Режиссер «Паразитов» — Пон Чжун Хо

На этом сюрпризы не заканчиваются. Конечно, «Паразиты» отличился искусно подобранным актерским составом и мастерским исполнением, но никто не ожидал, насколько громким окажется его успех. В 2019 году Чжун Хо был единогласно выбран лауреатом «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, став первым корейским режиссером, завоевавшим главный приз конкурса. За время проката в США, начавшегося в октябре, картина стала самым кассовым фильмом на иностранном языке в истории американских кинотеатров. А бывший президент США Барак Обама назвал его одним из своих любимых фильмов года.

Похоже, большим вкладом в свой успех фильм обязан любовью к самому Пону — и это не признательность киноманов, а настоящий фандом (одного поискового запроса #bonghive достаточно для того, чтобы увидеть уровень обожания режиссера, практически сравнимый с популярностью поп-звезд).

Наша недолгая беседа в подвальном помещении в центральном Лондоне легко проясняет, чем же вызван весь этот ажиотаж вокруг него, и доказывает, что к нему просто невозможно не проявить симпатию. Это человек, который любит Дэвида Боуи, но в то же время настойчиво рекомендует мне песню корейско-американского электронного исполнителя Yaeji «Drink I’m Sippin On». (На YouTube есть музыкальный клип, обязательно посмотри, он классный», — говорит он, с энтузиазмом подаваясь вперед.)

Пон Чжун Хо на съемках Паразитов

Пон Чжун Хо, Чой У Шик и Чо Ё-джон на съемках «Паразитов»

Еще будучи подростком, он уже обожал кино — начиная от драмы «Мне отмщение, и аз воздам» Сёхэя Имамуры и заканчивая «Психо» Альфреда Хичкока. И, видимо, эта любовь соперничает лишь с одной вещью: «Я целыми днями думаю о еде», — мечтательно говорит он. — «Даже на съемочной площадке, с моим оператором — мы должны говорить о сценах, но вместо этого мы болтаем о том, что нам подадут на позднем вечернем перекусе. Мы всегда строго следим за меню и придираемся везде, где только можем. Другие члены съемочной группы, наверно, думают, что мы говорим о ракурсах съемки, потому что мы так серьезно выглядим».

Еда является неотъемлемой частью «Паразитов»: персик становится оружием, лапша удон со стейком без костей символизирует роскошь, а пиво используется как показатель социального подъема. «Корейская аудитория это сразу заметит: марки пива, которые пьют члены семьи, постепенно меняются по мере того, как они устраиваются на работу», — говорит Пон. — «Я считаю, что еда действительно отражает нашу повседневную жизнь, а также наш социальный статус».

Пон Чжун Хо о фильме Паразиты 10 MCMAG

Семья, о которой идет речь — это нищее семейство Ким, живущее в подвальной квартире с окнами, запятнанными мочой. Они подключаются к чужому вай-фаю и берутся за любую черную работу, которую могут отыскать. С помощью своего друга сын получает должность репетитора в богатой, но невежественной семье Парк, которая проживает в современном безупречном доме (вместе с дизайнером-постановщиком Ли Ха-Джуном Пон с нуля создал это здание). Коллективная хитрость и приличное количество лжи позволяют Кимам проникнуть в дом в качестве наемной прислуги.

«Всё дело в домах», — говорит Пон, который использовал для сюжета собственный опыт в качестве начинающего репетитора в Сеуле. «Паразиты» — это по-настоящему глубокое исследование гордости и человечности в эпоху капитализма, хотя, конечно, этот фильм совсем не относится к драматургии кухонной мойки.

На протяжении всей своей карьеры Пон рассматривает проблему классовой борьбы по-разному: в драме «Сквозь снег» изолированный поезд превращается в поле битвы; а во «Вторжении динозавра» владелец ларька и его семья борются с гигантским скользким чудищем, сеющим хаос в Сеуле и тем самым всё больше повышая уровень бедности.

Пон Чжун Хо о фильме Паразиты 08 MCMAG

Сон Кан Хо на съемках «Паразитов»

Для съемки в «Паразитах» Пон пригласил своего частого коллаборатора и главного актера, Сона Кан Хо («Сквозь снег», «Жажда» Пака Чхан Ука), чтобы тот наделил главу семейства Ким своим обаянием и стоицизмом. «Я не рассказывал ему всю историю в деталях, просто сказал, что он будет играть отца бедной семьи», — объясняет Пон. — «Еще до того, как сесть за сценарий, я знал, что в фильме будут Сон Кан Хо и Чой Ву Сик, который играет его сына. Я начал писать сценарий специально под них, поэтому у этих персонажей есть конкретные лица, телесность и манера говорить, которые я создал».

Однако настоящим секретным оружием фильма стала Пак Со Дам, играющая прямолинейную, пугающе невозмутимую младшую сестру и зачинщика всей операции Кимов. Рассказывая о своей восходящей звезде, Пон слегка постукивает по столу от радости.

«Мы познакомились с Пак Со Дам во время работы над фильмом “Окча”, когда я искал кого-нибудь на роль маленькой девочки», — вспоминает он. — «Она оказалось слишком взрослой, но меня всегда восхищала ее игра».

Пон подтверждает, что актриса и ее героиня на экране во многом похожи: «Она очень умная, невероятно рассудительная и очень остроумная», — улыбается он. — «В ее персонаже есть какое-то обаяние, которое с легкостью позволяет ей подчинить себе другого человека».

Пон Чжун Хо о фильме Паразиты 02 MCMAG

Фильмы Пона пронизаны печальной, неизбежной жестокостью, но это никогда не сказывается на их комичности. И «Паразиты» тому не исключение.

«Когда я создаю истории, я не думаю намеренно о том, чтобы включить в нее определенные элементы вроде комедии или ужасов», — говорит он. — «Я всегда пытаюсь показывать реалистичные ситуации, потому что мне кажется, что в реальной жизни ты не всегда нарочно пытаешься рассмешить кого-то. Иногда ситуации и то, как они разворачиваются, сами по себе оказываются смешными. Я хочу, чтобы юмор моих фильмов просто вытекал из истории естественным образом».

Источник: Theface.com