Обзор фильмов «Черная пантера» и «Погружение»
Обзор фильмов «Черная пантера» и «Погружение»

«С широко открытыми глазами»: манифест любви к одному диссиденту

На этой неделе нам смотреть на Джеймса МакЭвоя с Алисией Викандер в фильме «Погружение» без Фассбендера, на новую супергеройскую историю из Африки от Марвел «Черная пантера», и на лучший фильм года Алексея Германа-младшего «Довлатов».

«Черная пантера»

Картина срывает первые места топов премьер недели, нарекается лучшим фильмом Marvel, обещает саундтрек года. С саундтреком как раз полный порядок, а вот со всем остальным можно поспорить.черная пантера обзор фильмаДействие «Черной пантеры» происходит в Ваканде — сказочном месте в Африке, где находится огромное количество месторождений металла вибраниума, настолько ценного, что им никто не хочет делиться. ТʼЧалла планирует стать новой Черной пантерой и принять пост короля государства, но оказывается, что есть еще один претендент на престол — это Эрик Киллмонгер, двоюродный брат ТʼЧаллы, о котором никто не знал. В общем-то сюжет незамысловатый — обиженный и забытый брат жаждет возмездия: за себя и отца — от вакандовцев, за всех остальных темнокожих — от остального мира. И это НЕ плохо. Линия кровных разбирательств и в целом осмысления себя как афроамериканца в этом огромном мире выполнена вполне здраво, нет бессмысленных жертв или трогательных прощений, да и месть как будто оправданна. Очерёдность боев проходит по предсказуемой схеме: герой побеждает — герой проигрывает — герой реабилитируется — дальше продолжите сами. Но два с половиной часа — это чересчур. Наблюдать за каменным лицом Чедвика Боузмана (ТʼЧалла) становится невыносимо уже к середине фильма, его роль великодушного, но неспособного к самоиронии протагониста выглядит уж совсем заезженно и неинтересно. Он бесконечно предлагает сдаться всем подряд, прежде чем нанести решающий удар, скорбит о смерти отца, да и не особо-то классно дерется. По большому счету фильм спасает Летишиа Райт — сестра ТʼЧаллы, которую веселят ритуальные обряды — мы же в XXI веке, да и вообще она тут занимается серьезным делом — конструирует фантастические машины, костюмы для Пантеры и сверхзвуковые поезда. Ну и, конечно же, Майкл Б. Джордан (Киллмонгер), который действительно блестяще справился с ролью обиженного мстителя (а это уже столько раз было, оттого так непросто), за что ему огромное спасибо. Короче говоря, сходите лучше на Довлатова.

«Довлатов»

Удивительный фильм А.Германа-младшего о тоске творчества в стране, которая никак не выберется из трясины цензуры.

Его не печатали в СССР, не принимали в Союз писателей, в то время это означало творческую смерть — в 1979 году ему пришлось эмигрировать в Америку. Он умер от сердечной недостаточности в 48 лет, непризнанный на родине, за год до распада Советского союза. Сегодня он считается одним из главных русскоязычных писателей конца XX века. Его зовут Сергей Довлатов.

В Берлине показали новый фильм Алексея Германа-младшего, на этой неделе «Довлатов» вышел в российском прокате. Картина снята при поддержке Министерства культуры, которое в последнее время слишком сильно старается вернуть на родину великих людей. Нелепо выходит как-то, да и не вовремя.довлатов обзорЗная об эпохе тоскливой постоттепели исключительно из книг и родительских рассказов, мы представляем советские 70-е именно так — в желтоватых оттенках выцветших городов (здесь — Ленинграда), где до сих пор «стучат», делят общую кухню в коммуналках, продают разложенные на скамейках книги и возят контрабандой джинсы из Финляндии. Еще там много молодой интеллигенции — художников, писателей, музыкантов — все непризнанные, талантливые и не очень, почти нищие, пьяные и какие-то настоящие что ли, человечные. Только фильм совсем не о романтизации образа «непризнанного гения», упаси Боже. Это очень искренняя лента о времени, где партийные работники знают наверняка, о чем тебе писать, если ты писатель, и дадут отличный совет, как правильно рисовать картины, если ты художник. Оттого так печально наблюдать за беспомощностью этого большого, талантливого человека, который никак не может найти свое место в стране, которой он попросту не нужен. В публикации отказали уже более ста раз, снятся сны о Брежневе, который его добродушно успокаивает — не переживай Сережа, напишем книгу в соавторстве, издадут, будет талантливо. Статья про фильм о заводе не клеится, говорят, слишком насмешливо. Спрашивают — что вы всё иронизируете? Вы не считаете нас за людей? А он ходит по внутреннему двору редакции — там школьники уносят на макулатуру толстые связки неопубликованных рукописей, они написаны людьми, чьи жизни вот-вот будут так же перемолоты заводом по переработке. Ирония, говорите? Пожалуй, самое больное и ироничное в том, что после все эти бывшие партийцы скажут, разводя руками — время такое было — или ты, или тебя. Вот только цена компромисса с совестью уж запредельно велика — или ты все для страны, или дальше эта страна без тебя.

«Погружение»

Фильм Вима Вендерса про воду, который поначалу завлекательно сверкает составом МакЭвой-Викандер, но в итоге эти двое до конца фильма не понимают, что делать друг с другом в кадре. Да и в целом ничего интересного внутри нет, и становится даже как-то обидно.погружение макэвой викандерВ центре внимания она — океанолог, которому предстоит погрузиться на большую глубину, и он — захваченный в плен военный, который сидит в сомалийской тюрьме.

Весь фильм — это скрытые (и чересчур явные) метафоры-рассуждения о терроризме, проблеме климата, человеческих отношениях в глобальном, не любовном смысле. Вендерс много и долго любуется далеким горизонтом пустыни, синей красотой глубины океана, чуть ли не заканчивая все это присказкой «все там будем». Что до дуэта МакЭвой-Викандер, то вышло все как-то, простите, никак. Эти двое как будто очень долго пытаются настроиться друг на друга, все-таки взять себя в руки и сыграть вместе в одном фильме, но каждый раз что-то мешает, они промахиваются, и отыгрывают общие сцены каждый сам по себе, абсолютно не интересуясь друг другом. Исключительно деревянно. Так что предупрежу на всякий случай: никакой химии от героев не ждите, как и завораживающей любовной линии. На фильм стоит идти, если составы МэкЭвой-Фассбендер и Фассбендер-Викандер вы уже видели и хотите чего-то нового. Не стоит идти, если на страдающего МакЭвоя вы насмотрелись еще в «Особо опасен».

Текст: Наташа Белова

МЫ В СОЦСЕТЯХ