У большинства людей Такаси Мураками ассоциируется с бесчисленными улыбающимися цветами, рисунками в стиле аниме и коллаборациями с модными дизайнерами. Художник сам отказывается от претенциозности, гордо заявляя: «Я совершенно вульгарен». Однако у Мураками есть работа, меняющая представления о нем как о творце: это скульптура «Split», которую он создал в 2012 году. Идея пришла к нему при взгляде на японскую деревянную статую периода Хэйан, стоящую в храме Сайондзи в Киото — это монах, разрезавший свою оболочку.

Такаси Мураками «Split», 2012.

«Split» сильно отличается от остального творчества Мураками: реалистичный слепок изображает самого художника в натуральную величину, пальцы рук сложены в буддийский жест (то есть «мудра»), символизирующий «изложение учения». Скульптура выполнена в двух экземплярах — одна находится в Европе, а другая в Японии. Лицо вертикально разрезано пополам — оттуда выглядывает еще одно, разделяя дужки очков с первым. Все четыре глаза вращаются в своих глазницах.

Несмотря на то, что может показаться, будто этой работой Мураками хотел показать, что достиг просветления или духовного возрождения, на самом деле задумка кроется совсем в другом. Обращаясь к религии, художник называет ее «хорошо продуманной фантастикой» и отмечает, как духовные жесты со временем теряют свой изначальный смысл. «Меня очень привлекает процесс трансформации, и я считаю, что неправильное понимание, происходящее в этом процессе, и порождает творчество», — говорит Такаси.

Билли Айлиш для обложки GARAGE, 2019.

То же самое произошло с портретами Билли Айлиш для обложки GARAGE. «Я очень рад, что то, что я сделал, теперь неправильно интерпретировано здесь», — говорит художник.

Подробнее о Билли Айлиш в объективе Такаси Мураками на обложке журнала GARAGE читайте по ссылке