Обложки глянцевых журналов на важные темы | МЦ
Социально-политические обложки глянцевых изданий

Социально-политические обложки глянцевых изданий

Глянцевые журналы документируют эволюцию нашего общества: не только наше отношение к моде, но и к себе, друг другу, политике и социальным проблемам. Сегодня обложки модных изданий (а также их онлайн-версии) показывают как красивую картинку, так и идею, стоящую за ней. Военные конфликты, политические дебаты, экологические катастрофы и эпидемии — всё это тоже отражается в фэшн-эдиториалах. Конечно, моду продолжают любить по тем же причинам, что и всегда, но аудитория нового поколения требует от изданий большего активизма, четкой позиции и вовлеченных действий.

В последнее время за прогрессивные политические статьи часто хвалят Teen Vogue, но это далеко не единственный глянцевый журнал, чьи материалы выходят за рамки модного контента. Более того, это относительный новичок в мире модных изданий, следящих за деятельностью властей и мировой повесткой. К примеру, Vogue, как утверждает представительница издания, Хильди Курик, «пишет о политике уже больше 125 лет и не планирует останавливаться». Туда же можно отнести множество других классических глянцевых журналов — Marie Claire, Elle, Essence, Vanity Fair.

Несмотря на то, что современные фэшн-издания как никогда активно следят и участвуют в освещении социально-политических новостей, мир моды и реальное положение дел всегда шли рука об руку. В этой статье мы собрали некоторые примеры таких обложек.

Первая мировая война

В начале 1900-х годов на обложках журналов еще не было фотографий — вместо них использовались иллюстрации специальных фэшн-художников. Во время Первой мировой войны Vogue, Vanity Fair и Harper’s Bazaar продолжали выпускать номера по обычному графику, помимо традиционных материалов о новых тенденциях и коллекциях парижских кутюрье, рассказывая о том, как экономить в условиях военных издержек, какой наряд выбрать по случаю возвращения партнера с войны или как одеваться в период траура. Обложки модных изданий изображали как военных медсестер, так и флаги союзников, лозунги, громко воспевающие Францию, и небольшие приписки вроде той, что значится в октябрьском выпуске Vogue 1918 года: «Этот выпуск посвящен тем, кто практическим, экономическим, умным путем решает проблему с одеждой, появившуюся из-за войны». В одном из писем редактора Vogue заявлялось: «Если вы не можете быстро приобрести Vogue, не надо винить в этом книжные магазины, газетные киоски или Vogue. Ответственность лежит на кайзере [Вильгельме II] и его юнкерской свите». А Vanity Fair в конце 1918 года саркастично пожелал кайзеру «счастливого рождества».

Тем временем один из иллюстраторов Harper’s Bazaar, Эрте, уехавший из России перед началом Первой мировой, следил за ситуацией на родине. Художник посвятил обложку январского выпуска 1918 года бунтарским настроениям, охватившим Запад после Октябрьской революции. На изображении петух, символизирующий Францию, кричит девушке, которая тянется к пламени революции.

Вторая мировая война

Модные издания продолжили играть важную роль в обществе и во время Второй мировой войны. Например, британский Vogue напрямую сотрудничал с Министерством информации Великобритании для поддержания связи с женщинами страны и инструктирования об их роли на войне. «Женские журналы занимали особое место в планах правительства в период войны, поскольку пока мужчины были на фронте, вся ответственность за семейную жизнь ложилась на женщин», — писала редактор Vogue Britain Одри Уиверс. — «А завладеть вниманием женщины можно было через страницы журналов, которые читала практически каждая женщина в стране».

Фотограф американского Harper’s Bazaar Луиза Даль-Вулф создавала обложки модных изданий, соответствовавшие духу времени: инновационные (она одной из первых начала использовать в фотографии цвет), практичные (поскольку достать вычурные наряды в военное время было сложно) и патриотичные (журнал стремился поддержать и вдохновить своих читательниц). В марте 1943 года вышел выпуск с будущей актрисой Лорен Бэколл: на снимке девушка стоит в очереди в кабинет сдачи крови, необходимой для солдат на фронте. Как анализировали журналисты издания в 2014 году, лицо Бэколл выражает спокойствие и уверенность — женщина делает всё возможное, чтобы помочь солдатам; при этом она уже не нежное существо, окруженное цветами (как это было в прошлом), а ответственная личность, которая может принимать участие в поддержании своей страны. В сентябрьском номере нам показывают другую девушку, которая печалится перед зеркалом, к которому прикреплены всевозможные напоминания о ее возлюбленном: фотография, письма и открытки.

В другом стиле освещал войну Vogue. Журнал то и дело призывал к миру, помещая на обложки модных изданий различные символы — голубя, оружие с цветами. Пожалуй, самым известным номером издания на военную тематику является выпуск британского Vogue под названием «Мир и восстановление», вышедший в октябре 1945 года после того, как Япония подписала договор о капитуляции. Несмотря на символичность, такая обложка была выбрана из-за спешки: помощник арт-директора Vogue Джеймс де Холден-Стоун на скорую руку набросал чистое небо без самолетов в воздухе, поскольку в Европе уже начались торжества в честь окончания войны, и у команды не было времени, чтобы снять эдиториал с моделью перед печатью.

Рубеж веков

В декабре 1999 года весь мир отмечал начало нового века. Не остался в стороне и Vogue, посвятивший этому событию целый выпуск с зеркальной обложкой. Номер, включавший в себя размышления о прошлом и о будущем, нужно было читать с двух сторон — дойдя до середины, верстка переворачивалась верх ногами. «Vogue всегда был больше, чем просто журналом: это история, это образ жизнь, это состояние души. Это люди, места, одежда, идеи, которые формировали его на протяжении столетия…» — говорилось в выпуске.

Декларация прав человека

Для июльского выпуска 2006 года Dazed пригласил художников Барбару Крюгер и Дэмиена Хёрста по-своему интерпретировать декларацию прав человека для обложки номера, посвященного правозащитникам и активистам. Версия Крюгер включала в себя черно-белое изображение глаза и приближающейся к нему иглы, а также надписи «Busy Unmaking the World» («Заняты разрушением мира») и «They blind your eyes and drain your brain» («Они ослепляют ваши глаза и опустошают разум»). В варианте Хёрста снимок торса с пулевым ранением дополнен текстом «Number one You have the right Not to be killed» («Номер один. У вас есть право не быть убитым»).

Внутри номера Dazed читатели могли найти статьи о цензуре в СМИ таких стран, как Китай, Вьетнам, Иран и Куба, ограничивающей свободу слова, а также снимки детей с оружием в Конго и призывы к заключению международного договора об ограничении торговли оружием.

Экология

В апреле 2010 года в Мексиканском заливе произошел взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon, за которым последовал крупнейший в истории США разлив нефти — площадь нефтяного пятна составляла 75 тысяч квадратных километров, что равно 5% площади всего Мексиканского залива. 

Осветить аварию решил итальянский Vogue. В августовском номере на обложку поместили снимок из фотосессии, вдохновленной разливом нефти: модель в одежде из перьев и шнуров лежит на фоне постапокалиптической природы. Дополняют стиль темный макияж и светлые волосы, будто испачканные в нефти. Съемка вызвала у читателей противоречивую реакцию: пока одни хвалили журнал за обращение внимания на экологическую катастрофу, другие называли фотосессию некорректной. Главный редактор Vogue Italia Франка Соццани объяснила свою идею так: «Посыл в том, что нужно осторожнее относиться к природе. Лучше беречь природу… Я понимаю, что эти изображения могут шокировать».

Еще один примечательный пример обложки модных изданий на экологическую тему появился у i-D. В 2019 году издание выпустило номер «The Voice of a Generation» («Голос поколения») с Гретой Тунберг. Шведская экоактивистка, которой на тот момент было 16 лет, в августе 2018 года начала протестовать возле шведского парламента, призывая к действиям против глобального потепления. Постепенно к ее одиночному пикету присоединялось всё больше студентов, что вылилось в глобальное движение под названием «Пятницы ради будущего».

«Казалось, это самый крупный молодежный бунт нашего времени, и он был предельно срочным», — объясняла свое решение поместить на обложку Тунберг главный редактор i-D Холли Шеклтон. — «Как главный редактор, я всегда хотела, чтобы i-D был сосредоточен вокруг идеи “голоса поколения”, и в тот момент Грета была этим голосом».

Теракт в редакции Charlie Hebdo

Социально-политические обложки глянцевых изданий - Теракт Charlie Hebdo
Elle France, январь 2015 года

В январе 2015 года произошел теракт в редакции сатирического еженедельника Charlie Hebdo. Ответственность за январские парижские теракты, в результате которых погибло 17 человек (в том числе 8 членов редакции журнала), взяли на себя боевики Аль-Каиды, а также ИГИЛ [запрещенные в России террористические организации].

В память о погибших Elle France выпустил номер со специальной обложкой, на которой на голубом фоне в карикатурном стиле, присущем Charlie Hebdo, был нарисован белый голубь, вместо традиционной оливковой ветви держащий в клюве карандаш. Под логотипом издания также был напечатан слоган «Je suis Charlie» («Я Шарли Эбдо»), ставший символом солидарности с убитыми журналистами и карикатуристами, а также лозунгом защитников свободы слова.

Американская политика

Модные журналы уже давно открыто заявляют о своей поддержке того или иного политического лидера (как правило, демократа).

Не раз героиней глянцевых обложек становилась Мишель Обама. За период президентского срока Барака Обамы его супруга три раза появлялась на обложках Vogue, где про нее писали: «Первая леди, которую ждали во всем мире», «Как первая леди и президент вдохновляют Америку» и «Первая леди, в которую влюбился весь мир». На счету Мишель также такие издания, как Elle, Essence и InStyle.

Среди других примеров последних лет — Teen Vogue, в 2017 году пригласивший Хиллари Клинтон в качестве редактора декабрьского номера. «Teen Vogue воспринимает девочек-подростков всерьез и понимает, что стиль и внутреннее содержание — это не взаимоисключающие понятия», — заявила Клинтон. Бывшая кандидатка в президенты не только отвечала за публикации в выпуске, но и украсила обложку журнала. Коллаж из портретов Хиллари в разные годы жизни дополняла ее цитата: «Страх всегда с нами, но сейчас у нас просто нет на него времени».

Еще одним громким выпуском в мире моды стал номер Vogue с Камалой Харрис, первой женщиной — более того, первой представительницей темнокожего сообщества — на посту вице-президента США, вышедший после инаугурации Джо Байдена в качестве президента США. Для съемки Харрис позволили самостоятельно выбрать наряд. Результатом стал ее фирменный образ с брючным костюмом, минималистичной футболкой и кедами. Несмотря на такую свободу в самовыражении, аудитория восприняла снимок двояко: многие раскритиковали несоответствие фона костюму, а также излишнюю светлокожесть, в которой обвинили неумелую цветокоррекцию. После этого Vogue выпустил еще одну обложку (на этот раз для цифрового номера) с вице-президентом в более формальном костюме от Michael Kors.

Студенты за контроль стрелкового оружия

В 2018 году в школе Марджори Стоунман Дуглас во Флориде произошла стрельба, в результате которой погибло 17 человек. Выжившие ученики объединились с другими американскими студентами для проведения демонстрации «Марш за наши жизни», выступающей за введение жесткого контроля над стрелковым оружием. Teen Vogue поместил организаторов протеста на обложку своего мартовского выпуска. «Мы, молодежь США, создали новое движение, чтобы осудить вооруженное насилие и призвать к обеспечению безопасности в наших сообществах. И это только начало», — заявила одна из выживших учениц, активистка Эмма Гонсалес.

Для своего летнего выпуска Dazed тоже обратился к молодым активистам, борющимся за строгий контроль стрелкового оружия. На обложке журнала оказались студенты, принимавшие активное участие в протестах «The National School Walkout».

Пандемия коронавируса

Одним из самых богатых периодов на тематические обложки модных изданий стал локдаун, введенный после первоначального распространения COVID-19, и последовавшие за ним ограничения.

Многие издания, включая Elle, Vanity Fair, Vogue и Grazia, выразили благодарность представителям жизненно важных профессий — таким, как врачи, медсестры, пожарные, продавцы и водители общественного транспорта. GQ Portugal пытался сохранять позитив, поместив на апрельский номер изображение улыбающегося смайлика и фразы «Everything Gonna Be Alright» («Всё будет хорошо») и «F*ck Off COVID» («К черту COVID»). Комментариями к социальным ограничениям стали обложки Vogue Portugal с фотографией пары, целующейся в масках, и Elle India, иллюстрация к которой обозначала сохранение связей в период невозможности близкого контакта. О новом начале и вере в светлое будущее говорили обложки выпусков Vogue Britain с изображениями природы, российский Harper’s Bazaar, призывающий начать жизнь с чистого листа, сентябрьские номера Vogue разных стран на тему надежды (у российского издания это была иллюстрация Эрика Булатова), а также футуристичная съемка Vogue Taiwan, все элементы фото которого были созданы с помощью CGI. После появления вакцины фокус обложек сменился: издания — например, Dazed — начали агитировать свою аудиторию привиться от коронавируса.

Конфликт России и Украины

Главной обложкой в эпоху так называемой специальной военной операции России в Украине бесспорно стала съемка супруги президента Украины Владимира Зеленского, Елены, для Vogue. Фото на обложке и другие кадры были сделаны культовым фотографом Энни Лейбовиц. На них Елена Зеленская, ставшая символом всех украинских женщин, изображена на фоне разрушенного самолета в аэропорту Гостомель и в кабинете президента.

Другой, так и не поступившей в печать из-за закрытия, но тем не менее запоминающейся обложкой стал апрельский выпуск Elle Russia. На белом фоне в центре написана лишь одна емкая фраза: «Нет слов».

МЫ В СОЦСЕТЯХ