Институт костюма объявил тему следующего бала Met Gala 2020 — «About Time: Fashion and Duration» («О времени: мода и продолжительность»). Главный куратор музея Эндрю Болтон, выбирающий тему для ежегодной выставки и Met Gala, рассказал о том, что главным вдохновением для него послужил фильм «Орландо». «Там есть замечательная сцена», — отметил он, — «В которой Тильда Суинтон входит в лабиринт в платье на французский манер, и пока она проходит по нему, ее одежда меняется на платье в стиле середины XIX века, и она выходит в Англию 1850-х годов. Отсюда и родилась изначальная идея».

Именно в этом моменте мы наблюдаем за тем, как меняются эпохи, а вместе с ними и образ главной героини (а до этого — героя) фильма. Охватывая временной период более чем в 300 лет, сюжет предполагает большое количество костюмов, а значит и огромные возможности для гостей благотворительного вечера. Разбираем отражение эпох в стиле персонажей «Орландо» и то, как им могут вдохновиться звезды Met Gala 2020.

Сюжет фильма «Орландо»

Фильм 1992 года, снятый Салли Поттер, основан на книге «Орландо» Вирджинии Вулф. В качестве аристократа из XVI века выступает Тильда Суинтон, этим фильмом открывшая список андрогинных персонажей в своей карьере. Рассказывая долгую историю жизни Орландо, начавшего свой путь, как мужчина, и закончившего, как женщина, картина делит сюжет на тематические сегменты, показывающие, в каком времени находится главный герой сейчас: 1600 год посвящен смерти, 1610 — любви, 1650 — поэзии, 1700 — политике, 1750 — обществу, 1850 — сексу, а последний фрагмент без указания точного года — рождению ребенка.

В первом разделе фильма юный Орландо попадает в поле зрения королевы Елизаветы I и быстро становится ее фаворитом. Умирающая правительница, сыгранная квир-иконой Квентином Криспом, жалует Орландо имение и просит его «никогда не увядать» — этому указанию главный герой неукоснительно следует на протяжении четырех столетий. За это время он: решает жениться на леди Ефросинии; влюбляется в дочь русского посла Сашу; разочаровывается в женщинах; пытается подружиться со своим любимым поэтом Ником Грином; отправляется в Константинополь в качестве посла английского короля; участвует в битве; возвращается в Англию и познает, каково быть женщиной (ах, да, после очередного сна Орландо меняет свой пол) в XVIII веке; влюбляется в упавшего с коня Мармадьюка Шелмердина (Билли Зейн); проходит через войну; становится матерью и наконец-то получает признание как поэтесса. Сюжетная линия заканчивается в XX веке — Орландо, достигнув своей мечты и найдя себя, вместе с дочкой возвращается в свое родовое поместье.

Отражение эпох в костюмах фильма «Орландо»

Вместе с Орландо мы периодически прерываемся на долгий сон, тем самым попадая из одного временного промежутка в другой. И одним из главных показателей смены времен выступают образы героев, за которые отвечала художник по костюмам Сэнди Пауэлл. Хронология проходит путь от Елизаветинской эпохи до наших дней, что, для художника по костюмам, по словам Сэнди, было настоящей «сбывшейся мечтой».

Именно эта работа принесла Пауэлл ее первую номинацию на «Оскар». Несмотря на то, что в тот раз золотая статуэтка ей так и не досталась, теперь у нее на счету уже 12 номинаций и три награды от Американской киноакадемии (за «Авиатора», «Молодую Викторию» и «Влюбленного Шекспира»). К тому же именно она была ответственна за выдающиеся костюмы фильмов «Фаворитка», «Мэри Поппинс возвращается» и вышедшего на днях «Ирландца».

Тильда Суинтон и Салли Поттер на съемках фильма Орландо

Тильда Суинтон и Салли Поттер на съемках фильма «Орландо»

В интервью с Дэвидом Эренштейном, назвавшим «Орландо» очень визуальным фильмом, Салли Поттер рассказывала, что использовала Суинтон как якорь — «центр спокойствия в буре образов», превратив киноленту в живое воплощение английской истории. В своем желании аутентично передать моду тех времен Сэнди Пауэлл не осовременивает костюмы героев, показывая зрителю такие непривычные (и сегодня даже кажущиеся нелепыми) детали, как плундры и пансероны.

Фильм открывается 1600 годом. В начале Орландо носит под плундрами яркие колготки — к концу картины они уже будут считаться женским предметом гардероба. Фирменный образ Елизаветы передан через воротники-рафы, популярные в то время ржаво-красные тона и платья с пышным подолом. Еще одна заметная деталь — накидка, повторяющая мантию королевы с картины Исаака Оливера «Портрет с радугой». Глаза и уши на ней — символ того, что королева всё видит и слышит. А Траурный костюм Тильды Суинтон на похоронах королевы словно сошел с еще одной работы Оливера — «Три брата Браун».

  • Королева Елизавета I в фильме Орландо
  • Вдохновение работами Исаака Оливера в фильме Орландо

Позже на троне оказывается Яков, в кадре принимающий у себя посла московитов — в теплых, мрачных одеяниях и высоких шапках. К этому времени Орландо уже помолвлен с леди Ефросинией, но всё же увлекается дочерью русского посла Сашей. После отказа Саши Орландо впервые забывается своим долгим сном. 

Просыпаясь в 1650-х, он отращивает волосы по моде того времени и сменяет одежду на более свободную и объемную. Он решает спонсировать поэта Ника Грина в надежде на то, что тот поможет ему самому начать карьеру на том же поприще. Новомодный сюртук Орландо отличается от более консервативного образа Грина, однако, в соответствии с типичным костюмом XVII века, они оба предстают в воротниках с рюшами и ренгравах — коротких и широких, как юбка, штанах. После того, как поэт красноречиво уведомляет Орландо в его бесталанности, тот разочаровывается (но не отказывается выплачивать Грину пенсию).

В следующий раз мы видим Орландо уже совершенно иным — проходят годы, и он просит короля отправить его английским послом к туркам в Константинополь. Главный герой отправляется в путь, спрятавшись под громоздкой одеждой и огромным париком, которые носили все англичане того периода. Прибыв в место назначения, Орландо какое-то время придерживается европейского костюма, но вскоре адаптируется к турецкому стилю — мы видим его с тюрбаном на голове и в узорах Востока. Оказавшись втянутым в битву, Орландо решает, что война — не для него, и вновь засыпает.

  • Съемка Карла Лагерфельда в стиле Орландо
    Тильда Суинтон в объективе Карла Лагерфельда для Vogue
  • Съемка Карла Лагерфельда в стиле Орландо
    Тильда Суинтон в объективе Карла Лагерфельда для Vogue
  • Съемка Карла Лагерфельда в стиле Орландо
    Тильда Суинтон в объективе Карла Лагерфельда для Vogue

А просыпается уже женщиной. Вернувшись в Англию 1750-х, Орландо наряжается в пышные юбки, добела пудрит лицо, учится маневрировать в огромных панье и быть леди в высоком обществе поэтов. В попытке сбежать от эрцгерцога Гарри, сделавшего ей предложение, героиня в пышном голубом платье попадает в лабиринт, сцена в котором стала одним из ключевых моментов фильма. В викторианскую эпоху Орландо выходит уже в темно-зеленом платье из тафты с черными полосками и сине-зеленом клетчатом пиджаке. Она тут же влюбляется в американского путешественника Мармадьюка Шелмердина. В его костюме стиль периода отражается через темный сюртук, сорочку с оборками и шейный платок, часто использовавшийся мужчинами в качестве украшения.

Стиль фильма Орландо

После недолгой встречи с Шелмердином, отправившимся обратно в Америку, сюжет перескакивает в военные времена — больше мы не увидим ни кринолинов, ни корсетов. В финале картины, показывающем нам 90-е годы, Орландо одета в брюки в мужском стиле, рубашку и объемную куртку, подчеркивающие ее андрогинность. Этот образ прекрасно подходит умиротворению, которое нашла героиня, приняв свою долгую историю и сложную гендерную идентичность.

Возможные проявления эстетики фильма на Met Gala 2020

Директор Метрополитен-Музея Макс Холлейн описал концепцию «About Time: Fashion and Duration» так: «Эта выставка исследует эфемерную природу моды, обратившись к прошлому и будущему для того, чтобы показать, что она может быть как линейной, так и цикличной». Поэтому на выставке архивы музея будут разделены на две части — в одной из них исторические периоды будут собраны в хронологическом порядке, а в другой — в «деконструированном».

Богатый исторический сюжет «Орландо» и заигрывание с темой гендера предоставляют участникам Met Gala 2020 большой простор для многообразных вариаций костюмов. И несмотря на то, что некоторые гости видят в этом вечере лишь очередной повод для пиара, в истории бала существуют немало примеров по-настоящему продуманных образов.

Билли Портер и Леди Гага на Met Gala 2019

Билли Портер на премии Оскар-2019 и Леди Гага на Met Gala 2019

Билли Портер может продолжить восхищать зрителей своими шокирующими нарядами, разрушающими стереотипы о том, что такое «мужской костюм». От кого-то из других кандидатов на роль короля и королевы бала (этот список возглавляют Рианна, которая в этом году должна вернуться на Met Gala 2020, и Леди Гага, в прошлый раз показавшая не один, а целых четыре образа) ожидается переосмысление того самого платья (или, может быть, платьев?) из лабиринта. Всё больше звезд выбирают в качестве костюмов винтажные наряды, что тоже отлично подходит теме 2020 года. А необычная структура выставки, сочетающая в себе примеры из разных эпох, может вдохновить кого-то из дизайнеров на создание такого же деконструированного представления о соединении нескольких исторических стилей в одном образе.

«Что мне нравится в том, как Вулф понимает время, так это идея о его непрерывности», — говорит Болтон. — «В нем нет ни начала, ни середины, ни конца. Это всё одна большая середина. Я всегда так же относился к моде. Мода — это настоящее». Действительно, тренды будущего всегда неразрывно связаны с исторической модой, и летящий сквозь эпохи «Орландо» как нельзя лучше отражает их текучесть и цикличность. Для того, чтобы модная индустрия двигалась вперед, необходимо помнить о достижениях прошлого. А какое время может быть более подходящим для размышлений над этим, чем рубеж нового десятилетия?

Текст: Лилия Насырова

 

Об истории и лучших образах благотворительного бала Института костюма читайте в нашем материале «Всё, что нужно знать о Met Gala»

Advertisement