Вскоре после своей творческой коллаборации в Лондоне Такаси Мураками и Вирджил Абло, недавно назначенный на пост креативного директора мужской линии Louis Vuitton, рассказали журналисту Дереку Бласбергу о том, как они познакомились, о своем уважении друг к другу, а также о возможностях коллабораций в плане просвещения и вдохновения новой аудитории.

Дерек Бласберг: Такаси и Вирджил, как вы познакомились?

Такаси Мураками: Это случилось около 10 лет назад, и я помню только твой силуэт. Ты был самым большим парнем в группе Канье [Уэста]! Но в то же время ты был довольно тихим.

Вирджил Абло [смеется]: Очень похоже на меня. Канье работал над обложкой для «Graduation», это была одна из моих первых поездок с ним, и, по сути, я был одним из его помощников. Мы работали над обложкой, предлагали свои идеи, и технически впервые мы встретились именно тогда, хотя я и был где-то на заднем плане, пытаясь вовремя закончить проекты.

ДБ: Как появилась идея об этой коллаборации?

Такаси Мураками: Я связался с Вирджилом, вроде бы через инстаграм. Несколько лет назад я заметил, что все эти участники k-pop-групп – мои друзья – носят Off-White, и я подумал: «Что это?» А потом, когда я готовился к своей выставке [в Музее современного искусства] в Чикаго, я встретился с Вирджилом. Вскоре после этого мне выпал шанс поучаствовать с ним в панели на ComplexCon, и я понял, что он довольно хорошо разбирается в современном искусстве.

ДБ: Вирджил, ты ведь оттуда, да?

Вирджил Абло: Ага. В 2019 году в Музее современного искусства будет проходить моя выставка, посвященная работам из разных периодов моей карьеры. Я увидел в инстаграме, что они собирают выставку Такаси – у нас один куратор, Майкл Дарлинг – и спросил: «Эй, а я могу прийти и посмотреть, над чем вы работаете?» Они показали мне экспозицию, и это натолкнуло меня на размышления. Когда ты видишь работы художника, ты начинаешь проводить параллели. И так у нас и завязался диалог.

ДБ: Я помню, когда открылась выставка Такаси – в июне 2017 года. Так вот когда всё это началось.

Вирджил Абло: Да. Большая часть коллаборации сводится к тому, что если поместить двух креативных личностей в одно помещение, из этого что-то да выйдет. Мне кажется, поэтому у нас много идей и мало опасений.

ДБ: Я знаю, что вы оба в прошлом сотрудничали с разными брендами, художниками, дизайнерами и так далее. Думаю, мой следующий вопрос, адресованный Такаси, который, как я вижу, одет в брюки Вирджила, звучит так: «Чем коллаборация с Вирджилом напоминает и отличается от проектов, в которых ты участвовал до этого?»

Такаси Мураками: Я сотрудничал с Марком Джейкобсом, еще когда люди только начинали пользоваться электронной почтой. Мы общались через нее, а потом летом люди уходили в отпуск, и мы теряли связь где-то на 20 дней. Мы с моей студией беспокоились: «Что мы будем делать?» Но Вирджил, конечно, очень современный парень, он пользуется всем, от инстаграма до WhatsApp, общаясь и передавая поручения своему окружению. Мне пришлось приложить много усилий только для того, чтобы поспевать за количеством информации. Но это было очень весело!

Вирджил Абло: Есть еще один интересный аспект в нашей истории. Одну из своих самых значимых модных покупок я совершил как раз тогда, когда Марк Джейкобс решил сотрудничать с Мураками. В Чикаго такие ребята как мы с Канье, ну, знаете, мы, конечно, обожали рэп, любили роскошные вещи, искусство, но мы никогда не ходили по музеям. Но, правда, мы ходили в Louis Vuitton, который по иронии судьбы находился всего в квартале от Музея современного искусства, и это воодушевило нас на то, чтобы посмотреть и на этого чувака. В магазине Louis Vuitton была представлена новая коллаборация, и я купил белую сумку с разноцветной монограммой, которая у меня до сих пор есть – могу ее вам даже показать. И так я узнал о Мураками. Впервые я увидел его работу в магазине, так что в каком-то смысле я – продукт этого влияния.

Вид на инсталляцию Мураками и Абло: «Future history», Галерея Гагосян

Вид на инсталляцию Мураками и Абло: «Future history», Галерея Гагосян, Дэвис-стрит, Лондон, 21 февраля – 7 апреля, 2018.

ДБ: Уверен, что благодаря коллаборации с Louis Vuitton с его творчеством познакомилось много новичков.

Вирджил Абло: Представь, что, когда ты что-то выпускаешь, это кого-то просвещает. А ты даже не намеревался этого делать. В этом вся ирония: я познакомился с его работами через сумку Louis Vuitton.

ДБ: Вирджил, я задам тебе аналогичный вопрос: каково было работать с Такаси после коллабораций со столькими людьми, в том числе с Канье?

Вирджил Абло: Прежде всего, я узнал, что на Земле в любой период времени существует определенное количество особых творчески одаренных людей, чье предназначение на планете заключается в том, чтобы придумывать, продвигать и осуществлять идеи. Как и Канье или Карл Лагерфельд, существование которых определяется этой причиной, Такаси может думать и действовать таким образом, который нельзя назвать работой. Они живут для того, чтобы создавать, это происходит без усилий. Понимаешь, вчера мы впервые оба устали [смех].

Такаси Мураками: Я обрадовался, когда увидел, что Вирджил устал – так я понял, что он тоже человек!

ДБ: Давайте поговорим о работах. Как вы решили, какие работы будут сегодня показаны?

Вирджил Абло: Мы дали волю своей фантазии. Мы не придерживались определенных жанров, что, как мне кажется, является сильной стороной выставки. В ней показаны два человека, каждый из которых, очевидно, действует своими методами, но в нашем диалоге не было никаких рамок. Обычно всё бывает наоборот: модный дизайнер работает с художником для того, чтобы разработать принт, который печатается на одежде. Но мы решили действовать без ограничений: давай создадим серьезные арт-объекты, которые отражают эти идеи, которые не маскируются с помощью методов, использованных раньше. В моем случае это было так: «Давай создадим хорошую скульптуру, давай создадим большие работы, давай создадим серьезные картины, маленькие вещи, давай разделим наши фирменные ДНК и воплотим их в современном искусстве 2018 года, и просто посмотрим, что из этого получится».

ДБ: Неплохо сказано: давай разделим ДНК искусства.

Вирджил Абло: Мы видим, что мода развивается, потому что она выглядит и ощущается по-другому. Вчера я ходил в магазин Balenciaga, и на улице собралась очередь. Значит, в культурном плане там происходит что-то очень интересное. Название на вывеске магазина не менялось с тех времен, когда Кристобаль Баленсиага еще был жив, полвека назад. И это меня радует. Одежду можно создавать так, чтобы она вызывала больше интереса.

Такаси Мураками и Вирджил Абло, «Glance past the future», 2018

Такаси Мураками и Вирджил Абло, «Glance past the future», 2018, акрил на канвасе в алюминиевой раме, 141 × 120 см

ДБ: Сейчас проходит Неделя моды в Лондоне, и я побывал на многих модных показах. Но создается впечатление, что людей сейчас больше волнует интересная коллаборация или художественная выставка, чем еще один показ. Почему, на ваш взгляд, такие коллаборации имеют большее значение или большее влияние, чем традиционный модный показ?

Вирджил Абло: Всё это помогает нам лучше понять индустрию. Постоянно нужно поддерживать интерес своей аудитории, понимаешь? Конечно, если они в тебя верят, то они в тебя верят, но теперь это больше похоже на: «Покажи мне что-нибудь новенькое». Поэтому нужно бросать себе вызов – развиваться и делать что-то новое. И коллаборации – это современный метод работы. Если посмотреть на заднюю сторону любой картины Такаси, на ней написаны имена всех тех, кто внес в нее какой-то вклад. Я поступаю так же – это моя студия, моя команда, это как бы коллективная возможность. Мне кажется, в том, чтобы делать коллаборации, и заключается наша работа. Потому что за кадром мы сотрудничаем каждый день. Дизайнер ведь не сам всё сшивает, складывает в коробку, отвозит в доставку и сохраняет чеки. Такаси создает свое искусство точно так же.

ДБ: Такаси, мне кажется, многие современные художники боятся играть с модой, входить в мир самовыражения, который не считается традиционным искусством. Но тебя это никогда не пугало. Как тебе кажется, почему ты всегда был столь бесстрашным в своем творчестве?

Такаси Мураками: Я – аутсайдер, я – японец, я не считаю себя обязанным играть по правилам. Это не значит, что я их не знаю. Но когда я вижу западных современников, которые считаются очень серьезными художниками, иногда я им завидую, потому что им не приходится объяснять свое творчество.

Еще одна причина, по которой я с удовольствием работаю в других сферах, это история Вирджила о Louis Vuitton. В искусстве есть своя аудитория, но в моде – это еще одна пара глаз. Они нашли мою коллаборацию и посмотрели, что я еще создаю.

Такаси Мураками и Вирджил Абло, «TIMES NATURE», 2018

Такаси Мураками и Вирджил Абло, «TIMES NATURE», 2018, акрил на холсте, прикрепленном к доске, 150 х 150 см

Вид на инсталляцию Мураками и Абло: «Future history»

Вид на инсталляцию Мураками и Абло: «Future history», Галерея Гагосян, Дэвис-стрит, Лондон, 21 февраля – 7 апреля, 2018.

ДБ: Однажды ты сказал мне, что за эту коллаборацию стоит поблагодарить инстаграм.

Такаси Мураками: Так и есть!

Вирджил Абло: Это как будто общая встреча выпускников!

ДБ: Как вы думаете, как ваши совместные творения интегрируются в мировое искусство?

Такаси Мураками: Это очень хороший вопрос. Нас очень поддерживает молодежь. Молодые ребята, например, сникерхеды – они уже купили что-то, сделанное им, и что-то, сделанное мной, может быть, игрушку или гаджет. И в то же время они заинтересованы в том, чтобы посмотреть, как всё это вольется в современное искусство. У этих ребят сильные желания. Они хотят что-нибудь купить и хранить в своей коллекции.

Вирджил Абло: Конечно, в образовании сейчас проходит эволюция. И всё это начинается с того, что ты уже знаешь, так? Если ты знаешь, что сидишь на диване Royer, ты начинаешь сравнивать Royer с Restoration Hardware. В широком смысле, главный образовательный инструмент в искусстве – это мода, модные вещи. Стиль. Это своего рода прозрение, одна из тех размытых границ, что создает пространство для творчества людей. Мне кажется, мы оба видим этот мощный взрыв на шоссе, на котором никого нет. Все до сих пор стоят в одном ряду. Ребята, стоящие перед магазинами Supreme или носящие последние модные тренды: представьте, сколько они уже вложили в свою квартиру, или сколько они потратили на свой гардероб, какая это стоимость на квадратный метр. Скорее всего, они могли бы себе позволить эту картину!

Я подумал так: «Неважно, что продается. Важно, что это существует». После того, как в человеке пробуждается эта страсть к последним трендам на ботинки или кроссовки, если кто-то сделает что-то, что можно повесить на стену или вообще заполнить любую часть окружающего пространства, то это обогатит образ жизни этого человека. Так хороший диван может придать смысл всему вашему существованию. За один раз на себя особо много не наденешь И это меня вдохновляет: ребята, состоящие в наших легионах, в наших сообществах, смогут увидеть что-то в непривычной для себя среде.

Источник: Gagosian.com

 

Об обложке альбома «Kids See Ghost» и новой коллаборации Такаси Мураками с Uniqlo можно прочитать здесь