TOILETPAPER Magazine - Сюрреалистическая сенсация
Журнал Toiletpaper Magazine - Сюрреализм

Как культовый журнал Toiletpaper стал сюрреалистической сенсацией

Пистолет падает в унитаз. Женщина ложится рядом с гигантским лобстером. Люди окружены едой: диван покрыт спагетти, мужчину насильно кормят кукурузными хлопьями. Эти изображения – как и бесчисленное количество других, представленных в насыщенной палитре и с безумным чувством юмора – привычное дело для Toiletpaper, 8-летнего издательского проекта, возглавляемого всемирно известным художником Маурицио Каттеланом и фотографом Пьерпаоло Феррари.

«Маурицио – из мира искусства, а я – из мира рекламы и моды», – говорит Феррари по скайпу, звоня из своей студии в Милане. – «Мы хотели найти какое-то пространство, которое могло бы выходить за пределы этих миров… Пространство, в котором можно быть свободным». И действительно, именно благодаря этому эклектическому сочетанию Toiletpaper стал столь увлекательным проектом. Оба его основателя находятся на вершине своей карьеры: Феррари обладает завидным портфолио роликов для таких изданий, как Vogue и Wallpaper*; Каттелан после яркой ретроспективы 2011 года в Музее Соломона Гуггенхейма «ушел на пенсию», однако он продолжает оставаться в поле зрения мира искусства, совсем недавно став куратором новой огромной выставки в Шанхае.

Выпускаясь дважды в год в качестве журнала без текста (17-ый выпуск должен выйти этой зимой), Toiletpaper нашел собственную формулу успеха: совместить внешний вид, логику и стоимость производства коммерческой рекламы, при этом направив их на достижение абсурдных и блаженно бессмысленных целей. Toiletpaper берется за привычные клише фуд-фотографии и высокой моды и доводит их до крайностей. В результате получается затейливое созвездие изображений, столь же аппетитных и приносящих удовольствие, как конфеты.

Для каждого номера Toiletpaper требуется огромная команда коллабораторов: в типичном выпуске в дополнение к ожидаемым декораторам и визажистам могут принять участие как эксперты антиквариата, так и дрессировщики животных. Как объясняет Каттелан, это предприятие похоже на «большую, в основном итальянскую семью», в которой они с Пьерпаоло исполняют роль родителей. Эта в хорошем смысле проблемная семья стала инициатором той мгновенно узнаваемой эстетики, олицетворяющей странности XXI века.

сюрреалистическая обложка журнала

Феррари рассказал о том, как появляется типичное изображение Toiletpaper: всё начинается с черновых набросков или простых идей, обсуждаемых им и Каттеланом. В качестве примера Феррари показал мне несколько характерных рисунков – головы, взрывающиеся в ядерные грибы, или мужчины, которых ударяют в пах.

Затем эти простенькие идеи во время интенсивных студийных сессий переводятся в невероятно искусные фотографии. На создание каждого выпуска Toiletpaper уходит от 5 до 10 дней. Феррари говорит, что их цель состоит в «переработке того, что вы видите каждый день», но «на этот раз видите в необычном свете». Он рассказывает, что их творческий процесс проходит так же сюрреалистически: «Вот есть сумка, ты делаешь в ней дырку, засовываешь внутрь кошку…»

Журнал Toiletpaper Magazine - Сюрреализм

Да уж, животные появляются в студии часто. На одном из изображений на наборе музыкальных тарелок извиваются змеи. («Они шевелились и часто уползали со съемок», – вспоминает Феррари. – «Все девчонки кричали».) На другой куча котят, утят и одна ухмыляющаяся чихуахуа позируют, сидя внутри антикварных контейнеров для хранения. «Мы любим животных так же сильно, как людей», – сказал он. – «Всегда бывает сложно, потому что не знаешь, чем всё закончится. Но у нас есть преданный дрессировщик животных».

Люди, может быть, и более предсказуемы, чем звери, но проблема заключается в том, как найти моделей, которые готовы рисковать. Содержание фотографий причудливо, пугающе, а порой и вовсе уродливо. На одной из обложек Toiletpaper изображена модель с красной помадой, и ее открытый рот демонстрирует слово «SHIT» («дерьмо»), написанное на передних зубах. Феррари и Каттелан часто используют тела для визуальных шуток: парень привязан к полу яркими галстуками; пожилой мужчина гордо «мочится», выписывая большую дугу с крошечной винной пробкой, выступающей из штанов вместо ожидаемого органа. Изображения могут быть забавными (яичница, тосты и бекон, гвоздями прибитые к скатерти) или вызывающими глубокий дискомфорт, нагруженными психосексуальным напряжением.

Как и реклама, проект Toiletpaper соблазнителен и чувственен: он хочет быть желанным. И благодаря этому просмотр выпуска может стать как чем-то оживляющим, так и расстраивающим – немного напоминает ощущения, когда делаешь большой глоток того, что, как ты думал, было водой, и слишком поздно понимаешь, что это молоко. Безукоризненный вид журнала заставляет наше сознание ожидать от него чего-то такого, как реклама Hermès или фотографии из Vogue. Но вместо этого мы получаем женщину, тушащую сигарету об свою собственную руку, украшенную ювелирными изделиями, или голого мужчину, который лежит на зеленом велюровом диване в окружении кошек.

Благодаря огромному диапазону того, что может оказаться на страницах журнала, он и остается интересным. Часто коммерческие фотографы подбираются под свои привычные узкие категории работы, но, по мнению Каттелана и Феррари Toiletpaper – полная противоположность творческой колеи. «Нам нужны сложные задачи, нам нужны неудачи», – объясняет Феррари. – «И да, конечно, иногда ты можешь сделать ошибку – но чаще всего из этого получается что-то действительно выдающееся».

Журнал тойлетпейпер Magazine - Сюрреализм

Toiletpaper, тем временем, продолжает развиваться. Проект дошел до создания коллекционной продукции – мебели, одежды, посуды, светодиодной лампы в форме кошки – и даже целых инсталляций, как это было, например, в Art Basel Miami Beach в 2016 году. Toiletpaper – это нечто большее, чем просто свободное креативное пространство, в котором Феррари и Каттелан хвастаются своими необычными талантами и делятся эксцентричными идеями. Это превратилось в самостоятельную культурную силу, которой часто подражают (если не полностью копируют) бренды, стремящиеся выйти на более странную территорию. Примечательно, что успехи Toiletpaper в качестве арт-проекта привели к рекламным партнерствам в реальном мире с такими компаниями, как Kenzo и OKCupid, а также работе над обложками New York Times Magazine и других изданий.

Toiletpaper призывает своих разнородных поклонников перейти на противоположную сторону – прося модную аудиторию спокойно относиться к некоторому сюрреализму и выманивая художественную аудиторию выйти из своего слишком серьезно к себе относящегося пузыря. Это приводит к редкому сочетанию забавного и серьезного, концептуального и откровенно развлекательного. И, похоже, в ближайшее время проект с космическими (в хорошем смысле) амбициями не собирается останавливаться на достигнутом. «Мы надеемся», – говорит Каттелан, – «что когда-нибудь мы увидим изображения Toiletpaper в космосе».

Источник: Artsy

МЫ В СОЦСЕТЯХ