МЦ В ТЕЛЕГРАМ Сегодня модные коллаборации стали обыденностью — бренды регулярно сотрудничают друг с другом и выпускают лимитированные коллекции, нацеленные на создание резонанса и привлечение большого количества внимания. Однако буквально 20 лет назад индустрия видела в таком подходе большой риск — как финансовый, так и репутационный. Все изменил Айзек Мизрахи — американский дизайнер, нарушивший устоявшиеся правила и сподвигший всю индустрию на изменения, последствия которых мода ощущает и по сей день.Ниже подробно разбираемся в истории американского модельера. Биография Айзека МизрахиЮность и начало карьеры Айзека Мизрахи Стиль и признание Айзека МизрахиIsaac Mizrahi for TargetВлияние на модную индустриюАйзек Мизрахи сегодняЮность и начало карьеры Айзека МизрахиАйзек Мизрахи родился в 1961 году в нью-йоркской еврейской семье, владевшей компанией по производству детской одежды. В 10 лет он купил швейную машинку, работая няней, а в 15 лет основал первый собственный бренд под названием IS New York, для которого шил одежду в подвале своего дома. Детское увлечение модой привело Мизрахи в знаменитую школу дизайна Parsons, в стенах которой и началась его профессиональная карьера. Кадр из документального фильма «Нараспашку». Слева направо: Наоми Кэмпбелл, Айзек Мизрахи, Линда ЕвангелистаПосле трех лет обучения будущий дизайнер получил работу на полставки в марке Perry Ellis, впоследствии перейдя под патронаж чернокожего модельера Джеффри Бэнкса. Последним местом работы Мизрахи стал бренд Calvin Klein, после увольнения из которого американец пришел к мысли о создании собственного детища. Так, в 1987 году модельер представил свою первую сольную коллекцию, вызвавшую немалый ажиотаж и получившую всецелое признание критиков. Образы, сшитые в доме Isaac Mizrahi и созданные благодаря финансовой поддержке родителей и семейной подруги, были показаны в одном из магазинов сети Bergdorf Goodman и сразу же привлекли внимание нескольких ритейлеров — свои заказы сделали такие сети, как Saks Fifth Avenue и Bloomingdale’s, а следующие коллекции продавались уже десяткам универмагов по всей стране. Выставка Айзека Мизрахи в Еврейском музее в Нью-ЙоркеСтиль и признание Айзека МизрахиВ своих работах Мизрахи полагался на использование многочисленных цветов и оттенков, создавал элегантные женские образы сквозь призму утонченного гламура. Одежда модельера выражала под собой колоритный «дух молодости», заключенный в высококачественные материалы классического кроя. Его коллекции были наполнены броскими и эффектными образами, нацеленными на американского потребителя и содержащими в себе отсылки к поп-культуре и искусству. Дизайнер не боялся и экспериментов с тканями, принтами и кроем, создавая платья в стиле военной униформы, наряды с переноской для ребенка и платья-килты. В интервью The New York Times от 1988 года он описал свою клиентку так: «Она американка, которая верит не в европейский дизайн, а в американский. Вы видите европейку в ресторане, и она такая нарядная — в сшитом на заказ жакете, с кучей украшений и с классной прической. А американка — в туфлях на плоской подошве из крокодиловой кожи и твидовой юбке. По-моему, она выглядит намного лучше».Линда Евангелиста на показе Isaac Mizrahi Fall/Winter 1991Жизель Бюндхен на показе Isaac Mizrahi Spring/Summer 1994Платье Айзека МизрахиАйзек Мизрахи с моделью Анной БэйлАйзек Мизрахи за кулисами шоуКейт Мосс на показе Isaac Mizrahi От коллекции к коллекции Мизрахи становился все более популярным и признанным творцом. Спустя год после дебюта Совет модельеров Америки (CFDA) объявил его победителем премии Perry Ellis Award (ныне American Emerging Talent Award), вручаемой лучшему новичку индустрии, а в 1989 и 1991 годах Совет назвал его лучшим дизайнером женской одежды. Мизрахи сотрудничал с большим количеством звезд, таких как Николь Кидман, Джулия Робертс и Сара Джессика Паркер. В 1992 году Chanel с целью долгосрочной поддержки и инвестиции выкупил часть акций бренда американца и взял на себя управление бизнесом. Николь Кидман в платье Айзека Мизрахи на вручении премии «Золотой глобус-1996»Однако, несмотря на денежные вливания и благосклонность модных критиков, марка никогда не была и не могла стать прибыльной. Этот факт не смогла исправить и диффузная линия «Isaac», запущенная в 1995 году и закрытая уже в 1997 году. Покупатели не видели смысла в покупке очень дорогой одежды от не самого известного дизайнера, который в свою очередь не пытался удовлетворить желания аудитории. Годовой оборот марки не превышал 10 миллионов долларов. В 1998 году, уставший от убытков дом Chanel, прекратил поддержку дизайнера и инициировал процесс закрытия его компании. Коллаборация Isaac Mizrahi с TargetВ 2002 году дизайнер получил предложение от одной из самых крупных сетей магазинов розничной торговли Target, заключавшееся в создании совместной линии дешевых товаров под названием «Isaac Mizrahi for Target». В то время модные дизайнеры избегали подобные виды сотрудничества, вспоминая пример американского модельера Роя Хальстона. Тот, будучи известным и популярным творцом, в 1982 году заключил шестилетнее соглашение с сетью розничной торговли J.C. Penney на сумму 1 миллиард долларов и приступил к созданию совместной линии товаров под названием Halston III. Одежда, косметика и парфюмерия продавались в ценовом диапазоне от 24 до 200 долларов и были призваны увеличить медийность дизайнера и объемы выручки его марки. Проект оказался провальным — продажи предметов «доступного люкса» были ниже ожиданий, а основной бренд модельера получил репутационный удар в связи с «удешевлением» его имени. Все это привело к потере Хальстоном контроля над маркой и ее закрытию в начале 90-х годов.Однако Айзеку Мизрахи терять было нечего — его собственная компания была уже закрыта, а имя постепенно теряло набранную ранее популярность в связи с творческим простоем. Коллаборация с Target являлась возможностью напомнить о себе и вернуться в строй, чем американец не преминул воспользоваться.«Isaac Mizrahi for Target» ждал ошеломительный успех. В рамках коллекции американец создавал буквально все, от свадебных платьев до крючков для штор. Платья, пальто, очки, обувь, детская одежда, лежанки для собак и даже посуда — и все это в привычном стиле Мизрахи.Предметы из коллаборации «Isaac Mizrahi for Target»Предметы из коллаборации «Isaac Mizrahi for Target»Предметы из коллаборации «Isaac Mizrahi for Target»Предметы из коллаборации «Isaac Mizrahi for Target»Предметы из коллаборации «Isaac Mizrahi for Target» Широкой аудитории нравилось покупать предметы гардероба и домашней утвари с именем известного модельера на этикетке. Такие вещи давали человеку чувство принадлежности к высококлассному дизайну за сравнительно дешевую плату, которую мог позволить себе буквально каждый.За 6 лет совместной работы (с 2002 по 2008 год) стороны продали товаров на сумму более 300 миллионов долларов. Совместив высокий стиль с дешевизной и приземленностью, Мизрахи сумел завоевать сердца американцев и стать большой звездой — его вещи продавались по всей стране и обладали недюжинной популярностью. Рискнув своим именем и демократизировав его, дизайнер показал модной индустрии новые финансовые и медийные возможности. Как «Isaac Mizrahi for Target» повлияла на модную индустриюУвидев коммерческий успех демократичной линии Мизрахи, дизайнеры со всего мира решили последовать его примеру. В 2004 году бренд H&M создал совместную линию с кайзером высокой моды Карлом Лагерфельдом, бывшего на тот момент креативным директором Chanel и Fendi. Первая и единственная коллекция, состоящая из одежды и парфюмерии, была раскуплена за считанные минуты и стала одной из первых коллабораций между масс-маркет-брендом и модельером такого уровня. Коллаборация Karl Lagerfeld x H&MВпоследствии создание линий дешевой одежды совместно с дизайнерами и брендами высокой моды стало для H&M доброй традицией. В числе таких можно назвать сотрудничество с Lanvin, Balmain, Comme des Garçons, Maison Margiela и многих других известных марок. Примеру шведов последовала и японская сеть Uniqlo, создавшая совместные коллекции с Джонатаном Андерсоном, Жиль Сандер и Кристофом Лемером. Тем временем первопроходец Target продолжит поддерживать американских творцов, кооперируясь с Proenza Schouler, Rodarte и Заком Позеном. Все коллаборации H&M с модными домами Бум коллабораций, как известно, охватил всю модную индустрию. Модные дома начали создавать совместные коллекции друг с другом, брендами других ценовых категорий и компаниями, которые никак не связаны с искусством пошива одежды, конвертируя хайп и ажиотаж со стороны поклонников в финансовую и имиджевую прибыль. Благодаря Айзеку Мизрахи мода перестала бояться репутационных рисков и всецело поддержала новый тренд, который в какой-то степени стал новым правилом. Айзек Мизрахи сегодняПосле завершения контракта с Target в 2008 году Мизрахи год проработал креативным директором в Liz Claiborne, в 2010 совместно с телевизионной сетью основал новый бренд IsaacMizrahiLIVE!, который был продан в 2011 году. Дизайнер регулярно появлялся на телевидении, вел несколько модных шоу и создавал костюмы для театральных постановок, но вернуться в мир высокой моды не сумел.Несмотря на свою не самую удачную карьеру в качестве кутюрье, Айзек Мизрахи стал одним из тех, кто определил современное состояние модной индустрии. Коллаборация с Target спровоцировала фундаментальные изменения, приведшие к массовому созданию совместных коллекций несколькими брендами, которые в свою очередь получили еще один способ коммуникации с новыми аудиториями. Мода стала расширяться на новые рынки и становиться все более популярной даже среди тех, кто ей никогда не интересовался. Процесс демократизации всей индустрии получил новый импульс, и теперь прикоснуться к творениям известных дизайнеров и ателье модных домов может почти каждый. Текст: Дмитрий Лавриченко, автор YouTube-канала о модеФеномен FiorucciМЫ В СОЦСЕТЯХ Telegram Vk Youtube