Айзек Мизрахи — биография американского модельера | МЦ
Кто такой Айзек Мизрахи

Как Айзек Мизрахи популяризировал коллаборации

Сегодня модные коллаборации стали обыденностью — бренды регулярно сотрудничают друг с другом и выпускают лимитированные коллекции, нацеленные на создание резонанса и привлечение большого количества внимания. Однако буквально 20 лет назад индустрия видела в таком подходе большой риск — как финансовый, так и репутационный. Все изменил Айзек Мизрахи — американский дизайнер, нарушивший устоявшиеся правила и сподвигший всю индустрию на изменения, последствия которых мода ощущает и по сей день.

Ниже подробно разбираемся в истории американского модельера.

Юность и начало карьеры Айзека Мизрахи

Айзек Мизрахи родился в 1961 году в нью-йоркской еврейской семье, владевшей компанией по производству детской одежды. В 10 лет он купил швейную машинку, работая няней, а в 15 лет основал первый собственный бренд под названием IS New York, для которого шил одежду в подвале своего дома. Детское увлечение модой привело Мизрахи в знаменитую школу дизайна Parsons, в стенах которой и началась его профессиональная карьера.

Документальный фильм «Нараспашку». В центре - фигура модельера Айзека Мизрахи
Кадр из документального фильма «Нараспашку». Слева направо: Наоми Кэмпбелл, Айзек Мизрахи, Линда Евангелиста

После трех лет обучения будущий дизайнер получил работу на полставки в марке Perry Ellis, впоследствии перейдя под патронаж чернокожего модельера Джеффри Бэнкса. Последним местом работы Мизрахи стал бренд Calvin Klein, после увольнения из которого американец пришел к мысли о создании собственного детища. Так, в 1987 году модельер представил свою первую сольную коллекцию, вызвавшую немалый ажиотаж и получившую всецелое признание критиков. Образы, сшитые в доме Isaac Mizrahi и созданные благодаря финансовой поддержке родителей и семейной подруги, были показаны в одном из магазинов сети Bergdorf Goodman и сразу же привлекли внимание нескольких ритейлеров — свои заказы сделали такие сети, как Saks Fifth Avenue и Bloomingdale’s, а следующие коллекции продавались уже десяткам универмагов по всей стране.

Выставка Айзека Мизрахи в Еврейском музее в Нью-Йорке
Выставка Айзека Мизрахи в Еврейском музее в Нью-Йорке

Стиль и признание Айзека Мизрахи

В своих работах Мизрахи полагался на использование многочисленных цветов и оттенков, создавал элегантные женские образы сквозь призму утонченного гламура. Одежда модельера выражала под собой колоритный «дух молодости», заключенный в высококачественные материалы классического кроя. Его коллекции были наполнены броскими и эффектными образами, нацеленными на американского потребителя и содержащими в себе отсылки к поп-культуре и искусству. Дизайнер не боялся и экспериментов с тканями, принтами и кроем, создавая платья в стиле военной униформы, наряды с переноской для ребенка и платья-килты. В интервью The New York Times от 1988 года он описал свою клиентку так: «Она американка, которая верит не в европейский дизайн, а в американский. Вы видите европейку в ресторане, и она такая нарядная — в сшитом на заказ жакете, с кучей украшений и с классной прической. А американка — в туфлях на плоской подошве из крокодиловой кожи и твидовой юбке. По-моему, она выглядит намного лучше».

От коллекции к коллекции Мизрахи становился все более популярным и признанным творцом. Спустя год после дебюта Совет модельеров Америки (CFDA) объявил его победителем премии Perry Ellis Award (ныне American Emerging Talent Award), вручаемой лучшему новичку индустрии, а в 1989 и 1991 годах Совет назвал его лучшим дизайнером женской одежды. Мизрахи сотрудничал с большим количеством звезд, таких как Николь Кидман, Джулия Робертс и Сара Джессика Паркер. В 1992 году Chanel с целью долгосрочной поддержки и инвестиции выкупил часть акций бренда американца и взял на себя управление бизнесом.

Николь Кидман в платье Айзека Мизрахи на вручении премии “Золотой глобус” 1996 года
Николь Кидман в платье Айзека Мизрахи на вручении премии «Золотой глобус-1996»

Однако, несмотря на денежные вливания и благосклонность модных критиков, марка никогда не была и не могла стать прибыльной. Этот факт не смогла исправить и диффузная линия «Isaac», запущенная в 1995 году и закрытая уже в 1997 году. Покупатели не видели смысла в покупке очень дорогой одежды от не самого известного дизайнера, который в свою очередь не пытался удовлетворить желания аудитории. Годовой оборот марки не превышал 10 миллионов долларов. В 1998 году, уставший от убытков дом Chanel, прекратил поддержку дизайнера и инициировал процесс закрытия его компании.

Коллаборация Isaac Mizrahi с Target

В 2002 году дизайнер получил предложение от одной из самых крупных сетей магазинов розничной торговли Target, заключавшееся в создании совместной линии дешевых товаров под названием «Isaac Mizrahi for Target». 

В то время модные дизайнеры избегали подобные виды сотрудничества, вспоминая пример американского модельера Роя Хальстона. Тот, будучи известным и популярным творцом, в 1982 году заключил шестилетнее соглашение с сетью розничной торговли J.C. Penney на сумму 1 миллиард долларов и приступил к созданию совместной линии товаров под названием Halston III. Одежда, косметика и парфюмерия продавались в ценовом диапазоне от 24 до 200 долларов и были призваны увеличить медийность дизайнера и объемы выручки его марки. Проект оказался провальным — продажи предметов «доступного люкса» были ниже ожиданий, а основной бренд модельера получил репутационный удар в связи с «удешевлением» его имени. Все это привело к потере Хальстоном контроля над маркой и ее закрытию в начале 90-х годов.

Однако Айзеку Мизрахи терять было нечего — его собственная компания была уже закрыта, а имя постепенно теряло набранную ранее популярность в связи с творческим простоем. Коллаборация с Target являлась возможностью напомнить о себе и вернуться в строй, чем американец не преминул воспользоваться.

«Isaac Mizrahi for Target» ждал ошеломительный успех. В рамках коллекции американец создавал буквально все, от свадебных платьев до крючков для штор. Платья, пальто, очки, обувь, детская одежда, лежанки для собак и даже посуда — и все это в привычном стиле Мизрахи.

Широкой аудитории нравилось покупать предметы гардероба и домашней утвари с именем известного модельера на этикетке. Такие вещи давали человеку чувство принадлежности к высококлассному дизайну за сравнительно дешевую плату, которую мог позволить себе буквально каждый.

За 6 лет совместной работы (с 2002 по 2008 год) стороны продали товаров на сумму более 300 миллионов долларов. Совместив высокий стиль с дешевизной и приземленностью, Мизрахи сумел завоевать сердца американцев и стать большой звездой — его вещи продавались по всей стране и обладали недюжинной популярностью. Рискнув своим именем и демократизировав его, дизайнер показал модной индустрии новые финансовые и медийные возможности. 

Как «Isaac Mizrahi for Target» повлияла на модную индустрию

Увидев коммерческий успех демократичной линии Мизрахи, дизайнеры со всего мира решили последовать его примеру. 

В 2004 году бренд H&M создал совместную линию с кайзером высокой моды Карлом Лагерфельдом, бывшего на тот момент креативным директором Chanel и Fendi. Первая и единственная коллекция, состоящая из одежды и парфюмерии, была раскуплена за считанные минуты и стала одной из первых коллабораций между масс-маркет-брендом и модельером такого уровня.

Коллаборация Karl Lagerfeld x H&M
Коллаборация Karl Lagerfeld x H&M

Впоследствии создание линий дешевой одежды совместно с дизайнерами и брендами высокой моды стало для H&M доброй традицией. В числе таких можно назвать сотрудничество с Lanvin, Balmain, Comme des Garçons, Maison Margiela и многих других известных марок. Примеру шведов последовала и японская сеть Uniqlo, создавшая совместные коллекции с Джонатаном Андерсоном, Жиль Сандер и Кристофом Лемером. Тем временем первопроходец Target продолжит поддерживать американских творцов, кооперируясь с Proenza Schouler, Rodarte и Заком Позеном.

Бум коллабораций, как известно, охватил всю модную индустрию. Модные дома начали создавать совместные коллекции друг с другом, брендами других ценовых категорий и компаниями, которые никак не связаны с искусством пошива одежды, конвертируя хайп и ажиотаж со стороны поклонников в финансовую и имиджевую прибыль. Благодаря Айзеку Мизрахи мода перестала бояться репутационных рисков и всецело поддержала новый тренд, который в какой-то степени стал новым правилом.

Айзек Мизрахи сегодня

После завершения контракта с Target в 2008 году Мизрахи год проработал креативным директором в Liz Claiborne, в 2010 совместно с телевизионной сетью основал новый бренд IsaacMizrahiLIVE!, который был продан в 2011 году. Дизайнер регулярно появлялся на телевидении, вел несколько модных шоу и создавал костюмы для театральных постановок, но вернуться в мир высокой моды не сумел.

Несмотря на свою не самую удачную карьеру в качестве кутюрье, Айзек Мизрахи стал одним из тех, кто определил современное состояние модной индустрии. Коллаборация с Target спровоцировала фундаментальные изменения, приведшие к массовому созданию совместных коллекций несколькими брендами, которые в свою очередь получили еще один способ коммуникации с новыми аудиториями. Мода стала расширяться на новые рынки и становиться все более популярной даже среди тех, кто ей никогда не интересовался. Процесс демократизации всей индустрии получил новый импульс, и теперь прикоснуться к творениям известных дизайнеров и ателье модных домов может почти каждый.

 

Текст: Дмитрий Лавриченко, автор YouTube-канала о моде

МЫ В СОЦСЕТЯХ