Фотограф и режиссер Ари Маркопулос уже более сорока лет занимается запечатлением жизни Америки. В 1980 году после переезда в Нью-Йорк Маркопулос тут же начал исследовать малоизвестные и непопулярные пространства города. Маркопулоса часто описывают как культурного антрополога в том смысле, что он ведет хронику зарождения и развития различных субкультур по мере того, как они проникают в общественное сознание.
В начале своей карьеры он документировал таких легендарных художников, как Энди Уорхол, Жан-Мишель Баския и Кит Харинг. Коммерческую известность ему помогли получить портреты таких растущих звезд рэпа, как Rakim и Public Enemy. Маркопулос также проделал огромную работу, запечатлевая жизнь сообщества скейтеров и сноубордистов в эпоху, когда оба вида деятельности еще были мало распространены. Он свободно перемещался между мирами изобразительного искусства, спорта, хип-хопа и знаменитостей, неустанно стараясь захватить их пересечение. Со временем его снимки привлекли внимание художественных учреждений. Художественный музей Беркли представил первое исследование деятельности Маркопулоса. Также его работы входят в постоянные коллекции Музея американского искусства Уитни и Музея современного искусства Сан-Франциско. Но Маркопулос был успешным еще до признания галерей.
Ари Маркопулос: Начало карьеры
Ари Маркопулос, родившийся в 1957 году в Амстердаме, в 1980 году решил переехать в Нью-Йорк. Тогда Маркопулосу было 23 года. Ему наскучил тот образ жизни, который был привычен пригороду Амстердама. В детстве он уже бывал в Нью-Йорке и помнил, как ему нравилась атмосфера этого города. Его интерес к бейсболу и баскетболу тоже сказался на его увлечении Америкой, так как он надеялся, что там сможет быть ближе к своим любимым видам спорта. Как только Маркопулос решил, что переедет в Нью-Йорк, он ни разу не сомневался в правильности своего решения.
После переезда Маркопулосу тут же было предложено работать на легендарного Энди Уорхола. В качестве ассистента художника он помогал создавать принты в студии Уорхола. Его следующей работой стала должность помощника известного модного фотографа Ирвина Пенна. Маркопулос оказался в самом центре процветающей нью-йоркской сцены искусства. Одна из самых запоминающихся фотографий Маркопулоса появилась во время обычной дружеской встречи с художником Жаном-Мишелем Баския в 1983 году. Ари Маркопулос поделился историей, стоящей за его фотографиями, в статье издания Interview. Его погружение в художественное сообщество повлекло за собой знакомство с другими культурными движениями Нью-Йорка: после того, как Маркопулос закрепил за собой место среди элитных художников Нью-Йорка, он стал обращать внимание и на другие очаги культуры города.
Ари Маркопулос: Работа в хип-хоп-индустрии
У Маркопулоса была привычка везде носить с собой фотоаппарат. Его природное любопытство увидеть всё, что предлагал Нью-Йорк, помогло ему найти новые темы для своих фотографий. Несмотря на то, что изначально он не намеревался документировать растущую хип-хоп-сцену Нью-Йорка, он был очарован тем, как жители города выражают себя через свой личный стиль. Ари Маркопулос работал над серией работ, на которых был запечатлен нью-йоркский тренд на Lee Jeans и широкие шнурки для кроссовок. Это привело к случайному знакомству с популярной рок-группой «The Fat Boys». Его фотографии коллектива были хорошо восприняты, благодаря чему у него появилась возможность фотографировать других молодых рэп-исполнителей.
В его обширном портфолио присутствуют портреты таких известных рэперов, как Public Enemy, Rakim, LL Cool J и A Tribe Called Quest. Он продолжал фотографировать героев рэпа на протяжении всей своей карьеры. В 2001 году Ари Маркопулос выпустил книгу «Pass the Mic: Beastie Boys 1991-1996», в которой были представлены закулисные фотографии группы в студии и во время тура. За этой книгой последовало ее официальное продолжение под названием «Ad Rock». Издание представляет собой одновременно сжатый и детальный портрет участника группы The Beastie Boys Ad-Rock (Адам Хоровиц). Основное внимание в нем посвящено фотографиям музыканта за работой, в окружении друзей и дома с семьей.
Пожалуй, самой известной работой всей карьеры Ари Маркопулоса является фотография, ставшая обложкой для альбома Jay-Z 2013 года «Magna Carta Holy Grail». Фотографии, которые он сделал для альбома, появились в результате настоящего процесса сотрудничества. Прежде чем приступить к съемке, они встретились, чтобы обсудить проект. Jay-Z уселся напротив Маркопулоса, объяснил значение каждой песни альбома и даже исполнил его акапелла. Их диалог привел Маркопулоса в Метрополитен-музей, где он сделал фотографии, подходящие к мотивам альбома – власть, страсть и двойственность.
Изначально Ари Маркопулос искал вдохновения в греко-римской части музея, но в итоге он оказался в окружении более поздних периодов европейской скульптуры, которые привели его к работе под названием «Алфей и Аретуза» Баттиста ди Доменико Лоренци. В итоге этот снимок и был выбран в качестве обложки альбома. Весь Нью-Йорк также увидел портреты Jay-Z, снятые Маркопулосом – расклеенные на стенах и показанные на видеоэкранах на Таймс-сквер. Ари Маркопулос даже засветился в видео, посвященном записи альбома, наряду с Jay-Z и продюсерами альбома Риком Рубином, Swizz Beatz и Фарреллом Уильямсом.
Освещение андеграунда
Некоторые снимки, определяющие зернистый стиль фотографии Маркопулоса, появились в результате его приобщения к скейт-сообществу. Маркопулос начал фотографировать скейтеров еще в 90-х годах. В рамках своего исследования Даунтауна Нью-Йорка он подружился со многими известными скейтерами того времени. По большей части черно-белые повседневные фотографии и динамичные кадры Маркопулоса не всегда фокусировались на скейтбординге как физическом действии – часто больше внимания уделялось личности самих скейтеров. Архив его фотографий 1990-х годов одновременно полон ностальгии и насыщен чувствами. На его снимках засветились многие известные скейтеры Нью-Йорка, в том числе Хавьер Нуньес, Джефф Панг, Хамильтон Харрис, Питер Бичи и Майк Эрнандез. В его архиве также хранятся портреты нью-йоркских скейт-легенд Харольда Хантера и Джастина Пирса, которые в 1995 году снялись в скандальном фильме Ларри Кларка «Детки».
К тому моменту, когда в 1994 году Supreme открыл свой магазин, Ари Маркопулос уже снимал многих скейтеров, которых поддерживал бренд. Поскольку на них влияла одна и та же субкультурная среда, которая сформировала центр Манхэттена, не было ничего удивительного в том, что они стали сотрудничать. В 2016 году в интервью i-D Маркопулос рассказал об особых отношениях, которые завязались у него с известным скейтшопом: «Оказывается, те времена, в которые я снимал нью-йоркских скейтеров, для многих кажутся очень важной частью истории. Думаю, Джеймс [Джеббиа, основатель Supreme] тоже ценит те фотографии, но мне кажется, что в его случае они еще и ассоциируются с открытием его магазина и служат напоминанием о том, как всё начиналось».
Вскоре они объединились для создания совместного продукта для бренда. В 1996 году Supreme выпустил футболку с портретами Баскии, автором которых являлся Маркопулос. В 1999 году скейтерский бренд вновь предложил Маркопулосу сотрудничество, результатом которого стала футболка «Safety Film». Позже, в 2006 году, Supreme запустил уже широкий спектр продукции, созданной в партнерстве с Ари Маркопулосом. В коллекцию вошли одежда, кепки и кеды Vans, покрытые коллажем снимков Маркопулоса, на которых изображены скейтеры OG. Коллаборация, выпущенная в сентябре того же года, была посвящена истокам бренда и уникальной роли Маркопулоса в документировании команды Supreme.
В 2009 году Ари Маркопулос выпустил книгу под названием «Stoopz», в которой были представлены черно-белые и полароидные снимки нью-йоркской скейт-культуры 90-х. Эти ранние фотографии фиксировали рост культуры скейтбординга по мере ее распространения по всему Нью-Йорку. В 2017 году Ари Маркопулос объединился с adidas Skateboarding для создания капсульной коллекции одежды и обуви. Экипировка была выпущена вместе с простеньким зином и роликом, демонстрирующим катание на скейте в зимнем городе.
Несмотря на то, что Ари Маркопулос более известен своими работами, связанными со скейтерами, он также прославился и в мире сноубординга. В 1995 году с Маркопулосом связался бренд Burton Snowboards, предложив ему сделать рекламную кампанию. Он согласился, не упоминая о том, что не умеет кататься ни на лыжах, ни на сноуборде. Когда фотограф приехал на место съемки, команда была потрясена, увидев, что у Маркопулоса совершенно нет опыта в катании на доске. Со временем Маркопулос стал опытным сноубордистом, смог не отставать от команды и участвовать в последующих рекламных кампаниях. Его работа в этой сфере снабдила его достаточным количеством материала для книги «Transitions and Exits». В ней Маркопулос фотографирует повседневную жизнь сноубордистов как на склонах, так и за их пределами. Произведение, в 2000 году выпущенное издательством Powerhouse Books, задокументировало длинный отрезок времени, который он посвятил сноуборд-сцене.
Ари Маркопулос: Наследие и будущее
Несмотря на то, что с начала карьеры Маркопулоса прошло уже более сорока лет, фотограф не планирует останавливаться. И хотя он мог бы уже давно почивать на своих лаврах, Маркопулос продолжает развиваться в новых направлениях. Алессандро Микеле заказал у него съемку рекламной кампании Gucci коллекции Pre-Fall 2016, которая впоследствии была выпущена как отдельная фотокнига «Epiphany». В 2016 году Маркопулос выпустил одну из крупнейших ретроспектив своей карьеры в форме книги в твердом переплете под названием «Not Yet», выпущенной издательством Rizzoli. Разнообразие фотографий в этой книге служат напоминанием о том, что карьера Маркопулоса определяется его способностью внедряться в различные сообщества. Его снимки – это непритязательные и честные изображения людей и локаций. Поддерживать свой впечатляющий темп работы Маркопулосу помог его подход к фотографии. Ари Маркопулос поделился своей философией, напоминающей искусство дзен, в статье Interview: «Я уподобляю себя человеку, лежащему в потоке воды, просто плывущему по течению, понимаете, я позволяю нести себя туда, куда оно хочет меня привести». И это, безусловно, мировоззрение, которому он оставался верен на протяжении всей своей карьеры.
Источник: Grailed.com