Для создания стиля своего главного персонажа режиссер фильма «Джокер» Тодд Филлипс обратился к двукратному обладателю «Оскара» — художнику по костюмам Марку Бриджесу. Именно на него легла ответственность добавить к игре Хоакина Феникса соответствующий гардероб, продемонстрировавший плавное превращение Артура Флека в культового злодея.

Внимание! В статье содержатся спойлеры к фильму «Джокер».

Джокер 2019 — гардероб персонажа

В интервью для IndieWire Марк Бриджес объяснил, что проанализировал характер Артура и окружающие его условия. Первым делом художник по костюмам составил образ психически неуравновешенного и депрессивного человека, подвергающегося насмешкам, а уже потом примерил его на будущего Джокера. Проживание с матерью вылилось в инфантильную одежду: «Он едва сводит концы с концами, полагаясь на государственную помощь, поэтому он покупает одежду в секонд-хендах… Он носит дешевую и немодную одежду». Так, например, Бриджес нарядил Флека в слишком маленькую и «немного детскую» куртку с капюшоном и белые носки. «Я никогда не использую в фильмах белые носки, но если для них и есть веский повод, то это ради Артура Флека!» — заявил он The Hollywood Reporter.

Фильм Джокер — образ персонажа Хоакина Феникса

Марк Бриджес решил сделать образ Артура Флека неуклюжим и инфантильным

В заметках из сценария значилось «красно-коричневый костюм, который Артур носит уже на протяжении многих лет». Бриджес превратил это в кирпичный пиджак, горчичный жилет и узорчатую рубашку бутылочно-зеленого цвета. Брюки и рубашки были сделаны на заказ и состарены, а несколько свитеров найдены в винтажных магазинах. «Я подумал, что если он когда-нибудь и стирает вещи, то всё закидывает вместе. Мы сделали так, чтобы одежда выглядела плохо постиранной. Именно такие незаметные решения в образах персонажей показывают аудитории, кто эти люди и как они живут», — отметил Бриджес в интервью Variety.

Мода 70-х и 80-х наложила свой отпечаток на выбранные цвета и материалы: палитра гардероба Артура Флека, наполненного полиэстером, варьируется от синего, лилового и серого до коричневого и бордового, по мере развития сюжета становясь всё интенсивнее. Для постепенной трансформации в Джокера дизайнер также постепенно вводил в гардероб Флека составляющие его рабочего клоунского костюма. Так в формальном образе Артура на похоронах появляется яркий полосатый галстук, символизирующий надвигающийся нервный срыв.

Стиль Джокера словами художника по костюмам Марка Бриджеса

По мере развития сюжета цвета в гардеробе Артура Флека становятся ярче

Не став исследовать прошлых Джокеров (ни Джека Николсона, ни Хита Леджера), художник всё же вспомнил о стиле Сизара Ромеро в первом сериале «Бэтмен» 1960-х годов. Именно его фиолетовый костюм и зеленая рубашка мелькали по телевизору в детстве Бриджеса. Еще одним ориентиром стал «герой» из реальной жизни — знаменитый «вершитель самосуда», Бернард Гетц, который в 80-х выстрелил в четырех чернокожих парней, потребовавших у него денег в метро. «Искусство немного подражает жизни», — объяснил дизайнер свое решение.

Джокер 2019 — грим и прическа

В сценарии волосы Артура описываются как черные, но в кадре они выглядели бы слишком темно. Стилист Кей Джорджио перепробовала на париках несколько вариантов причесок, а затем подстригла и покрасила Хоакина Феникса в оттенок, не привлекающий к себе внимания. Образ «простака и социального изгоя» поддержала короткая челка. А выбирая цвет парика Джокера, стилист пришла к необычному решению — она вдохновилась брокколи: «Я пошла в магазин и подобрала цвета краски под нее».

Джокер 2019 — Грим

Несмотря на общую цветовую гамму, рабочий грим Флека и маска Джокера заметно отличаются

Визажист Никки Ледерманн рассказала изданию CNet, как создавался грим злодея. Изначально Тодд Филлипс показал им фото Феникса с прифотошопленным макияжем — зловещим и вместе с тем простым. Визажист объяснила, что по закону об авторских правах, все клоуны должны выглядеть по-разному, и им нельзя было повторять уже существующий «окрас». В результате Ледерманн выбрала красные и синие тона, дополнив всё грозными бровями. Для фильма были придуманы две отличающиеся маски: рабочий грим Артура и «лицо» Джокера. В первом случае все элементы рисунка располагались идеально симметрично, а во втором — наоборот, хаотично и от того жутко.

В интервью Variety она рассказала о палитре грима подробнее: «Цвета выглядят немного состаренно, то есть не совсем чисто, в них присутствует что-то теплое. Синий смешан с зеленым и бирюзовым. Красный имеет коричневатый оттенок, напоминающий кровь. И даже его косая улыбка — это метафора о том, что не всё идеально. Может, это смешно, а может, и нет».

 

Подробнее о том, почему Хоакин Феникс предпочитает такие роли, как Артур Флек, читайте в его интервью о «Джокере»