Совсем недавно Хоакин Феникс дал большое интервью изданию Vanity Fair. Приводим отрывки из него, посвященные его последней роли актер сыграл Артура Флека в неожиданно человечной драме «Джокер», основанной на популярных комиксах DC.

Внимание! В статье присутствуют спойлеры к фильму «Джокер».

Advertisement

 


 

Актерский талант Хоакина Феникса определяют его моральное напряжение и чувство юмора вперемешку с уязвимостью. Ради роли Артура Флека в драме «Джокер» он трансформировался в измученного и психически неуравновешенного одинокого человека, доведенного до бесчеловечных актов насилия над людьми в погоне за идеализированной карьерой стендап-комика. В кадре его клокочущий смех, застенчивая улыбка и замедленно моргающие глаза наполняют злодея из комиксов DC о Бэтмене печалью и человечностью — более того, от комиксов здесь не остается и следа. На их месте оказывается фильм, представляющий художественный портрет лихорадочного линчевателя, страдающего психическим расстройством, нарциссизмом, отчуждением и скрытой яростью.

Будучи данью уважения нуар-классике 70-80-х — особенно работам Мартина Скорсезе с актером Робертом Де Ниро (в «Джокере» он тоже появляется) — фильм Тодда Филлипса искусно изображает одинокого белого мужчину, действующего по-нигилистически варварски. Это привело к возрождению разговоров о связи голливудского насилия с настоящими преступлениями вроде того случая в Техасе прошлым летом (тогда 21-летний парень расстрелял пятерых посетителей супермаркета).

После Венецианского фестиваля, на котором состоялась премьера «Джокера», вокруг фильма разгорелись жаркие дебаты, касающиеся изображения персонажа, который мало чем отличается от инцелов, практикующих «невольный целибат», стоящих за недавними массовыми убийствами в США. Неожиданно сходство картины с «Таксистом» (1976) напомнило людям о том, что этот фильм Скорсезе частично стал источником вдохновения для Джона Хинкли-младшего, который в 1981 году попытался застрелить Рональда Рейгана. На Венецианском фестивале «Джокер» получил приз за «Лучший фильм», что, пожалуй, было бы еще более противоречивым событием, если бы «Специальный приз жюри» не достался еще более спорной фигуре — Роману Полански.

Хоакин Феникс о Джокере - интервью для Vanity Fair

Хоакин Феникс одет в худи и футболку от Saint Laurent by Anthony Vaccarello; брюки от Wacko Maria.

«Я и не надеялся, что всё пройдет как по маслу», — говорит Хоакин Феникс, размышляя о реакции прессы. — «Это трудный фильм. В каком-то смысле, это неплохо, что он вызывает у людей такие сильные эмоции».

По большей части Феникс надеется, что фильм говорит сам за себя. «На него можно смотреть по-разному», — отмечает Феникс, говоря о герое Артура Флека/Джокера. — «Можно сказать, что это человек, которому, как и всем, нужно, чтобы его услышали и поняли, чтобы он мог высказать свое мнение. Или же можно сказать, что это человек, которому необходимо, чтобы на нем было зациклено непропорционально большое количество людей. Его наполняет чувство удовлетворения, когда он стоит посреди всего этого безумия».

***

Хоакин Феникс всегда интуитивно чувствовал темную сторону человеческой психики. В фильме «Тебя никогда здесь не было» (2017) он сыграл мужчину с поврежденной психикой, который молотком убивает богачей, насилующих несовершеннолетних девочек. Ранее, в фильме «Она» — где он познакомился со своей будущей женой, актрисой Руни Мара — он получил роль депрессивного одиночки, который влюбляется в компьютерную операционную систему. В 2010 году он удивил всех, сыграв гротескную версию себя — актера, склонного к саморазрушению, который пытается начать карьеру хип-хоп-исполнителя, в мокьюментари «Я всё еще здесь». Следующим проектом Феникса стала блестящая игра в фильме «Мастер» в роли вспыльчивого последователя своего религиозного лидера. Это положило начало целой череде мастерски исполненных ролей в инди-фильмах вроде «Тебя никогда здесь не было».

«У меня с малых лет аллергия на — как там это называется?.. — на легкомысленные, бессмысленные, молодежные проекты», — говорит он. — «С самого детства. И я не знаю, откуда она взялась. Ты, должно быть, хочешь, чтобы у этого было какое-нибудь фрейдистское объяснение, и, наверное, оно существует».

Хоакин Феникс о Джокере - интервью для Vanity Fair

Ривер и его смерть сильно повлияли на Хоакина, даже если он не хочет напрямую связывать это со своей работой.

Размышляя над мрачностью его работ, сложно удержаться от того, чтобы поискать ее источник в его личной жизни. Не так давно о нем отзывались как о «втором по популярности Фениксе», и чаще всего его имя ассоциировали со смертью его легендарного брата, Ривера, свидетелями которой в 1993 году стали сам Хоакин и его сестра Рэйн. Сейчас в общественном сознании воспоминания о его брате поблекли уже достаточно сильно для того, чтобы теперь самым известным Фениксом стал сам Хоакин, но для него эта трагедия никуда не исчезла. Отчасти из-за того, что репортеры не перестают его об этом спрашивать. Но в то же время Ривер и его смерть сильно повлияли на Хоакина, даже если он не хочет напрямую связывать свое необычное прошлое (долгое время его родители были членами секты «Дети Бога») и личную трагедию со своим талантом к воплощению угрюмых, психически неуравновешенных, жестоких или тревожных персонажей, за которых он берется — кажется, что он был просто создан для этих ролей.

«Черт возьми, я стараюсь об этом не задумываться», — полушутливо говорит он. — «Зачем я вообще согласился на это чертово интервью? Из-за тебя я не смогу больше играть».

***

Ради «Джокера» Хоакин Феникс сел на строгую диету — ее посоветовал специалист, который помогал ему похудеть для роли в «Мастере» — и сбросил 23 кг. После окончания съемок он вновь набрал 11 кг, но изображение его призрачного, худощавого тела в трейлере к «Джокеру», вышедшего прошлой весной, стало для всех настоящим шоком и свидетельством того, что актер вновь полностью посвятил себя роли. Для создания образа Артура Флека Феникс обращается к своим физических чертам, начиная от шрама над верхней губой (он объясняет, что это не хирургически восстановленная заячья губа, а немедицинский шрам, который был у него с самого рождения) и заканчивая его грустной ухмылкой, благородным взглядом и смещенным плечом, которое тоже досталось ему при рождении. Режиссер «Джокера» Тодд Филлипс сказал, что Феникс напоминает «одну из тех птиц в Мексиканском заливе, с которых смывают нефть». «У него очень интересный силуэт», — говорит он. — «Он очень красивый».

Предлагая кинокомпании Warner Bros. снять картину о Джокере, Филлипс, который до этого выпускал комедии вроде «Старая закалка» и «Мальчишника», представил его как фильм об анти-супергерое практически без CGI-эффектов и мультяшных сюжетов, но зато с темным реализмом, лишенным героизма. Он говорит, что в эпоху нового, «осознанного» Голливуда ему всё сложнее создавать комедии, и его фирменный грубый и панибратский юмор уже перестал быть популярным.

Хоакин Феникс о Джокере - интервью для Vanity Fair

Ради роли Артура Флека Феникс сидел на строгой диете, на которой он сбросил 23 кг. Позже он вновь набрал 11 кг.

«Попробуй быть смешным с этой “осознанной” культурой», — говорит он. — «Люди пишут статьи о том, почему комедии перестали работать — я вам сейчас объясню, почему. Да потому что все смешные ребята думают: “Да к черту это дерьмо, я не хочу вас оскорбить”. Сложно спорить о чем-то в твиттере с тридцатью миллионами людей. Нельзя просто взять и сделать ее. Поэтому ты просто думаешь: “Я пас”. С меня хватит. И знаете что? Все мои комедии — и я думаю, это касается всех комедий в целом — все они грубые. Поэтому я подумал: “Как я могу сделать что-нибудь грубое и при этом не удариться в комедию? А, я знаю. Давайте-ка возьмемся за киновселенную комиксов и перевернем ее верх тормашками”. Вот с чего всё началось».

Результатом этого процесса стала драма, которая также является критикой Голливуда: это история об отчужденном белом парне, который из-за неспособности быть смешным впадает в ярость и месть. Работая вместе со сценаристом Скоттом Сильвером, Филлипс придумал Джокеру свою историю происхождения: он работал клоуном на праздниках и был психически неуравновешенным одиночкой, жившим в Готэме в конце 70-х — начале 80-х. При его создании авторы вдохновлялись целой палитрой классики кино вроде «Таксиста», «Пролетая над гнездом кукушки» и «Короля комедии». Филлипс говорит, что прописывал персонажа, рассчитывая взять на роль Феникса, и в конце 2017 года вручил ему сценарий.

«Миленький, всё будет хорошо», — сказал Роберт Де Ниро Хоакину Фениксу

Затем на протяжении четырех месяцев они встречались за бесконечными беседами дома у Феникса. Прежде чем присоединиться к актерскому касту, Феникс постоянно обо всем расспрашивал Филлипса — как оказалось, это постоянная часть его процесса, как и то, что он попросил изучить сценарий свою мать. Рассказывая о проекте Фениксу, Филлипс сказал о том, что его нужно воспринимать как фильм об ограблении.

«Ты о чем?» — растерянно спросил Феникс. — «В нем же практически ничего не происходит».

Филлипс раскололся: «Мы возьмем у Warner Bros. пятьдесят пять миллионов долларов и будем творить всё, что захотим».

Хоакин Феникс принимал решение, основываясь на более личных факторах.

«Мне кажется, было время, когда мы не воспринимали все эти великие фильмы как какой-то жанр», — говорит Феникс. — «Мы не говорили, например, что вот это драма. Это просто фильм. Например, “Собачий полдень” — это душераздирающий, напряженный и чертовски смешной фильм. Вот такие фильмы я люблю. И в таких фильмах я хочу сниматься».

 

 

Для того, чтобы продумать персонаж Артура Флека, актер всерьез взялся за исследования о нарциссизме и криминологию, а также изучил движения Рэя Болджера — Страшилы из «Волшебника страны Оз» — и Бастера Китона, которые и вдохновили его на тот жуткий танец, который тонко отражает безумие Флека. Во время съемок одной сцены по сюжету после нескольких убийств Флек должен был закрыться в ванной, пытаясь найти место, чтобы спрятать пистолет. Но Филлипс и Феникс решили, что это действие ему не очень подходит, и во время обсуждения сцены Филлипс поставил для Феникса что-то из новой музыки, написанной для киноленты. Феникс начал танцевать, совершая элегантные движения, похожие на танго, и Филлипс скомандовал оператору начать съемку на портативную камеру — они сидели в комнате втроем, пока за дверью их ждала огромная команда в 250 человек. Позже эту сцену включили в трейлер, поставив на фон песню Джимми Дуранте «Smile».

***

Во многих смыслах музой этого фильма был еще один актер «Джокера», Роберт Де Ниро, сыгравший ведущего вечернего ток-шоу, персонаж которого частично был основан на Джонни Карсоне. «Это мой любимый американский актер», — признается Феникс, говоря о Де Ниро. — «Мне показалось, что он делал что-то, какие-то жесты и движения, вне зависимости от того, направлена ли на него камера».

«Я считаю, что актерское мастерство должно напоминать документальные фильмы», — продолжает Феникс. — «Что ты просто должен чувствовать то, что ты чувствуешь, то, что, как тебе кажется, в этот момент переживает персонаж».

Как ни странно, на съемочной площадке Хоакин Феникс и Роберт Де Ниро практически не разговаривали — отчасти из-за схожести их актерских методов и суеверий. «Мне не нравилось разговаривать с ним на съемочной площадке», — говорит Феникс. — «В первый съемочный день мы пожелали доброго утра друг другу, и, по-моему, после этого мы почти не общались».

«Нам не требовалось обсуждать наших персонажей», — вспоминает Де Ниро. — «Мы считаем, что нужно просто делать свою работу. Относиться друг к другу как наши персонажи. Так легче, и поэтому мы не разговариваем. У нас нет на это причин».

Хоакин Феникс о Джокере - интервью для Vanity Fair

Тем не менее, их методы привели к некоторым разногласиям. Прежде чем перейти к съемкам, Де Ниро хотел, чтобы все актеры провели читку сценария — он считал эту практику необходимой. Однако Феникс не любит читки, потому что это не подходит его подходу в стиле «будь что будет».

Филлипс вспоминает этот случай: «Боб мне звонит и говорит: “Скажи ему, он актер и должен прийти, я хочу послушать весь фильм. Мы соберемся в одной комнате и прочтем его”. Я оказался между двух огней, потому что Хоакин говорит: “Да хрена с два я буду участвовать в читке”, а Боб говорит: “Перед съемкой мне нужна читка, мы всегда так делаем”».

«Я подумал, что да, нам стоит изучить этого злодея. Этого озлобленного человека», — Хоакин Феникс

Придя в манхэттенский офис компании Де Ниро, Феникс еле-еле пробурчал сценарий и после этого отошел в уголок покурить. Роберт Де Ниро пригласил его поговорить в офисе на другом этаже, но Феникс отказался. «Он встал перед Бобом и сказал: “Не могу, мне нужно домой”», — вспоминает Филлипс, — «После этой читки ему стало плохо, ему совсем не понравилось».

Тодд Филлипс уговаривал его подняться — в конце концов это был Роберт Де Ниро — и Феникс с неохотой, но согласился. Разобрались с несколькими незначительными вопросами, Де Ниро развернулся к Фениксу, обхватил его лицо и поцеловал в щеку. «Миленький, всё будет хорошо», — сказал он.

«Это было просто прекрасно», — говорит Филлипс.

***

Несмотря на то, что в основу «Джокера» положен персонаж из комиксов, его сюжет тревожно близко подбирается к актуальным событиям: это история об одиноком мужчине-убийце, который нашел оправдание своим поступкам. Филлипс осторожно и вместе с тем фаталистично подходит к теме насилия «подражателей». «Прежде всего мы сняли фильм о вымышленном герое в вымышленном мире, и мы надеемся, что люди увидят в нем именно это», — говорит он. — «Нельзя обвинять фильмы в том, что мир настолько сильно испорчен, что [вспышку насилия] может спровоцировать всё что угодно. Примерно в этом и заключается суть фильма. Это вовсе не призыв к действию. Это, наоборот, призыв к тому, чтобы общество занялось саморефлексией».

Феникс рассказывает, что когда он взялся за эту роль, ему пришлось решать, стоит ли придавать, казалось бы, плохому человеку, многогранность и человечность.

«Когда я просматривал сценарий, я вдруг понял кое-что и сказал: “Зачем нам делать так, чтобы люди сопереживали или сочувствовали этому злодею?” Да потому что мы должны это сделать. Мы любим простые ответы, мы стремимся осуждать людей. Если мы можем определить что-то как “плохое”, мы чувствуем себя лучше. “У меня нет флага Конфедерации, и я не пошел на вот этот протест, значит, я не расист”. Благодаря этому мы хорошо себя чувствуем, но это не очень хорошо, потому что на самом деле мы не анализируем свой врожденный расизм, который определенно есть у большинства белых людей. И это может быть что угодно. Любые имеющиеся у вас проблемы. Это было бы для нас слишком легко, поэтому я подумал, что да, нам стоит изучить этого злодея. Этого озлобленного человека».

Хоакин Феникс о Джокере - интервью для Vanity Fair

«Здесь практически нет никакого взаимодействия», — продолжает Хоакин. — «Для меня в этом и есть вся ценность. Я думаю, мы, как аудитория, можем видеть и то, и другое одновременно, и переживать, и оценивать».

Сейчас Филлипс и Феникс удовлетворены тем, что им удалось протащить что-то в духе авторского кино в жанр, обычно зарезервированный под взрывные, подростковые фильмы — ограбление состоялось. У Филлипса не получается сдержать слезы, когда он вспоминает, как Феникс посмотрел у него дома окончательный монтаж фильма и остался доволен — с учетом рисков, которые он на себя взял. «Я начал плакать», — признается Филлипс. — «И вот я пересказываю эту историю и снова плачу».

Для того, чтобы сыграть Артура Флека, Феникс придерживался строгой диеты, на которой он сбросил 23 кг. Позже он вновь набрал 11 кг.

Раньше Феникс не мог сыграть такую всепоглощающую роль как Артур Флек, при этом не борясь с неврозом и собственной пустотой после «пережитого» опыта. В нем присутствовала неуверенность во время съемок, которая оставалась с ним и во время продвижения фильма. Зачастую он беспокоился о качестве своего исполнения и не смотрел фильмы со своим участием. Все помнят, как после съемок фильма «Переступить черту», посвященного культовому кантри-исполнителю с алкогольной и наркотической зависимостью, Фениксу пришлось пройти курс настоящей реабилитации. Теперь, в 44 года ему уже легче отделять себя от своих героев и оставлять работу на съемочной площадке. У себя дома он показывает мне пенопластовую голову, украшенную искусственной усами и бородой, которые он носил на съемках «Я всё ещё здесь». Есть «Хоакин Феникс» — актер, а есть Хоакин Феникс, который готовится к свадьбе и недавно бросил курить. «Меня загипнотизировали», — говорит он. А позже, в Венеции, он не удержался и снова закурил. «У меня не получилось», — признается он.

«Мне всегда было сложно», — объясняет Феникс. — «И, мне кажется, лишь совсем недавно, по мере того, как ты взрослеешь, ты успокаиваешься. Ты думаешь: “Возможно, это будет негативным опытом”, или “Возможно, это мне не понравится. Или, может быть, я не найду ничего близкого себе, может быть, после этого я буду чувствовать лишь пустоту”. И в этом нет ничего страшного. Потому что смысл есть в других составляющих моей жизни. И именно это меня поддерживает. Мне нравится это. Я люблю свою жизнь. Я чертовски люблю свою жизнь».

Источник: Vanity Fair

 

Недавно мы разобрали стиль еще одной неожиданно трогательной драмы — фильма «Леон»