«Хулиганы Зеленой улицы» — стиль кэжуалов в спортивной драме
Хулиганы Зеленой улицы - стиль кэжуалов в фильме нулевых

Стиль кэжуалов в фильме «Хулиганы Зеленой улицы»

В киноиндустрии фильмы о спорте — не редкость. Но, как правило, такого рода картины больше фокусируются на том, как главный герой борется за звание чемпиона. При этом часто забывается еще одна грань профессионального спорта — его страстные фанаты. В футболе болельщики превратили свое увлечение в настоящую субкультуру — кэжуалов, или хулиганов. Именно на них фокусируется драма «Хулиганы Зеленой улицы» (2005), которая считается одним из самых широко известных фильмов, показывающих изнанку футбольного мира.

Кто такие кэжуалы и какое место в их мире играет внешний вид? Разбираем на примере фильма Лекси Александра.

История субкультуры кэжуалов

Сегодня такие бренды, как Stone Island, могут похвастаться впечатляющей репутацией, но десятки лет назад они были относительно неизвестны за пределами своей родины. Но всё изменилось благодаря футболу. Чтобы понять, как этот вид спорта повлиял на моду, для начала нужно познакомиться с европейскими группировками активных футбольных фанатов, которые стали известны под названием ультрас, и субкультурой кэжуалов, которая развилась в Великобритании 1970-х годов.

Если вам выпадал случай посетить какой-либо матч в Европе, будь то в Соединенном Королевстве или Италии, вы знаете, что футбол объединяет людей, и его болельщики невероятно переживают за свои любимые команды. Самые страстные фанаты объединяются в ультрас-группы, на играх часто сидя или стоя вместе и большую часть матча скандируя лозунги и кричалки. Такие болельщики путешествуют за командами по всей стране — а те, чьи команды участвуют в европейских чемпионатах, и по всему континенту.

В Великобритании ультрас-группы привели к появлению группировок, которые назывались «фирмами» (британский жаргонизм, обозначающий преступные организации) и стремились к прямым конфликтам, как словесным, так и физическим, с конкурирующими группами болельщиков. Они и стали известны как основатели стиля кэжуал. Суть феномена кэжуалов заключается в территориальном и «племенном» соперничестве: эта субкультура возникла из-за необходимости самоутвердиться перед людьми, которые очень похожи на вас, но болеют за другую команду. Просто разгромить любимый бар другой группировки было недостаточно — при этом нужно было стильно выглядеть.

Название «кэжуалы» напрямую относилось к неприметному внешнему виду представителей субкультуры и закрепилось отчасти благодаря книге Фила Торнтона «Кэжуалы: футбол, борьба и мода» 2003 года издания, одной из первой исследовавшей новый культурный феномен.

Точно неизвестно, какая именно группировка положила начало движению кэжуалов. Однако большинство сходится во мнении, что это были либо Perry Boys (фанаты «Манчестер Юнайтед») или Scousers (которые поддерживают «Ливерпуль»). Большую часть славы приписывают последним. В середине и конце 70-х скаузеры разъезжали вместе со своим любимым клубом по Европе и во время этих поездок открывали для себя новые бренды, которые носили иностранные болельщики, включая Lacoste, Fila, Sergio Tacchini и Ellesse. Согласно легенде, вдохновившись стилем зарубежных фанатов, британские футбольные хулиганы решили позаимствовать экипировку у своих «коллег». Используя свое численное преимущество, они грабили брендовые магазины и увозили добытое на родину, где одежда распространялась среди нового сегмента покупателей.

История футбольных фанатов и субкультуры кэжуалов
Толпа, зажатая полицией во время матча «Манчестер» — «Эвертон», 1990-е годы

В те времена масштаб европейских соревнований был меньше, чем сегодня, и британским командам выделялось два места — по одному на каждый кубок. Поэтому кэжуалы, возвращавшиеся домой с вышеупомянутыми брендами, с помощью своих образов могли продемонстрировать, что являются поклонниками успешной команды. Как Scousers, так и Perry Boys начали идентифицировать друг друга с помощью определенных брендов.

Желание футбольных хулиганов соответствующе выглядеть позволило маркам распространиться по всей Британии — фанаты менее популярных команд тоже обратили внимание на одежду, которую привозили из-за границы болельщики «Ливерпуля», «Манчестер Юнайтеда» и «Эвертона», и сделали всё возможное, чтобы обзавестись брендовыми вещами. Путешествующие по континенту фанаты стали неофициальными импортерами иностранных марок, грабя магазины и привозя свой улов, чтобы продать его тем, кто остался дома.

По мере того, как стиль кэжуалов распространялся по Британским островам, поклонники субкультуры начали включать в свой гардероб и отечественные бренды, в том числе Fred Perry, Pringle of Scotland и Lyle & Scott. Это было связано с нехваткой зарубежной продукции для всех желающих.

В период 1980-х и 1990-х годов кэжуалы постепенно проникли в массовую культуру. Если когда-то для того, чтобы иметь хоть какое-то представление о том, кто такие кэжуалы, нужно было быть настоящим фанатом футбола, то к 90-м о них уже писали в СМИ. Вездесущности стиля способствовали музыкальные группы вроде Happy Monday и Oasis, участники которой сами выросли на футбольных трибунах. Позже, в нулевые, феномен хулиганов стал настоящим трендом: в книжных магазинах появились мемуары закоренелых фанатов, по телевидению показывали документальные фильмы о жестоких стычках болельщиков, а в киноиндустрии снимали художественные картины на ту же тему. Одним из самых известных портретов кэжуалов стал фильм «Хулиганы Зеленой улицы».

Сюжет фильма «Хулиганы Зеленой улицы»

Иногда для того, чтобы укрепить место молодежной субкультуры в истории, требуется нечто большее, чем особая одежда или запоминающаяся музыка — иногда для этого нужен фильм. Для модов таким фильмом в 1979 году стала картина «Квадрофения. Вновь вспомнить о скинхедах помогла криминальная драма «Это Англия» 2006 года. А Лекси Александр со своим проектом «Хулиганы Зеленой улицы» обратил внимание зрителей на кэжуалов.

Название фильма отсылает к улице, на которой расположен стадион футбольного клуба «Вест Хэм Юнайтед», Аптон-Парк. Главным героем картины выступает студент журфака Гарварда по имени Мэтт Бакнер (его сыграл Элайджа Вуд). Его отчисляют из университета из-за того, что в его вещах нашли кокаин (который на самом деле принадлежал его соседу по комнате). Тогда Мэтт решает отправиться в Англию, где живет его старшая сестра.

Первое столкновение героя с миром футбольных хулиганов происходит, когда брат мужа сестры Пит (Чарли Ханнэм) ведет Мэтта на матч «Вест Хэм» против «Бирмингема». Пит — лидер фирмы фанатской группировки «Вест Хэма», «Green Street Elite». Вместе с Мэттом, который ничего не смыслит в футболе, зрители знакомятся с культурой кэжуалов в Англии. Постепенно он проникается любовью своих новых друзей к далекому для него виду спорта, узнает всё больше о конкурирующих «фирмах» и оказывается в затруднительном положении, когда в группировке узнают о его университетском прошлом («Здесь хуже, чем к янки, относятся только к легавым и журналюгам», — предупреждает Мэтта Пит).

Воплощение стиля кэжуалов в фильме «Хулиганы Зеленой улицы»

Важной составляющей субкультуры кэжуалов является их внешний вид. В Лондоне главным законодателем мод среди хулиганов была футбольная группировка «Inter City Firm» (ICF), поддерживающая «Вест Хэм Юнайтед». Именно она стала прототипом «фирмы» GSE, о которой идет речь в «Хулиганах Зеленой улицы». IFC была одной из первых группировок, чьи участники перестали одеваться лишь в одежду с символикой своего клуба и ввели в гардероб иностранные бренды, которые потом стали ассоциироваться со стилем кэжуалов.

Несмотря на то, что изначально преимуществом пользовались зарубежные марки, со временем на трибунах все чаще начали мелькать айтемы Stone Island и C.P. Company. Такой переход от легкой спортивной одежды к более суровой альтернативе был обусловлен не столько стилистическим, сколько практическим решением. Если бренды вроде Fila и Tacchini идеально подходили для залитых солнцем кортов теннисных клубов Франции и Италии, то английские трибуны с вечным проливным дождем и не стихающим ветром требовали чего-то более прочного.

В «Хулиганах Зеленой улицы» самой запоминающейся деталью гардероба Пита является прекрасный пример такой функциональной вещи — большую часть фильма главарь группировки расхаживает в бежевом плаще Stone Island. Почему именно этот бренд стал фаворитом среди футбольных хулиганов, точно неизвестно, но, вероятно, это как-то связано с издалека заметным логотипом в виде компаса на рукаве, который позволяет мгновенно определить человека, принадлежащего к «фирме» (несмотря на то, что основатель компании далек от мира футбольных болельщиков, многие по-прежнему относят продукцию Stone Island к брендам, которые необходимо носить с осторожностью из-за ассоциаций с кэжуалами).

Как отличить оригинал Stone Island от подделки

В остальном Пит тоже одевается довольно стильно, часто сочетая свой классический тренч со спортивной одеждой. Тренировочные куртки Paul Smith и Lacoste в ретро-стиле, бритая голова и прямые темно-синие джинсы без «подкатов» создают образ, который в свое время смотрелся бы органично на подиуме Гоши Рубчинского.

Как и он, так и другие члены группировки GSE предпочитают нейтральную бежево-сине-серую палитру, практически сливающуюся с пасмурными пейзажами Великобритании — в этом вся суть внешнего вида кэжуалов.

Исторически известно, что футбольные фанаты перешли на столь незаметные образы из-за желания избежать внимания полиции. В 60-е и 70-е «фирмы» были тесно связаны с движением скинхедов, чей внешний вид легко выдавал принадлежность к субкультуре. Из-за этого они были легкой мишенью для полиции, которая стремилась снизить насилие на футбольных матчах. Полицейские останавливали всех подозрительно выглядящих болельщиков, заставляя их снимать Dr. Martens и оставлять ботинки за пределами площадки. Новая волна хулиганов взяла это на заметку и научилась проскальзывать на трибуны незамеченными, поскольку никто не думал, что они рискнут испортить свою дорогую одежду и белоснежную обувь в драках (не предполагая, что это не так уж важно, если весь твой «лук» был украден).

Таким образом у кэжуалов получалось скрываться от правоохранительных органов и при этом видеть в толпе своих соратников и возможных противников — одежда превратилась в униформу. В кадре одного участника «фирмы» сложно отличить от другого: все они носят похожие бейсболки, неприметные бомберы или классические костюмы adidas с тремя полосками. На матчах видно однородную толпу парней, кричащих с трибун в монотонных шапках Prada Linea Rossa, фиштейл-парках, куртках Columbia и Patagonia и шарфах в клетку Burberry (в 90-е бренд даже пытался препятствовать распространению своей продукции среди хулиганов, снимая с производства модели, популярные среди «фирм»).

При этом одежда подбиралась с учетом послематчевых «активностей» группировок — прочные куртки давали преимущество в бою, с меньшей вероятностью повреждаясь в ходе потасовки.

Что касается обуви, на Пите и его приспешниках мы чаще всего видим кроссовки adidas Stan Smith и Reebok Classic Leather. Обе модели являются знаковыми элементами стиля футбольных хулиганов, которые чаще всего выбирают классические низкие силуэты, никогда не выходящие из продажи (и не выделяющиеся на фоне других).

Хулиганы Зеленой улицы - кэжуалы - кроссовки Reebok и adidas
Чаще всего кэжуалы носят adidas и Reebok

Reebok Classic Leather является, пожалуй, самой популярной парой среди футбольных болельщиков. Благодаря своему небольшому весу кроссовки идеально подходят для погони за «чужаками» (или бегства от них), а с кожи высококачественной выделки при необходимости хорошо смывается кровь. Другие популярные среди кэжуалов модели включают в себя Forest Hills, а также многочисленные кроссовки adidas — Samba, Spezial и Grand Slam.

В такой экипировке футбольные фанаты ходили болеть за любимый клуб, а после — драться с конкурирующими «фирмами».

Интересно наблюдать и за тем, как по мере продвижения сюжета меняется стиль Мэтта. Американец начинает свой путь с джинсового бомбера поверх рубашки и Timberland, но, втянувшись в банду, очень скоро начинает походить на своих новых соратников. В финале Мэтт предстает на экране в гораздо более спортивном виде, что лучше всего подчеркивается курткой Henri Lloyd и черным бомбером Stone Island.

Сегодня благодаря камерам наблюдения и техническим возможностям британской полиции, хулиганские потасовки практически исчезли с английских стадионов. Стиль кэжуалов стал еще одним образом, который можно (практически) без опаски примерить на себя, даже если вы не относитесь к любителям футбола. Несмотря на то, что некоторые последователи кэжуал-стиля и сегодня не прочь вступить в драку и своим внешним видом выражают свою маскулинность, большинство из тех, кто идентифицирует себя кэжуалами, гораздо больше заинтересованы в футболе, чем в социальной стороне субкультуры.

После подъема в 2000-е популярность кэжуалов начала сходить на нет. Несмотря на дальнейшие попытки режиссеров вновь пробудить интерес к теме с помощью таких фильмов, как «Хулиганы Зеленой улицы 2» (2009) и «Ультрас» (2020), стиль практически канул в лету. Тем не менее, в некоторых регионах Европы по-прежнему существует сообщество болельщиков, находящихся на границе пересечения футбола и моды. При этом большая часть кэжуалов перекочевала в интернет, где фанатские форумы, онлайн-магазины и социальные сети позволяют делиться советами и мнениями по кэжуал-стилю.

Из-за того, что этот феномен не породил собственное направление в музыке, он оказал меньшее культурное влияние, чем панки или скинхеды. Тем не менее, стиль ушедшей эпохи является важным наследием хулиганов и навсегда сохранится в истории.

МЫ В СОЦСЕТЯХ