В новом докладе о принудительном труде Prada, Hermès и Louis Vuitton показали неважные результаты. Меньше всего рабский труд в своих цепочках поставок задействуют adidas, Lululemon и GAP.

Мы часто говорим о рабстве так, как будто это что-то из прошлого — ужасные деяния другой эпохи, совершенные людьми, на которых мы совершенно не похожи. Но на самом деле рабский труд по-прежнему процветает. И новый доклад, подготовленный некоммерческой организацией KnowTheChain, указывает на то, что, скорее всего, ваш гардероб кишит одеждой, созданной с помощью принудительного труда.

Нынешний рабский труд выглядит совсем не так, как это было сто лет назад. Сейчас он затрагивает бедных людей в развивающихся странах, которые пытаются найти работу на заводах по производству одежды и обуви и в итоге оказываются подвержены эксплуатации.

Возьмем случай с женщиной из Индии. В KnowTheChain узнали, что она покинула свою деревню в поисках работы в Бангалоре, крупном городе в Южной Индии. Агент по трудоустройству нашел ей работу на швейной фабрике в обмен на гонорар, однако детали о его сумме были оговорены не до конца. И после этого агентство начало забирать всю ее заработную плату до тех пор, пока она не выплатит всю сумму сбора. За шесть месяцев работы она так и не получила ни одной зарплаты. И что еще хуже, агент пообещал ей бесплатную комнату и питание, однако приехав на место, она обнаружила, что ничего этого ей не предоставят.

Большое количество одежды, продаваемой в США, производится в Индии. Вполне возможно, что кто-то из читателей этой статьи стал обладателем вещи, которую сделала эта женщина. Однако мало кто из нас имеет представление о тех страданиях, эксплуатации и принудительном труде, которые тоже являются частью одежды, которую мы носим каждый день.

Почему заводы по производству одежды и обуви используют рабский труд

Жертвами принудительного труда являются приблизительно 24,9 миллиона человек по всему миру. Львиная доля из них — 16 миллионов людей — эксплуатируется компаниями с целью получения прибыли, а не частными лицами, как это бывает, например, в случае с секс-торговлей. Согласно докладу KnowTheChain, одним из крупнейших секторов, опирающихся на рабский труд, является $3-триллионная индустрия одежды и обуви. По приблизительным расчетам в этом глобальном секторе занято от 60 до 75 миллионов человек. И хотя большинство из нас осознает, что этим работникам платят очень мало, в действительности некоторым из них не платят вообще.

Молодежный Центр - Телеграм канал

Причин, по которым рабский труд столь распространен при производстве одежды и обуви, много. Одна из них заключается в том, что люди в таких богатых и развитых странах, как США, Великобритания, Канада и Франция, слишком пристрастились к дешевой одежде. Отчасти это объясняется тем, что благодаря глобальным соглашениям о свободной торговле брендам проще производить свою продукцию в местах, где рабочая сила дешевле, а затем перевозить ее на другой конец света. Из-за этого в тренд вошла быстрая мода. Такие бренды, как Zara, H&M и Century21, построили весь свой бизнес вокруг продажи образов с модных показов по низким ценам. В результате, как показывает доклад KnowTheChain, «конкуренция за низкие цены и погоня за быстро меняющимися трендами» привела к «комплексно сложным и мутным цепочкам поставок».

В KnowTheChain разработали систему подсчета баллов для того, чтобы определить, как обстоят дела у крупных мировых компаний по производству одежды и обуви — от Gap до Louis Vuitton и Nike — в вопросе обращения со своими сотрудниками. Как бы шокирующе это ни звучало, но средний балл (из 100) оказался низким — 37. Другими словами, многие бренды, у которых мы покупаем одежду и обувь, уделяют достойному обращению с работниками своих заводов недостаточно пристальное внимание.

Компании, которые с легкостью могут раскрыть информацию о своей деятельности по сокращению количества принудительного труда — например, они нанимают работников напрямую, а не через агентства по найму — набирают хорошие баллы. Но многие компании либо не применяют таких мер, либо не могут их раскрыть, потому что они не уверены в том, что эти меры в точности из себя представляют. Это происходит потому, что цепочки поставок могут быть очень запутанными: бренд может работать с фабрикой, которая передает часть своей работы другим фабрикам, и так далее. Но в конечном счете KnowTheChain доказывает, что независимо от того, на каком этапе цепочки поставок происходит эксплуатация работников, ответственность за это лежит на этих компаниях.

Рабство начинается с найма

В системе подсчета баллов учитывалось, как компании решают различные вопросы, связанные с оплатой труда работников. Но одной из наиболее важных областей, которым стоит уделить внимание, является наем персонала, потому что именно в этот момент бедные работники наиболее легко подвергаются эксплуатации.

Неэтичные агентства по найму часто обманывают бедных, отчаявшихся людей, обеспечивая их работой в обмен на непомерные сборы, которые будут вычитаться из их зарплаты. Они могут удерживать паспорт или другие официальные документы работника, пока тот не выплатит им всю сумму гонорара. А если за долгую уплату сбора они еще и начисляют проценты, то у работника может и вовсе никогда не хватить средств на то, чтобы когда-нибудь вернуть свои документы — что делает их пожизненными рабами. В ходе одной из проверок в KnowTheChain обнаружили, что тайваньская компания по производству одежды взимала с трудящихся-мигрантов $7000 за устройство на должность на фабрике. Проверка другой тайваньской фабрики показала, что у 82% работников отняли паспорта.

Из-за того, что трудящиеся-мигранты не имеют мощной системы социальной поддержки — семьи и детей — которая могла бы их защитить, они особенно легко поддаются эксплуатации. Они также могут не понимать своих прав или того, как можно подать жалобу. В некоторых странах трудящиеся-мигранты составляют основную часть рабочей силы в производстве одежды. В Иордании мигрантами являются 77% работников швейной промышленности, а на Маврикии — 44%.

Все это еще больше усугубляется гендерными проблемами. Две трети работников сектора одежды и обуви — это женщины, которые во многих развивающихся странах и так сталкиваются с дискриминацией. Эти женщины, которые, как правило, являются низкоквалифицированными работниками из сельских районов, особенно уязвимы к эксплуатации.

Бренды спортивной одежды выбрали верный курс

В самом верху списка оказались две спортивные компании: adidas, набравшая 92 балла, и Lululemon, которая получила 89. Эти предприятия выделяются тем, что они уделяют пристальное внимание вопросам найма и защиты трудящихся-мигрантов. К примеру, adidas проводит обучение по этическим практикам трудоустройства для 100 поставщиков во Вьетнаме, Индонезии, Китае и Тайване. Lululemon прилагает активные усилия по обеспечению того, чтобы работники их цепочки поставок без проблем получали назад свои документы — например, паспорта. Обе компании также полностью исключили из своих цепочек поставок кадровые агентства и требуют, чтобы фабрики нанимали рабочих напрямую. В Lululemon также открыли для работников горячую линию, через которую можно связаться непосредственно с компанией, не вовлекая в процесс фабрику.

Nike и Puma набрали 63 и 61 балл соответственно. В целом, крупные спортивные бренды оказались больше осведомлены в вопросах труда, чем представители других индустрий. Однако это, опять же, может быть ответом на давление со стороны потребителей. Еще в 1990-х годах было много разных историй о том, что такие компании, как Nike и adidas, во многом полагаются на азиатские предприятия с каторжным трудом, что в те времена привело к протестам в США. (Против этих компаний периодически по-прежнему проходят акции и митинги.) Давление со стороны потребителей оказало желаемый эффект — заставить эти компании пересмотреть свое отношение к рабочим.

Интересно отметить, что компании, специализирующиеся на быстрой моде, показали довольно хорошие результаты — возможно, из-за того, что последние несколько лет за ними тщательно следили как покупатели, так и модная пресса. Возможно, это побудило руководство компаний внимательнее следить за цепочками своих поставок. Gap Inc, материнская компания Gap, Old Navy и Banana Republic, заняла в списке третье место со счетом в 75 баллов. Primark набрал 72, а H&M 65 баллов. Walmart получил 44 балла, что является довольно низким показателем, но он всё равно оказался значительно лучше, чем у многих люксовых брендов.

Многие бренды могут похвастаться хорошими результатами благодаря тому, что они применяют такие меры, как программы обучения, которые помогают работникам узнать о своих правах. К примеру, у H&M и Primark есть обязательное обучение на тему «современного рабства», которое проводится на фабриках, с которыми они работают. Однако этим компаниям еще есть куда расти. В докладе говорится, что даже тем брендам, дела которых идут неплохо, стоит тщательнее изучить свою цепочку поставок для того, чтобы понять, какой труд вложен в их сырье. Например, с рабским трудом часто оказывается связана добыча и производство хлопка, а, значит, компаниям нужно сделать отслеживаемой все элементы своей цепочки поставок.

Люксовые бренды оказались позади

Многие потребители полагают, что более дорогие продукты производятся этическими методами на первоклассных заводах. Однако этот рейтинг показал, что люксовые бренды имеют одни из самых низких показателей среди всех участников исследования. Например, марка Prada набрала ужасающе низкий балл — 5 из 100, а Salvatore Ferragamo получила 13. Группа LVMH, в которую входят такие бренды, как Fendi, Celine, Rimowa и Christian Dior, набрала 14 баллов. Недалеко ушел и Hermes со своими 17 баллами. Многие из этих брендов производят свою продукцию в Европе, но, по данным KnowTheChain, европейские рабочие также подвержены эксплуатации. К примеру, китайские работники в Италии иногда подвергаются принудительному труду на текстильных фабриках; в Болгарии, Македонии, Молдавии, Румынии и Турции рабочие не могут взять отпуск и вынуждены работать сверхурочно, выходя за рамки установленных законом пределов продолжительности работы за чрезвычайно низкую заработную плату.

Однако некоторые люксовые бренды заняли в списке более высокие позиции. Burberry получил 52, Ralph Lauren — 58, а группа Kering, которая владеет брендами Gucci, Balenciaga и Saint Laurent, получила 45 баллов. Но в целом результаты исследования KnowTheChain показали, что индустрия роскоши буквально вся пронизана проблемами, связанными с рабочей силой. Это может быть связано с тем, что потребители полагают, что высокая цена, которую они платят за продукт, подразумевает достойную заработную плату работников, в результате чего они не оказывают на эти бренды должного давления, чтобы те уделяли своим цепочкам поставок больше внимания.

Всё это говорит о том, что мы, как потребители, должны принять участие в содействии сокращению современного рабства. Мы должны заставить компании отвечать за отсутствие контроля. Это может выражаться как в прямом обращении к ним, так и в их нещадной критике через социальные сети. Это также означает поддержку брендов, которые известны тем, что они придерживаются более этичных методов и практик.

Источник: Fastcompany.com

Молодежный Центр - Телеграм канал