Постапокалиптический стиль в кинематографе — выбор МЦ
Постапокалиптический стиль в кинематографе — подборка

От «Безумного Макса» до «Дитя человеческого»: мода в постапокалиптических фильмах

2020 год и пришедшая вместе с ним пандемия для многих уже тогда стали поводом для размышлений о постапокалипсисе, развернувшемся в современном мире. Но как показывают события последних месяцев, нет предела чудовищности реалий, в которых может оказаться человечество. А потому неудивительно, что сегодня вместе с логичным всплеском интереса (пусть и наполненного тревогой) к новостной сводке повышается спрос и на всё, что связано с концом света.

В моде постапокалиптический тренд определяется футуристичным стилем с нотками гранжа и возрождением панка. Одним из аспектов, благодаря которому такая эстетика стала популярной среди разных демографических групп, является потребность чувствовать себя в безопасности и адаптироваться к внешним условиям. Постапокалиптический стиль одежды подразумевает своеобразную замену брони, которая защищает своего носителя от непредсказуемого и пугающего мира.

После двух лет жизни в условиях борьбы с коронавирусом, а теперь и с вынужденным переходом в режим выживания из-за политического и экономического кризиса мы отчаянно хотим почувствовать себя в безопасности. Сегодня личный стиль одежды остается одним из немногих аспектов, которым еще можно самостоятельно управлять, и, если это может перенаправить хотя бы какую-то долю страхов и тревог во что-то продуктивное, почему бы таким способом не воспользоваться? А если конец света действительно приближается, мы хотя бы будем одеты подобающим образом.

Как правильно одеваться в постапокалиптическом мире, подскажет кинематограф. Качественный дизайн костюмов в успешно реализованной истории может вдохновить целые поколения на создание дизайнерских коллекций, эдиториалов, рекламных кампаний и собственных модных образов. Постапокалиптический стиль костюмов в фильмах можно разделить на шесть основных категорий — «МЦ» собрал для вас примеры таких образов.

Милитари

Тактическая одежда, основной функцией которой является непосредственно выживание, типична для фильмов, действие которых происходит после какой-либо пандемии или экологической катастрофы. Главный герой оказывается в мире, в котором природа внезапно стала чем-то враждебным. В таких картинах декорациями редко выступает город. От других видов постапокалиптических фильмов этот поджанр отличается тем, что общество не изменилось, а распалось — его просто-напросто больше не существует.

В целом, протагонисты таких картин предпочитают агрессии практичность и выбирают одежду естественных, часто бежево-коричневых, оттенков. Основные элементы экипировки «выживающего» — это простая майка и брюки карго в сочетании с тяжелыми армейскими ботинками. На экране также то и дело мелькают состаренная кожа, горелая резина и одежда, покрытая слоем пота и пыли.

Карго — от горячих точек до модных подиумов

Лучший пример фильма этого направления — это сага «Безумный Макс», состоящая из четырех частей и рассказывающая о жизни в пустыне в недалеком будущем. Особенно милитаристский стиль заметен в картине «Безумный Макс: Дорога ярости». Одежду Макса (Том Харди) и военачальницы Фуриосы (Шарлиз Терон) характеризуют палитра из черного и хаки, прочная обувь, а также множество ремней и карманов. Другие похожие постапокалиптические миры с преобладанием тактической одежды — это «Обитель зла 3» и «Элизиум: Рай не на Земле».

Еще одна икона этого постапокалиптического стиля — это Сара Коннор в фильме «Терминатор 2». Она уже не та испуганная женщина, с которой мы познакомились десятилетием ранее в предыдущей части. В сиквеле Сара уверенно держит в руках оружие и готова остановить будущую катастрофу. В ее культовом образе сочетаются все главные составляющие: минималистичный черный топ, жилет со множеством карманов и брюки в стиле милитари.

Тех-нуар

В жанре тех-нуара сочетаются футуризм, нуар и антиутопия. В таких фильмах меньше экшена, чем в других категориях нашей подборки, и при этом основная часть эстетики вдохновлена не современным обществом, а отсылками к прошлому. Постапокалиптический стиль нарядов главных героев характеризуется чередованием строгости и экстравагантности. Фирменным элементом при этом можно назвать верхнюю одежду — всегда темную, сложную и часто отсылающую к традиционным тренчам из детективных историй.

Ярчайшим представителем тех-нуара является научно-фантастическая картина Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», костюмы которой напоминают классику нуара 40-х годов. Роман Филипа Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», на основе которого был снят «Бегущий по лезвию», повествует о постапокалиптическом будущем, в котором человечество столкнулось с последствиями Завершающей мировой войны. В своей экранизации режиссер одел население Земли и ее колоний в одежду в стиле нуар и панк.

Художник по костюмам Майкл Каплан рассказывал о своем любимом образе из фильма 1982 года: «Думаю, мой любимый костюм в фильме — это тот, который мы видим, когда на экране впервые появляется Рейчел. Это черный костюм с широкими плечами, и он очень эффектный. […] За основу образов мы брали нуар-фильмы периода 1930-1940-х годов, но утрировали стиль одежды, чтобы получилась немного безумная версия моды 40-х, которая позволяла перенести одежду в будущее. Мы увеличили плечи, чтобы подплечники уже не были похожи на то, какими они были в 40-е, но в них всё же оставалось ощущение нуара, которое мы искали».

Еще один фильм с костюмами такого типа — это «Гаттака», рассказывающий про будущее, в котором царит евгеника. Картина была создана в 1997 году, в самый разгар тренда на ультра-минимализм. Художник по костюмам Коллин Этвуд создала для персонажей «Гаттаки» костюмы в стиле 30-х и 80-х, переосмыслив их с помощью современных тканей.

Готический футуризм

Действие фильмов, проповедующих постапокалиптический стиль, который можно назвать киберготикой, чаще всего проходит в условиях мегаполиса. Их костюмы представляют собой полную противоположность милитари-стилю выживания: это минималистичные, скроенные по фигуре, чаще всего темные образы. Главный символ такой эстетики — это закрытый облегающий комбинезон, или костюм, который стал популярным благодаря фильмам о супергероях. Среди возможных вариаций также угловатые платья или пиджаки и плащи с разлетающимся подолом. Образом, который захватил поп-культуру нулевых и оказал влияние на модельеров и фанатов научной фантастики стал костюм с такими компонентами, как солнцезащитные очки, черная лакированная кожа и фигурные вырезы. 

Конечно, первым на ум в категории такого кино приходит «Матрица» с ее фирменным стилем: длинные виниловые тренчи, оптика с узкой оправой и обтягивающие комбинезоны, ставшие для героев своеобразным городским камуфляжем. Костюмы Нео и Тринити, сражающихся против симуляции, подчиняющей человеческое сознание, стали настоящим культурным феноменом.

Другим источником вдохновения может послужить фантастический фильм «Эон Флакс», в котором в результате эпидемии погибла большая часть населения Земли. Шарлиз Терон в образе тайного агента предстает на экране в сексуальном комбинезоне с корсетом и вырезами спорной необходимости (тем не менее, костюм киношной героини покрывает гораздо большую поверхность тела, чем у ее мультяшного прототипа).

Панк-рок

Панк-рок-эстетика часто используется в фильмах, основное действие которых разворачивается на улицах крупных городов (как, например, в картине «Судная ночь 2»).

Несмотря на это, основоположником стиля можно назвать всё того же «Безумного Макса», в котором с каждым последующим фильмом байкерская куртка главного героя становится всё более гранжевой. К сиквелу второстепенные персонажи обзаводятся собственными кожаными образами. Популярным аксессуаром также становятся футбольные наплечники. И, конечно, отдельного упоминания заслуживает Тина Тернер, чья героиня, тетушка Энтити, появляется в «Безумном Максе 3: Под куполом грома» в эффектном платье-кольчуге, которое весило больше пятидесяти килограмм.

Еще один необычный пример — это сатира-антиутопия «Зардоз», в которой Шон Коннери вместо привычного для актера костюма Джеймса Бонда предстает перед зрителем в кожаных ботфортах и красных трусах с подтяжками.

Роскошь и богатство

В фильмах, в которых присутствует явное разделение между классами, обязательно есть элита, которая продолжает жить в роскоши, несмотря на разруху за пределами ее «кокона».

Самой популярной картиной такого рода является «Голодные игры». В мире происходят жестокие соревнования, которые когда-то были придуманы в качестве наказания за бунт, но в современной жизни считаются развлекательным шоу, за которым пристально следит вся страна. Если в дистриктах мода ограничена стандартной формой, которую можно, скорее, отнести к эстетике выживания или нормкору, то в привилегированном Капитолии элита Панема упивается своим богатством. Мы видим высокие парики конфетных оттенков, метры тюля, тяжелые украшения и необычные аксессуары, с помощью которых каждый пытается максимально выделиться на фоне других.

Несмотря на то, что «Голодные игры» — это не фильм о моде, стиль играет большую роль в мире саги. К примеру, одним из важных второстепенных героев является стилист Цинна. Создание наряда специально для пропагандистских целей оказывается одной из главных тем «Сойки-пересмешницы». Китнисс учится балансировать между двумя мирами, с легкостью переходя от практичной кожаной куртки к роскошному платью с лазерной резкой. А ярчайшей представительнице столицы, Эффи Тринкет, начавшей свой путь с настоящего платья от Alexander McQueen, в последних частях саги приходится сменить гардероб на простое серое платье-рубашку (при этом она сохраняет остатки былого стиля с помощью эмалевых браслетов на руке).

В другой картине о классовом противостоянии, «Сквозь снег», человечество вынуждено спасаться от Ледникового периода нового века на поезде, вагоны которого поделены в зависимости от экономического состояния его пассажиров. Пока бедняки надевают один слой грязно-серой одежды на другой, богачи восседают в шелковых пижамах или пальто, отороченных мехом. А абсолютный символ классизма, Мейсон (Тильда Суинтон) дополняет свой шерстяной костюм в стиле Маргарет Тэтчер и оправу в стиле Айрис Апфель роскошной шубой Giuliana Teso, небрежно накинутой на плечи.

Нормкор

Антиутопический нормкор — это одно из самых интересных направлений постапокалиптического стиля в фильмах, действие которых чаще всего разворачивается в недалеком будущем. Картины этого направления рассказывают о городских сообществах, выделяющихся лишь большей жестокостью, преступностью или деспотичностью. Часто такие фильмы также оказываются самыми жуткими, благодаря своей способности показать зрителю самые разрушительные и токсичные черты нашего общества, при этом делая это тонко и ненавязчиво. Наиболее символическими примерами этой категории можно назвать фильмы «Сквозь снег» и «Дитя человеческое», главные герои которых — обычные люди, которые оказались вынуждены встать на свою защиту.

Жить в задней части поезда с вечным двигателем мрачно, холодно и грязно, поэтому неудивительно, что бедные пассажиры фильма «Сквозь снег» вынуждены натягивать на себя кучу свитеров, толстовок, шапок и комбинезонов с десятком заплаток, чтобы согреться.

В антиутопии Альфонсо Куарона «Дитя человеческое» планету поразили бесплодие и всемирный иммиграционный кризис, где единственным исключением осталась Великобритания, превратившая государство в военный лагерь. Как и главный герой — бывший политический активист Тео, ставший бюрократом, — так и другие персонажи мало чем отличаются от нас. Классические плащи, однотонные костюмы и блеклые свитера намеренно не дают глазу зацепиться за образы персонажей, давая понять, что такая судьба цивилизации вовсе не далека от реальной современной жизни. Единственные моменты, в которых делается акцент на предмете гардероба, посвящены обуви (или их отсутствию): большую часть времени Тео приходится проводить в носках или во вьетнамках, что тоже в какой-то степени приближает его к обычному человеку.

 

Кино на подиуме: 10 фильмов в коллекциях дизайнеров

МЫ В СОЦСЕТЯХ