Space Oddity – культурное наследие альбома Дэвида Боуи 
Space Oddity – культурное наследие альбома Дэвида Боуи 

Культурное наследие альбома «Space Oddity» Дэвида Боуи

В этом году культовому Space Oddity Дэвида Боуи исполнилось 50 лет. Пластинку часто называют «первым истинным альбомом» музыканта, несмотря на то, что даже нынешнее название она приобрела только через три года. Что вдохновило Боуи на этот шедевр, как он был написан и как впоследствии повлиял на человечество?

 

Space Oddity — коммерческий провал и переиздание

Альбом, первоначально носивший лаконичное название David Bowie, на сегодняшний день был переиздан уже несколько сотен раз. Первый выпуск 14 ноября 1969 года пролетел и стал так называемым коммерческим провалом. Позже в 72-ом переиздание с нынешним названием и Зигги Стардастом на обложке заняло 17-е место в британских чартах и 16-е — в американских. И успехом оно обязано уже новому альбому Боуи The Rise and Fall of Ziggy Stardust and the Spiders from Mars

Казалось, Боуи собрал в пластинке своё прошлое и будущее. Романтичные баллады Letter to Hermione и An Occasional Dream, посвященные его бывшей девушке, напоминают дебютную пластинку музыканта. Как и God Knows I’m Good. А вот «Cygnet Committee» в ретроспективе называют «первым подлинным шедевром Боуи» и взглядом в его будущее творчество. Особняком же стояла Space Oddity, которую продюсер альбома Тони Висконти назвал «новинкой», выбрал заглавной песней альбома и передал продюсирование Гасу Даджену. 

Вдохновение для Space Oddity 

11 июля 1969-го Space Oddity Дэвида Боуи вышла как сингл, через девять дней американские космонавты высадились на Луну. Из-за этого совпадения многие подумали, что песня вдохновлена событиями. BBC начинали с неё каждый сюжет с новостями с орбиты, что было как минимум странно. Эмоция, заложенная в музыку, не говоря уже о словах песни, совсем не соответствовали всеобщему ликованию по поводу космических свершений США. Сам Боуи позже в интервью только говорил, что редакторам BBC стоило хотя бы вчитаться в текст.

По сюжету очевидно, что и майор Том в «консервной банке», и злосчастный ground control на Земле заранее знают о трагическом исходе операции. Тома собирают будто в последний путь (“may God’s love be with you”), а сам он позже только обречённо просит передать жене, что очень любит её. И эта безысходность чувствуется в песне на подсознательном уровне, даже если вы не понимаете ни слова.

Кадр из фильма «2001 год: Космическая одиссея»
Кадр из фильма «2001 год: Космическая одиссея», 1968

Музыка по информации разных источников была вдохновлена двумя исполнителями. Одни говорят, что в то время Дэвид был просто повёрнут на альбоме группы Simon & Garfunkel’s “Bookends”. Особенно ему полюбилась песня Old Friends, чьи аккорды и скрипичная партия проскальзывают в части майора Тома. Гитарист и бэк-вокалист Боуи Джон Хатчинсон вспоминая первые наработки легендарной песни упоминает группу Bee Gees. Позже сходство с их творчеством ушло на задний план.

Мелодия, полная минорных аккордов, обогатилась синтетическими звуками меллотрона — прародителя современных сэмплеров, — и добавила «космоса» в звучание. Однако печальные струнные и гармония многоголосия задают характер песне и неизбежно задевают за живое. 

Гермиона Фартингейл организовала группу «Feathers» с Дэвидом Боуи и басистом Джоном Хатчинсоном
Гермиона Фартингейл организовала группу «Feathers» с Дэвидом Боуи и басистом Джоном Хатчинсоном

Чувства безысходности и бескрайнего одиночества, которые переживает главный герой песни майор Том, переживал и сам Дэвид. Во-первых, на артиста произвёл неизгладимое впечатление фильм «2001 год: Космическая одиссея». Он признаётся, что был ошарашен и поражён картиной, пересмотрел её несколько раз, а песня буквально прилетела к нему. Можно подумать, что Боуи просто поддался космической моде, которая охватила весь Голливуд того времени, но всё не так просто.

Во-вторых, тогда Дэвид переживал расставание со своей девушкой Гермионой Фартингейл. Это была первая любовь артиста, конец которой столкнул его в пропасть кокаиновой зависимости и беспорядочных половых связей. Нам всем невероятно повезло, что там же он нашёл вдохновение для одного из самых лучших творений в истории человечества. Очевидно, что эта личная драма стала катализатором не только Letter to Hermione, но и всего альбома (в который вошла и Space Oddity). 

Майор Том в жизни и творчестве Боуи

Необходимость принятия неизбежного навсегда оставило персонажа майора Тома в жизни Боуи. Его бесконечные альтер эго не смогли вытеснить «маленького человека», который мужественно смотрит в глаза неизбежной кончины. Через одиннадцать лет Том вновь выходит на связь с Центром управления полётами в песне Ashes to Ashes. Теперь он беспомощен перед наркотиками, которые стали его дорогим другом. А в 1995 в песне Hallo Spaceboy Боуи прощается с неким космическим мальчиком, который находится то ли в анабиозе, то ли и вовсе на смертном одре. Прямой отсылки к майору Тому нет. Теория о том, что именно он — тот космический мальчик, — появилась после клипа к песне Blackstar, где в самом начале появляется космонавт: мёртвый и покрытый лунной пылью (в Hallo Spaceboy есть строка “Moondust will cover you”).

Виниловая пластинка и постер David Bowie «Space Oddity», 1972
Виниловая пластинка и постер David Bowie «Space Oddity», 1972

Боуи скончался от рака через два дня после выхода музыкального видео, которое фанаты теперь воспринимают как прощальное. Многие из них уверены, что артист чувствовал приближение смерти, из-за чего Blackstar получилась очень символичной. В этом случае примечательно, что в клипе умирает космонавт, возможно тот самый майор Том. Можно предположить, что он был ближе всего настоящему Дэвиду Боуи, раз неизбежно возвращался в его творчество. 

Space Oddity — успех песни и бесконечная память

Space Oddity слышали за неделю до официального релиза: группа The Rolling Stones включала её на своём фестивале в Лондоне. А после выпуска сингла ничего не произошло. Оказалось, именно «неправильное» использование песни телеканалом BBC принесло песне первый успех. 

Телевизионщики боялись включать песню до высадки космонавтов «Апполон-11» на Луну, иначе по их мнению она звучала бы как издевательство. Зато начиная с 20 ноября 1969 года BBC включали её регулярно, а продажи сингла в Европе стали расти. Для Италии даже заказали свою версию, текст для которой написал итальянский поэт всех поп-артистов. Он проигнорировал оригинал и сочинил романтическую историю.

(первое выступление в британском шоу)

Американский рынок и вовсе был покорён лишь через три года после первого выпуска. Когда Боуи приступил к написанию новой пластинки, ему вдруг предложили снять клип на Space Oddity. Всё видео музыкант просто сидит, играет на гитаре и поёт, а в кадре иногда появляется аппаратура с космического корабля.

(версия канадского детского хора, которая нравилась Боуи)

Тем не менее мир захватила такая простая Space Oddity. Сегодня нет сомнений в гениальности песни и её автора, ведь каждый из нас хотя бы раз чувствовал себя майором Томом. Таким крошечным и одиноким в безграничном космосе. По мнению Боуи это настроение в кавер-версиях лучше всего удалось передать детям. Вариант канадского детского хора Langley Schools Music Project получился «непричёсанным»: инструменты перекрикивают голоса, а голоса плавают в непростой мелодии. Однако детская старательность и непонимание глобальной проблемы из песни случайно попали в первоначально задуманное Боуи настроение. 

Кавер астронавта Криса Хэдфилда

Позже свой кавер прямо с МКС записал астронавт Крис Хэдфилд и выложи на YouTube. Сам Боуи помог ему решить проблемы со звукозаписывающей студией, владеющей лицензией на песню. Он также назвал этот кавер «возможно одной из самых проницательных версий песни». Вероятно, для этого стоило оказаться в той самой «консервной банке».

Текст: Алсу Маннапова

МЫ В СОЦСЕТЯХ