На сегодняшний день мир моды (да и любая другая сфера искусства) переполнен вопросами о том, где заканчивается граница вдохновения и начинается плагиат. Однозначного решения для этой проблемы нет, да и кто из дизайнеров в ответ на обвинение в «воровстве» добровольно признается, что бездумно скопировал чужое, пусть даже и хорошо забытое произведение? Пока модные обозреватели спорят на эту тему, у любого пользователя инстаграм есть возможность самостоятельно найти ответ на этот вопрос, изучив популярную страницу diet_prada, число подписчиков на которой растёт с каждым днём. Авторы аккаунта выкладывают коллажи с предметами одежды, очень похожими друг на друга, и информационными подписями о сезонах, годах и дизайнерских домах, выпустивших данное изделие. Если вам так же, как создателям Diet PRADA, нравится разоблачать скрытые, ранее казавшиеся незаметными, копирования всемирно известных брендов, то милости просим – к более тщательному знакомству с аккаунтом и скандалами, образовавшимися вокруг него.

Рождение и жизнь Diet PRADA

Аккаунт был создан сравнительно недавно – в 2014 году. С тех пор счётчик подписчиков успел перевалить за семьсот тысяч, а аккаунт – получить «галочку верификации» от инстаграм.

Изначально страница создавалась и велась как анонимная, но долгие и мучительные попытки журналистов разоблачить создателя, не увенчавшиеся успехом, спустя время всё-таки были вознаграждены.

Off-White diet prada

Сначала стало известно, что автором проекта является не один человек, а двое. Затем во всемирной паутине появились слухи о том, что у обоих инсайдеров историческое образование и восемь лет в модной индустрии за плечами.

И вот, наконец, в 2017 году, таинственный дуэт раскрывает жаждущей публике свои имена: создателями diet_prada являются молодые американские дизайнеры Тони Лью и Линдси Шайлер. А всего через год, весной 2018 года, стражи порядка в мире модного плагиата дали уже второе подробное интервью по вопросам об их деятельности. Независимое издание «The Business of Fashion» поместило в свой майский выпуск об инфлюэнсерах результат несколько часового общения с одними из самых скандальных личностей мира моды.

Тони Лью и Линдси Шайлер (diet_prada) на фотосессии для «Business of Fashion»

Тони Лью и Линдси Шайлер на фотосессии для «Business of Fashion»

Первое интервью родилось несколькими месяцами ранее, благодаря упорству редактора интернет-платформы о современной моде «Ssense». Общение между Diet PRADA и интервьюером происходило через IMessage: на тот момент дуэт был ещё не готов сообщить наблюдателям свои имена.

Тони и Линдси познакомились во время работы в ювелирном бренде Eugenia Kim. Дружеские отношения образовались между ними почти сразу, а любимым способом общения стал обмен друг с другом фотографиями со случаями копирования известных брендов. Вскоре сообщения с изображениями пополнились сопровождающими забавными комментариями, позже – ссылками и рассуждениями на тему плагиата. Спустя время это занятие переросло в нечто большее: друзья приняли решение создать собственную совместную страницу в инстаграм для публикации разоблачающих коллажей со смешными подписями.

Название для аккаунта было придумано достаточно быстро: авторы считали, что в модной индустрии «Prada» имеет образ бренда, задающего тенденции всем остальным; а слово «diet» было заимствовано из названия диетической Колы и являлось символом неполноты вкуса напитка из-за отсутствия в нем сахара. Читатель легко может провести параллель между недостаточной насыщенностью «Coca Cola» и неудовлетворённостью от современной моды, состоящей из второсортного копирования.

Несправедливость возможности присвоить себе чужую идею всегда волновала создателей страницы, а в частности – Тони Лью. Он окончил факультет изобразительного искусства в одном из университетов Чикаго и на протяжении учебы постоянно сталкивался с недостатком собственного вдохновения у одногруппников. Ещё в детстве, когда Тони посещал занятия в художественной школе, его внимание привлёк мальчик, обучающийся с ним в одной группе. Ученик отлично справлялся с технической частью живописи, но при этом всегда копировал чужие произведения. Все называли его очень талантливым, но у будущего создателя Diet PRADA было своё мнение на этот счёт: Тони Лью считал, что в творчестве должны преобладать идеи, а не мастерство выполнения.

Подруга Тони, Линдси Шайлер, тоже не раз видела случаи плагиата своими глазами. Девушка получила опыт работы дизайнером очков в FGXI, компании, относящейся к международной LuxxoticaEssilir; стажировалась у Markets Designer во время сотрудничества с Michael Kors; а также была помощником по дизайну и разработке продуктов в нью-йоркском Eugenia Kim, откуда, как уже упоминалось выше, и началась её дружба с Тони. О трудовой деятельности Лью известно гораздо меньше, однако его стаж в модной индустрии тоже составляет не менее 8 лет.

В одном из интервью инсайдеры поделились распорядком рабочего дня Diet PRADA. День у Тони и Линдси начинается в четыре часа утра, с просмотра Твиттера, Инстаграма и новостей: вдруг за то время, пока они спали, в мире моды появилось что-то интересное для их проекта? Затем ребята переходят к разбору писем на почте и сообщений. Достаточное количество подписчиков скандальных обозревателей заинтересованы в истреблении плагиата и очень находчивы: diet_prada ежедневно получают материал от своих единомышленников со всего света. Это является ответом на часто задаваемый создателям вопрос – «откуда вы черпаете этот бесконечный запас коллекций с заимствованием?». Diet PRADA наотрез отказывается от возможности наличия у них «шпионов» в индустрии. Им намного ближе демократичный подход к проекту, поэтому аккаунт поддерживается только со стороны верных подписчиков.

Предложения идей от единомышленников больше напоминают лишь «ниточку» от большого шерстяного клубка, за которую Тони и Линдси могли бы зацепиться, нежели готовый для публикации материал. В одном из прошлых интервью друзья сравнили свою работу с расследованиями в американском сериале «The Stranger Things» от «Netflix»: долговременные «копания» по интересной подсказке не всегда приносят ожидаемый результат. Иногда, после 3 часов просмотра информации, они обнаруживают, что подсказка, показавшаяся сначала интересной, не привела ни к чему значительному.

Xуди «Kim des garçons» от «Diet Prada»

Xуди «Kim des garçons» от «Diet PRADA» стоимостью 69$

В последние пару лет проект вырос ещё больше в своих масштабах: появился собственный сайт и даже именной мерчандайз. Вещи от Diet PRADA такие же, как и весь проект – ироничные, несерьёзные, но с авторской заложенной идеей. На их официальной интернет-странице вы найдёте худи и футболки «Kim des garçons», «тишки» с изображением нарисованных, успевших нашуметь, шлёпанцев от «Yeeze» и другие вещи с логотипом аккаунта в различных вариациях, которые пользуются большой популярностью у преданных фанатов diet_prada и раскупаются почти сразу после поступления. Цены на предметы одежды варьируются от 32$ до 88$ и доступны для заказа онлайн.

Нашумевшие разоблачения от Diet PRADA

Интересно, что несерьезный изначально проект, созданный забавы ради, стал одним из самых скандальных в Fashion-среде. Diet PRADA регулярно приковывает к себе внимание не только своих подписчиков и пользователей инстаграм, но и ведущих издательств и модных домов мира.

diet prada и dolce&gabbana

Слева направо: футболка «Diet PRADA» за 32$, футболка «Dolce&Gabbana» за 445$

Dolce&Gabbana и Diet PRADA

За период деятельности проекта, ребята успели заработать себе не только кругленькое число подписчиков инстаграм, но и нажить значительное количество врагов. Одним из них является основатель Dolce&Gabbana. История началась ещё в октябре прошлого года, когда diet_prada опубликовали пост, в котором новая коллекция Dolce&Gabbana уличалась в копировании Gucci. Стефано Габбана, часто оставляющий гневные комментарии под фотографиями известных лиц шоу-бизнеса, разумеется, не мог обойти стороной пост, относящийся к нему самому. Его тактикой стало встречное обвинение Gucci в плагиате своего бренда; а главным аргументом – то, что именно его бренд приложил много усилий в далеких девяностых и создал весь этот модный мир, который существует сейчас. Завершающей фразой его сообщения стало «Please say sorry to me» («Пожалуйста, извинитесь передо мной» в переводе с английского). Это выражение в виде инстаграм-хэштега впоследствии украсило коллекцию насмешливых футболок от diet_prada.

Казалось бы, этим всё и должно было закончиться, но только не в случае со Стефано. Несколько месяцев спустя модельер нанёс инсайдерам ответный удар и выпустил футболки с тем же самым хэштегом. Как бы парадоксально это ни звучало, главные борцы за модную справедливость и творческую оригинальность, сами подверглись нападкам плагиаторов. Dolce&Gabbana продаёт свои футболки почти в 14 раз дороже (стоимостью в 445$, тогда как цена минималистичных «тишек» от Diet PRADA всего 32$) и за воровство не считает: в конце концов фраза принадлежала основателю бренда, а не была придумана авторами скандального аккаунта.

GUCCI и Diet PRADA

Рассмотрим другой пример столкновения Diet PRADA с модными домами. История с Gucci совершенно противоположна предыдущей истории с Dolce&Gabbana. После того, как diet_prada заметили поразительное сходство между коллекцией Gucci Resort и продукцией Dapper Dan (а они, кстати, сделали это одними из первых, хотя сходство довольно очевидное), креативный директор бренда Алессандро Микеле сделал «ход конем» и объявил о сотрудничестве с гарлемским дизайнером. Дэппер Дэн был широко известен в восьмидесятых, когда выпускал предметы одежды с логотипами Gucci, Louis Vuitton и Fendi, популяризируя свой собственный стиль. Объектом копирования для Gucci стала меховая коричневая куртка с объемными рукавами из натуральной кожи, сшитая в своё время для участницы Олимпийских Игр Дайан Диксон.

Слева направо: куртка из коллекции «Gucci Resort», куртка от «Dapper Dan»

Алессандро Микеле объявил свою вещь референсом к актуальной теме хип-хоп эпохи Дэппер Дэна. Факт отсылки был ожидаем, так как еще в начале своей карьеры он представлялся больше в образе стилиста, переделывающего уже имевшиеся образы, нежели в образе оригинального дизайнера. Но чтобы избежать слухов (ему это не удалось), Алессандро Микеле пригласил Дэна к запуску коллаборации и взялся за открытие совместного ателье.

«Всё хорошо, что хорошо кончается» и вроде о поступке Diet PRADA можно было бы забыть, но дизайнер заинтересовался проектом и решил завести с создателями «деловую дружбу». Он пригласил Тони Лью и Линдси Шайлер на свой показ Spring/Summer 2018, оплатив им билеты на самолёт и размещение в отеле, чтобы ребята высматривали в новой коллекции Gucci всевозможные ссылки на другие вещи. Это было отличным шагом к мирным отношениям в модной среде. Стефано Габбана есть чему поучиться у Микеле.

instagram diet prada

Дженнеры и Diet Prada

Из недавних разоблачений по создавшему вокруг них шуму можно выделить съемку Трэвиса Скотта и Кайли Дженнер для журнала «GQ». Своей чувственностью фотосессия звездой пары привлекла внимание даже самых незаинтересованных, а после поста Diet PRADA на социальные сети рухнул целый поток бурных рассуждений по поводу плагиата фотографий самой модной пары Франции семидесятых-восьмидесятых прошлого столетия – поэта Сержа Генсбура и его жены, актрисы и певицы Джейн Биркин. Позже журнал признался в том, что фотосессия Трэвиса и Кайли не была их собственной идеей: это была лишь попытка сравнить две разные, но по-своему выдающиеся пары 21 и 20 веков.

В эпоху постпродакшена, когда вещи всех возможных фасонов и образы всех существующих комбинаций уже были созданы и подобраны кем-то до нас, невозможно сотворить уникальную новинку, которая не будет повторять хотя бы один элемент своих предшественников. Так что, советуем подписаться на Diet PRADA (если вы ещё этого не сделали), веселиться вместе с создателями, воспринимать этот аккаунт как проект только развлекательного и познавательного характера и не относиться к «уличению в плагиате» как к жестокому «буллингу».

Автор: Анастасия Лябина