Уничтожение собственной картины с помощью шредера – это лишь последний пример в длинной череде пранков загадочного художникаВ прошлую пятницу самоуничтожилась одна из самых известных работ Бэнкси «Девочка с воздушным шаром». Это произошло сразу после ее продажи на аукционе Sotheby’s за 1,02 миллиона фунтов стерлингов. Зеваки со смесью ужаса и восторга наблюдали за тем, как холст уничтожался шредером, встроенным в раму самим Бэнкси. Как это часто бывает, когда дело касается анонимного художника, мнения разделились. Издание The Washington Post окрестило событие «одним из самых запоминающихся художественных пранков за долгие годы», но к дискуссии быстро присоединились и циники.

Самоуничтожение картины, которое можно было бы воспринять как акцию протеста, направленную на мир искусства (это произошло в середине недели, посвященной ярмарке искусства Frieze), как оказалось, даже увеличило стоимость работы на 20%. Также известно, что картина была последним продающимся лотом на аукционе, из-за чего многие уверены в том, что на самом деле Бэнкси и аукционный дом действовали сообща ради громкого финала… и внимания СМИ. Однако Sotheby’s заявили о своей непричастности к действу, а Бэнкси поспешно выложил в своем инстаграме пост с цитатой Пикассо: «Стремление к уничтожению также является творческим побуждением».

Независимо от того, по какую сторону баррикад в этом вопросе вы находитесь, это событие заставило нас вспомнить начало карьеры художника, когда он проникал в крупнейшие мировые организации и вешал на стены свои картины. По мере того, как росла его слава, таких «пранков» становилось всё меньше и меньше. Однако пока мир до сих пор оправляется от уничтожения «Девочки с шаром», мы решили вспомнить другие проделки неуловимого художника. Можете его любить или ненавидеть, но вам придется посмеяться… Хотя бы немного.

Пять самых нашумевших пранков Бэнкси

У Бэнкси всегда было мрачное чувство юмора

ПРАНК БЭНКСИ В БРИТАНСКОЙ ГАЛЕРЕЕ ТЕЙТ: ОКТЯБРЬ 2003

Один из первых пранков Бэнкси состоялся в галерее Тейт еще в октябре 2003 года. На фотографиях замаскированный художник заходит на второй этаж музея, неся с собой большой пакет. Если вы поищете фото события в интернете, то увидите, как Бэнкси размещает картину на стене Британской галереи Тейт рядом с известными пейзажами XIX века. Картина называлась «Crimewatch UK Has Ruined the Countryside For All of Us» («Crimewatch (английское шоу о преступлениях) испоганил представления о природе для всех нас») и изображала мирную сельскую местность, перекрытую сине-белой сигнальной лентой. Издание The Guardian тогда написало о том, что охрана позже убрала картину и поместила в отдел «потерянного имущества».

View this post on Instagram

#banksy #banksygallery #banksytate

A post shared by #NotBanksy (@banksysblog) on

ЛУВР: 2004

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи является одним из самых известных портретов в истории. Этот загадочный портрет знаком всем – даже тем, кому плевать на искусство. Вы это знаете, я это знаю, и Бэнкси знает об этом. Вот почему он посчитал уместным повесить свою версию картины в парижском Лувре. Нововведением Бэнкси был желтый улыбающийся смайлик. Он назвал работу «Улыбкой Моны Лизы». В 2006 году картина была продана более чем за 56 000 фунтов стерлингов на аукционе Sotheby’s.

«Улыбка Моны Лизы» (2004) Бэнкси

«Улыбка Моны Лизы» (2004)

МУЗЕЙ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В ЛОНДОНЕ: 2004

Граффити-художник оделся в форму сотрудника музея и пробрался в Музей естествознания в Лондоне. Рядом с древними артефактами он поместил свою работу «Banksus Militus Ratus» («Бэнксус Воинственнус Вандалус»). Она состоит из чучела крысы с рюкзаком на спине и микрофоном в лапе, а за ней на стене баллончиком написано «our time will come» («наше время придет»). Этот пранк был сделан настолько аккуратно, что даже персонал музея не смог догадаться, что грызун не был частью выставки: «Я видел, как сотрудник подошел к ней, проверил, хорошо ли всё закреплено, прочел текст и ушел», – сказал тогда Стив Лазаридес (владелец галереи и менеджер Бэнкси).

Крыса Бэнкси была выставлена в Музее естествознания

Крыса Бэнкси была выставлена в Музее естествознания

БРИТАНСКИЙ МУЗЕЙ: МАЙ 2005

Наскальные рисунки – это наиболее примитивная форма искусства. Они ставят под сомнение наше происхождение и смысл нашего существования. Вкладом Бэнкси в этот древний вид искусства был «Пекхамский камень» – вполне обычный кусок цемента, на котором изображена фигура человека и тележка для покупок. После того, как ее тайно пронесли в Британский музей, работа пробыла там целых три дня, пока в музее не поняли, что это просто шутка. Кураторы были весьма озадачены и совершенно ошеломлены тем, как этот камень вообще там оказался. В мае этого года стало известно, что «Пекхамский камень» совершит торжественное возвращение в музей в рамках выставки, куратором которой станет Айен Хислоп, редактор издания Private Eye.

«Пекхамский камень» (2005) от Бэнкси

«Пекхамский камень» (2005)

ДИСНЕЙЛЕНД ВО ФЛОРИДЕ: СЕНТЯБРЬ 2006

Диснейленд у Бэнкси в творчестве появляется не один раз, в том числе в качестве собственной версии парка художника, забавно названного «Дисмалендом». В 2006 году, через год после проделки в Лувре, Бэнкси отправился в Диснейленд и установил там надувную куклу в натуральную величину, одетую как заключенные Гуантанамо. Скульптура простояла там около часа, пока ее не убрал персонал парка. Сообщалось, что эта выходка «была призвана подчеркнуть тяжёлое положение подозреваемых в терроризме, заключенных в скандальной тюрьме на Кубе». Из-за того, что 2006 год – это, видимо, стародавние времена, ниже представлено видео с очень низким разрешением, показывающее, что и как произошло.

Источник: Dazeddigital.com