После недавнего выпуска нового альбома «Revival», рэп-бог из Детройта Eminem откровенно обсудил с нами своё место в хип-хопе сегодня, недовольство Дональдом Трампом, критику от коллег-рэперов вроде Винса Стейплса, вдохновении альбомом Jay-Z «4:44» и почему ему не переплюнуть успех «The Marshall Mathers LP».

Интервью представлено в отредактированном и сжатом виде.

Изображение Complex Original / Фотограф Тимоти Саценти

Изображение Complex Original / Фотограф Тимоти Саценти

На обложке ты как будто разочарован в своей стране. Так и есть?

Eminem: Я бы сказал, что это так, наверное. При этом я считаю, что мы живём в самой прекрасной стране на свете, но нам нужно разобраться со сраной кучей проблем.

Какие из них больше всего заботят тебя сейчас?

Eminem: Трамп, само собой. А вообще, не знаю, что и ответить… Когда начинаю говорить о Трампе, то немного теряюсь, потому что стараюсь выпалить сразу несколько вещей одновременно, путаюсь, и кажется в итоге, что я несу какую-то х*рь несвязную вообще. Кстати, поэтому же последние несколько недель я не смотрю новости – потому что по приходу в студию я постоянно начинал обсуждать их с людьми, и потом такой типа: «Твою ж мать, я только что просрал 2 часа, а ещё столько нужно успеть». Слишком много событий, блин.

Тебя заботит, как публика воспринимает твои песни о Трампе и расовом вопросе Америки?

Eminem: В каком-то смысле. Разумеется, я хочу достучаться до людей и заставить их задуматься. Мне кажется, с помощью трека Джойнера Лукаса и «Untouchable» можно привлечь достаточно внимания пока ещё зашоренных людей к происходящему в данный момент.

В стране сейчас два лагеря, которые…

Eminem: Мы можем долго говорить о расколе, который спровоцировал Трамп. Я считаю, что именно он лично ответственен за это и в каком-то смысле делает это сознательно. Само собой, он видит этот раскол – что одни по одну сторону, другие по другую. Но сторонников у него всё меньше и меньше с каждым днём. Я считаю, что люди, наконец-то, открывают глаза на всю происходящую х*ету и что он, по сути, не сделал ничего… Чёрт, забыл, что хотел сказать… О чём я там вообще говорил?

Что люди начинают понимать, что сделал Трамп…

Eminem: Да, его поддержка сокращается, и это очень любопытно. Меня, скорее всего, опять унесёт куда-то, если мы будем продолжать говорить про Трампа, потому что я много чего хочу сказать… Вообще такая странная ситуация – наблюдать, как он пытается угодить людям, которые думают, что он о них якобы заботится, но при этом ему самому на них абсолютно пох*й. Если считать, что ядро его электората – это большая часть белого среднего класса, то мне, бл*ть, просто непонятно, как можно соотносить себя с миллиардером, который никогда в жизни не испытывал трудностей? Который откосил от призыва из-за каких-то шпор на ноге? Думаешь, этот человек будет бороться за твои интересы? По одним только налоговым льготам для крупного бизнеса понятно, что нет. Средний класс от этого только проигрывает. Хотя должен признать, что язык у него подвешен.

Я понимаю, что удерживает он их только потому, что умеет промывать мозги – якобы случится что-то невообразимое великое. Но ничего не случится. Если ты слушаешь его и не хочешь проверять информацию, то ты просто слепо веришь человеку, который живёт в альтернативной реальности и на ходу меняет её под свои нужды.

Если ты слушаешь Трампа и не хочешь проверять информацию, то ты просто слепо веришь человеку, который живёт в альтернативной реальности и на ходу меняет её под свои нужды.

eminem интервью 2018

Поговорим о «Walk on Water». Больше всего моё внимание привлёк твой голос на записи, который звучит довольно близко и отчётливо. Расскажи, как ты её записывал?

Eminem: Мне кажется, это в большей степени из-за довольно голого инструментала. Там ведь только фортепиано. И когда Скайлар Грей послал мне инструментал, я подумал… То есть как только я услышал припев, то сразу понял, что это именно то, что отражает моё текущее состояние, поэтому-то он мне понравился. Мы ещё спорили, стоит ли вставлять туда бит, барабаны и прочее. Я записал трек и показал его Рику Рубену, а потом мы обсудили его. И мы оба такие: «Не, лучше оставить, как есть, чтобы слушателю было проще усвоить, всё расслышать и, в идеале, понять песню с первого раза».

Альбом также касается темы критики со стороны фанатов и коллег по цеху, так сказать. От кого поступает больше всего критики? И каким образом – через Твиттер, YouTube?

Eminem: Попадается на глаза. У меня нет времени целый день сидеть в Твиттере или читать всё, что пишут в разных местах, но я кое-что замечаю и этого достаточно. Я, кстати, куда  более осведомлён, чем многим хочется, так что я замечаю достаточно. Ну, не знаю… Та песня больше о сомнении в себе, личной неуверенности и прочей такой х*рне. На самом деле, я не вижу себя… Как бы это сказать… Так, как меня видят фанаты. Несмотря на мой послужной список, мне по сей день всё это кажется странным – я просто рэпер, и не сказать, что моя карьера была такой уж безоблачной. Я выпустил и несколько проходных альбомов, и я это понимаю. Меня уже давно не покидает ощущение, что я пытаюсь угнаться за «The Marshall Mathers LP», потому что, как и многие мои фанаты, считаю его, пожалуй, лучшим моим альбомом.

Я это понимаю. Хотя, говоря про «лучший» альбом, в то же время считаю, что ещё не написал «лучших» песен, ведь «Lose Yourself» и другие появились позже. Но в целом, мне кажется, «Marshall Mathers LP» больше других на него претендует хотя бы из-за времени и контекста, когда он был выпущен. Он стал в каком-то смысле оттиском того периода, когда у меня случались вспышки гнева, и сейчас в голове у меня постоянно крутится мысль, как быть дальше.

Карьеру мою вряд ли можно назвать удачной. Я выпустил несколько проходных альбомов, и я это понимаю… Меня уже давно не покидает ощущение, что я пытаюсь угнаться за «The Marshall Mathers LP», потому что, как и многие мои фанаты, считаю его, пожалуй, лучшим моим альбомом.

Я часто слышу, мол, люди скучают по старому Эминему, а когда я пытаюсь сделать что-то в старом ключе, они такие: «Ого, он уже слишком стар для такого. Ему нужно более взрослые вещи делать. Он уже не подросток, ему под полтинник, поэтому должен делать то-то и то-то». Понимаешь? «Ему нужно повзрослеть». И когда я делаю всё выше перечисленное, они начинают жаловаться, дескать, скучают по прежнему Эминему. Поэтому у меня в голове постоянная борьба, война противоположностей. Всем не угодишь, такова реальность, так что я полагаюсь в первую очередь на своё чутьё.

Для тебя странно слышать публичную критику от других рэперов? Вроде Винса Стейплса, к примеру

Eminem: Меня это не сильно задевает, потому что, кем бы ты ни был, все люди имеют право на своё мнение относительно тебя. Так что критика других рэперов меня не беспокоит. В некоторых случаях эти люди даже не слушают мою музыку, и я не для них её делаю вообще. Я её делаю для себя в первую очередь, разумеется, потому что мне она доставляет радость. В то же время я пытаюсь дать своим фанатам то, что им нравится, то есть пытаюсь оправдать их ожидания в каком-то смысле. Я давно уяснил этот принцип. Не важно, что я говорю, что делаю, какой альбом выпускаю – всё это не важно, потому что…

В какой момент ты это понял?

Eminem: Каждый день я в этом утверждаюсь. Я давно уяснил этот принцип. Не скажу, что я полностью отстраняюсь от этой критики. Потому что иногда читаешь и думаешь про себя: «Я вас умоляю». Слышу, как кто-то критикует то, что я делаю, но при этом совершенно не понимает моего творчества. Наверное, стоило бы привести в пример конкретную песню… Но вообще полно людей, которые не понимают сложные рифмовки, в том числе внутри предложений и т.п. Они этого просто не слышат и потому не могут оценить по достоинству, а потом вываливают, типа: «Э-э, блин, лажа какая-то». А может, ты просто не понимаешь, что я делаю?

Кстати, в последние годы я стал замечать, что читать становится всё сложнее, но при этом рифмовать становится проще. По-моему, одним из слабых мест «Marshall Mathers LP 2» были длинные куплеты, потому что я никак не мог вовремя остановиться. Другими словами, когда я думаю над какими-то фразами, я одновременно обдумываю кучу рифм к ним, к отдельным словам внутри них и всё в таком духе, но, в конце концов, на выходе получается что-то мало отличающееся от моих прежних ходов. Я сделал подобную песню, которая мне уже не нравится, потому что она получилась почти бессвязной. Можно, конечно, рифмовать просто ради провокации, но хорошего в этом мало. Не знаю…

Думаю, современным и будущим рэперам стоит делать выводы из карьер таких, как я или Jay-Z, в том смысле, что… То есть, когда хип-хоп только-только появился, дай бог, чтобы тебе удалось продержаться хотя бы 5 лет. И очень повезёт, если продержишься 10 лет. Он существует уже давно, но пока всё же недостаточно, чтобы узнать, как долго можно протянуть в нём.

И в этом смысле я пристально слежу за Jay-Z – интересно, как он нашёл себя в жизни и творчестве, особенно это касается панчей на «4:44». Я слушаю музыку так, как, наверное, большинство даже не представляет. Они могут обращать внимание на что-то своё – на настроение трека, там, и т.п., меня же интересует остроумие и интенсивность панчей. На том альбоме просто дохр*на смешных панчей. Для меня Jay-Z хорош как раз тем, что он замечает, как развивается хип-хоп. Он держит руку на пульсе, но при этом умеет найти свой подход, который затем копируют другие. Меня это всегда поражало, поэтому Jay-Z является для меня авторитетом.

То есть сейчас практически исчезли временные рамки, и мы пока что даже представления не имеем, как долго можно продержаться в этой индустрии. Мне кажется, пока есть запал… Недавно в разговоре с Busta Rhymes я сказал: «Что делать, когда становишься старше, но при этом чувствуешь этот запал?»

Мне кажется, что сегодня я чётко осознаю и понимаю, что во мне нет того неистовства, которое овладевало мной в самом начале. У меня был непростой период в жизни, поэтому меня многое бесило, и я просто говорил, что думал, хотя в тот момент моя техника была не такой развитой, как сегодня, наверное. Не знаю, хорошо это или плохо, но сейчас я могу найти рифмы практически для всего, и это может продолжаться до бесконечности, потому что…

Это навык, который ты оттачивал десятилетиями.

Eminem: Да, я занимался этим долгое время, хотя это не значит, что песни становятся лучше.

eminem интервью последнее

Что для тебя успех?

Eminem: Для меня успех – это внимание людей, и когда на концертах в толпе можно заметить фанатов всех национальностей. Для меня это много значит. Хотя я не единственный, кто может этим похвастаться. Я считаю, что музыка должна объединять людей. Ничто так не сближает, как музыка и спорт.

Представлял ли ты себя за пределами рэпа, в качестве публичной фигуры, обсуждающей насущные проблемы?

Eminem: Не думаю, что меня это привлекает. Хотя бы потому, что даже в интервью я не всегда могу выразиться должным образом. Но мне кажется, что, даже если что-то прозвучало странно, я не желаю ничего плохого. Порой сложно на ходу подобрать нужные слова, и, возможно, с помощью рифм у меня это получается лучше. Как я уже сказал, вся эта х*ета с Трампом переклинивает мне мозги, я увязаю в этом. Я, наверное, ещё никогда не находился в таком состоянии. Такое со мной впервые. Понимаешь? После второго срока Обамы мне казалось, что вот-вот мы, наконец-то, начинаем двигаться к светлому будущему. Это было ох*енное ощущение.

И потом в Белом доме оказывается этот хмырь, и страна делает столько же шагов обратно, сколько она сделал вперёд. Это расстраивает меня больше всего, потому что… Не знаю… Может быть, всё, что я говорю о Трампе на этом альбоме, он сам знает и так, но я надеюсь, что смогу привлечь внимание колеблющихся граждан. Как я уже сказал, его поддержка тает с каждым днём, и он является президентом только этой постоянно сокращающейся группы, которым он пытается угодить. То есть он пытается их удержать, хотя ему самому на них насрать – это очень странная ситуация, на самом деле.

Из-за этого сложнее писать песни? Ну, из-за такой погружённости в происходящее?

Eminem: Не совсем, потому что во время написания песен я, к примеру, могу 15 минут посмотреть телевизор за обедом и придумать 20-30 идей и панчей. Как я уже сказал, зачастую мне проще выразить что-то с помощью рифмы.

eminem revival

В тебе осталась надежда?

Eminem: Надежда есть, но есть и сомнения. Если понимаешь, о чём я.

Фристайл на BET Hip-Hop Awards спровоцировал диалог между двумя лагерями, которые прежде не контактировали. Некоторые чернокожие говорили типа: «О, красота! Наконец-то, более-менее популярный белый музыкант сказал то, что мы просили их сказать уже давно». А были и белые с какого-нибудь отшиба, которые говорили, мол: «Это всё х*рня».

Я вот что скажу: мне не хочется, чтобы какой-нибудь Джонни из обоссанной Алабамы или типа того зажигал под моё музло в капюшоне Ку-клукс-клана. Понимаешь? Думаю, я в первую очередь именно это хочу прояснить.

Прекрасно понимаю.

Eminem: Противно осознавать, что у нашей страны такой потенциал, но при этом куча всякого дерьма, которое приходится разгребать. И нельзя просто включить дурака, когда до тебя пытаются что-то донести. Алё, творится такая х*рня, и все молчат? Я сейчас про протесты НФЛ, про гимн и всё такое. Когда игроки – и в частности, чернокожие – говорят, мол: «Мы не проявляем неуважение к нашим войскам. Мы любим свою страну, и просто хотим, чтобы нас услышали, услышали о том, что происходит в местах, откуда мы родом. Мы хотим, чтобы вы просто услышали». А в ответ им: «Это же спорт. Не надо смешивать политику и спорт». Ой, да идите вы на х*й! Во-первых, политика всегда была связана со спортом. Это было всегда. Главное тут, что, когда тебе пытаются что-то сказать, неуважение тут ни при чём. «При всём уважении, услышьте, что мы вам пытаемся сказать».

А есть ещё такие, которые говорят: «Ты пришёл к успеху. У тебя есть деньги, так что не ввязывайся в это». Это ещё к чему? Как раз когда у тебя твёрдая почва под ногами, тогда и надо заявлять о своей позиции. Большинство протестующих являются оплотом общин, в которых живут, и часто жертвуют свои собственные средства. Понимаешь? Всегда стараются сделать что-то на благо. Всё, что от вас требуется – это выслушать. А этот у*бок Трамп только и делает, что пытается перевести стрелки. Это-то как раз многим и непонятно. У него как будто пелена на глазах, и он не видит, что происходит по ту сторону. В Шарлотсвилле были «очень хорошие люди с обеих сторон»? То есть люди с факелами – это хорошие люди, а игроки НФЛ – мрази?

Ну, не знаю, не знаю… Язык опять не поспевает за мыслями… Но точно могу сказать, что, если он как-то отреагирует, у меня уже готов ответ. Это я тебе точно говорю. У меня много чего заготовлено. Осталось только дождаться, когда он ляпнет что-то, и вот тогда-то я повеселюсь.

 

Источник: Complex.com