Вивьен Вествуд — биография культового дизайнера и королевы панка | МЦ
Вивьен Вествуд - биография культового дизайнера и королевы панка

Биография Вивьен Вествуд — панк-иконы британской моды

Британский дизайнер Вивьен Вествуд известна своей провокационной одеждой. В основе ультрасовременных, но при этом классических коллекций модельера всегда лежат ее интересы и убеждения, будь то художественная литература, искусство или борьба за права человека. Творения Вествуд словно взяты со страниц учебников истории и модернизированы так, как она посчитала нужным. Дизайнер с бунтарским нравом стала одной из ключевых фигур, повлиявших на волну альтернативной моды 90-х, которая продолжает вдохновлять современные бренды. Вспоминаем карьеру великой и противоречивой иконы британской моды.

Ранние годы жизни Вивьен Вествуд

Вивьен Вествуд (урожденная Свайр) родилась в 8 апреля 1941 года в деревне неподалеку от английского графства Дербишир. Вествуд обучалась в Школе искусств Харроу и Вестминстерском университете, но бросила учебу после первого семестра. «Я не понимала, как девушка из рабочего класса вроде меня может зарабатывать на жизнь в мире искусства», — объясняла она. Устроившись на работу на завод, а затем обучившись на педагога, она стала учительницей начальных классов. В этот период она также создавала украшения, которые продавала в ларьке на одной из лондонских улиц.

Вивьен Вествуд и Малкольм Макларен
Вивьен Вествуд и Малкольм Макларен

В 1962 году Вивьен познакомилась со своим будущим мужем Дереком Вествудом, чью фамилию она позже прославила. В 22 года она вышла за него замуж и даже сама сшила свое свадебное платье для церемонии. Они переехали в собственную квартиру, и в 1963 году у них родился сын Бенджамин. Но вскоре выяснилось, что тихая семейная жизнь амбициозной девушке не по душе. «Я не была счастлива. Меня не устраивало ограничиваться лишь заботой о своем ребенке», — говорила Вивьен. — «Мне нужно было больше узнать о мире. Я отношусь к Дереку с большой любовью, но я переросла его».

SEX — совместный бутик Вествуд и Макларена

Карьера Вествуд в модной сфере началась лишь после того, как в 1965 году она познакомилась с Малкольмом Маклареном, который учился вместе с ее братом в Техническом колледже Харроу. Эта встреча положила конец браку Вивьен с Дереком, и 6 лет спустя она вместе с Бенджамином ушла от мужа. С Маклареном ее сначала связывала дружба, а затем и любовь, и в 1974 году у пары родился сын Джо.

В Лондоне конца 60-х популярностью всё еще пользовалось движение хиппи, но оно не вдохновляло ни Вествуд, ни Макларена, которые больше интересовались бунтарскими настроениями, в частности, одеждой и музыкой 1950-х. Сначала Вивьен взялась за пошив одежды для себя и Макларена, а в 1971 году они открыли в лондонском районе Челси свой первый магазин «Let It Rock», стоявший у истоков молодежного движения панков. Изначально они продавали винтажную одежду в стиле 50-х и пластинки в стиле рок-н-ролл. Год спустя магазин был переименован в «Too Fast to Live, Too Fast to Die»: фокус сместился на одежду в эстетике в то время набиравшего популярность рокерского и байкерского стиля в духе Марлона Брандо.

В 1974 году проект получил новое название — «SEX», и ассортимент продукции стал соответствующим: пара начала продавать одежду в стиле садо-мазо, а позже запустила собственную линейку Seditionaries. С помощью своего бутика Вествуд и Макларен сыграли важную роль в становлении и развитии панк-эстетики, захватившей улицы Лондона. В магазине Вествуд выставляла свои ранние дизайнерские работы, в том числе резиновые платья и криперы. Кастомизированные рваные футболки были покрыты шокирующими лозунгами и рисунками, а черные брюки с ремешками в бондажном стиле буквально сметали с полок.

В 1975 году молодая группа из четырех человек сыграла взрывной дебютной концерт в Колледже Святого Мартина. Sex Pistols быстро привлекли к себе внимание общественности и начали стремительно набирать популярность. Группе требовался менеджер, который мог бы ими руководить, а Макларену и Вествуд как раз нужна была возможность демонстрировать свои идеи — как дизайнерские, так и политические — широкой публике. Некоторые даже приписывают Макларену само основание группы, по слухам, созданной исключительно в качестве маркетингового инструмента для рекламы «SEX». Однако солист Джонни Лайдон неоднократно оспаривал это утверждение, подчеркивая, что Sex Pistols существовали еще до партнерства с Вивьен и Малкольмом, и коллектив лишь выступал моделями идеальных панк-образов, часто поставляемую магазином.

Участники Sex Pistols в одежде Vivienne Westwood
Участники Sex Pistols в одежде Vivienne Westwood

Благодаря растущей ассоциации дизайнеров с панк-рок-группой, Макларен и Вествуд добились еще большего успеха. Культовые футболки Sex Pistols демонстрировали британскую культуру с необычной стороны: в число знаменитых творений Вивьен вошли такие принты, как разрезанный флаг Великобритании и королева Елизавета II с булавкой на губах.

Вскоре Вествуд ждали распад Sex Pistols и переход панка в разряд мейнстрима, и в 1980 году бутик в очередной раз был переименован: новое название «World’s End» прижилось и используется и по сей день.

Vivienne Westwood — начало

В 1981 году Вествуд зарегистрировала торговую марку Vivienne Westwood и в сотрудничестве с Маклареном представила свою первую коллекцию одежды. Ее дебют под названием «Pirates» стал основой стиля 80-х: модельер предложила индустрии романтические образы, которые ворвались на лондонскую арену и обеспечили коллекции место в истории. Эти дизайны стали основополагающими для последующих работ Вествуд, вдохновленных романтизмом викторианской эпохи, которые охватили период с 1981 по 1985 годы.

В сезоне Spring/Summer 1983 ее источником вдохновения послужил вышедший годом ранее научно-фантастический фильм «Бегущий по лезвию». А в 1983 году Вествуд совершила поездку в Нью-Йорк, где познакомилась с художником Китом Харингом. Его произведения напомнили ей изображения магических знаков и иероглифов, после чего дизайнер представила коллекцию «Witches» («Ведьмы»), в которую вошли остроконечные шляпы.

Что касается отношений с Маклареном, Вивьен Вествуд продолжала сотрудничать с ним на протяжении еще пяти сезонов, после чего их партнерство прекратилось. «Он мне очень завидовал», — говорила она. — «Он говорил такие вещи, как: “Она всего лишь швея” или “Если бы Вивьен не встретила меня, она не стала бы дизайнером”». При поддержке своего нового делового партнера, итальянского модного публициста Карло Д’Амарио, Вествуд постепенно вышла из ставших токсичными деловых отношений с Маклареном и продолжила выпускать одежду самостоятельно.

Растущую международную репутацию Вивьен Вествуд ознаменовало то, что коллекция Spring/Summer 1984 «Hypnos» была показана на всемирной модной выставке «Best of Five» в Токио. Главным элементом коллекции из синтетических спортивных материалов стало боди. Предмет одежды, основанный на футболках футболистов, был дополнен защитной ракушкой и вскоре стал популярен в клубной гей-культуре Лондона.

Vivienne Westwood Mini-Crini, SS 1985, Vogue
Платье Mini-Crini, Spring/Summer 1985, фото для итальянского Vogue

Коллекция Spring/Summer 1985 стала поворотным моментом в карьере Вивьен, когда она впервые почувствовала себя «настоящим дизайнером»: от струящегося стиля 60-х и 70-х она перешла к более облегающим силуэтам. Тогда же она создала свое самое знаменитое платье «мини-крини» — короткую версию консервативного платья с кринолином в стиле XVII века. «Мини-крини», навеянные балетом «Петрушка», перевернули мир моды с ног на голову. Совершенно не сочетаясь с широкоплечими костюмами и маскулинной эстетикой 80-х, платья Вествуд подчеркивали женскую фигуру, обрамляя тело в пышную и в то же время короткую юбку в форме колокола. Это необычное сочетание исторического с современным, детского с сексуальным и бесстрашное несоответствие тенденциям наряду с воплощением классики и по сей день остаются визитной карточкой Вивьен Вествуд.

Многие другие стили и айтемы тоже стали актуальными благодаря творчеству Вествуд: дизайнеру приписывают популярность таких деталей гардероба, как футболки со слоганами, туфли на платформе, унисекс-одежда и нижнее белье в качестве верхней одежды.

Пик дизайнерской карьеры Вивьен Вествуд

В следующие 20 лет дизайнер создавала коллекции, вдохновленные классикой — творчеством художников Томаса Гейнсборо, Жан-Оноре Фрагонара и Франсуа Буше, а также историческими костюмами Великобритании. Творческий период с 1988 по 1992 годы сама Вествуд называет «Языческими годами». Модельер определяет эти времена как переход от панка к пародированию высшего класса. Ее показы наполнились беззаботностью и комичностью — часто модели использовали на подиуме какой-либо реквизит.

Одним культовых шоу Vivienne Westwood стал показ Fall/Winter 1987 «Harris Tweed», вдохновленный девочкой, которую дизайнер увидела в лондонском метро. «Ей было не больше 14. У нее был небольшой пучок с косичкой, жакет из Харрис Твида и сумка с парой балетных туфель», — рассказала Вествуд. — «Она выглядела такой невозмутимой и собранной». В 1990 году Вивьен Вествуд представила дебютную мужскую коллекцию под названием «Cut and Slash». Образы сочетали в себе различные материалы, включая деним, атлас и хлопок, и отсылали к моде XVI века.

В оставшуюся часть 1990-х Вествуд сочетала преподавание, новые коммерческие проекты и выражение новой формы элегантности в своих кутюрных коллекциях, осуждая то, что она называла «уродливой повседневностью», присущей большей части современной моды.

В течение следующего десятилетия дизайнер получила практически все награды, значимые в модной индустрии. Вествуд трижды была названа дизайнером года и получила премию за выдающиеся достижения от The Fashion Awards, стала первым модельером, удостоившимся награды Moët & Chandon Fashion Tribute, а также приняла от Королевы Елизаветы II звание офицера Ордена Британской империи за вклад в английскую моду, позже удостоившись еще более высокого звания дамы-командора (эквивалента рыцарского титула).

Вивьен Вествуд на церемонии награждения орденом Британской империи, 1992 - биография культового дизайнера
Как настоящая бунтарка, Вивьен Вествуд пришла на церемонию награждения орденом Британской империи без нижнего белья, 1992

В 1992 году Вивьен Вествуд, на тот момент занимавшаяся преподаванием курса дизайна в Венской школе прикладного искусства, вышла замуж за своего бывшего студента Андреаса Кронталера. Несмотря на большую разницу в возрасте, она заявила, что влюбилась в его дизайнерское мастерство. Пара жената уже более 25 лет.

Время с 1993 по 1999 годы Вествуд определяет как диалог между историей Англии и Франции. «На стороне Англии у нас есть тейлоринг и непринужденный шарм, а на стороне Франции — солидность дизайна и пропорции, которые объясняются тем, что мы никогда не бываем удовлетворены, поскольку что-то всегда можно сделать более изысканным», — объясняла модельер свое вдохновение.

Повышенному ажиотажу вокруг модного дома поспособствовал инцидент, произошедший на показе коллекции Fall/Winter 1993. Одна из главных супермоделей эпохи, Наоми Кэмпбелл, упала во время дефиле в фиолетовых туфлях на огромной платформе. После этого модель встала и с улыбкой продолжила идти, как ни в чем не бывало. А на следующий день крупнейшие издания покрылись новостными заголовками о падении Кэмпбелл в образе от Vivienne Westwood, что навсегда вошло в историю моду.

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Naomi Campbell (@naomi)

В сезоне Fall/Winter 1994 Вествуд создала сатирические образы, облегающие фигуру, используя клетку, турнюры и моду XVII века. Еще одним важным элементом коллекции стали корсеты. Вествуд была одним из первых дизайнеров, предлагающих носить корсеты в качестве верхней одежды. Ее тугие корсеты напоминали о фетишистской моде бутика «World’s End». У некоторых из них даже были съемные рукава, вдохновленные средневековыми доспехами.

Макияж и прически моделей на модных шоу Vivienne Westwood, как правило, отсылали к стандартам красоты XVII и XVIII веков: на подиуме можно было часто увидеть волосы, уложенные в завитки, розовый румянец на бледных лицах и плотно сжатые губы. Примером такой эстетики может послужить показ Spring/Summer 1995 «Erotic Zones», на котором Кейт Мосс продефилировала в мини-юбке топлесс, поедая мороженое.

Политический и экологический активизм

Известная своими антиистеблишментскими и прямолинейными взглядами, Вествуд всегда увлекалась политикой. В 1989 году дизайнер появилась на обложке издания «Tatler» в образе Маргарет Тэтчер, на тот момент занимавшей пост британского премьер-министра. Костюм, в который она была одета, ранее был заказан для Тэтчер, но еще не был получен, и обложка гласила: «Эта женщина когда-то была панком».

В последние годы политический посыл в проектах дизайнера стал еще более явным. Так в 2005 году она сотрудничала с группой по защите гражданских прав Liberty, разработав футболки и детскую одежду с лозунгом «I AM NOT A TERRORIST, please don’t arrest me» («Я НЕ ТЕРРОРИСТ, пожалуйста, не арестовывайте меня»). В июне 2013 года Вивьен посвятила одну из своих коллекций политической активистке Челси Мэннинг, а на показ как дизайнер, так и все модели надели большие значки с изображением Мэннинг и словом «Truth» под ее фотографией.

Помимо наполнения повесткой своих коллекций, Вивьен также участвует в акциях лично. Сейчас дизайнер выступает за борьбу с глобальным потеплением, ядерное разоружение и гражданские права, особенно за свободу слова. «В своем манифесте я заявляю, что он проникает в корень человеческих затруднений и предлагает фундаментальное решение. У нас есть выбор: стать более культурными и, следовательно, более человечными; или, не делая этот выбор, быть разрушительным и саморазрушающим животным, жертвой нашего собственного ума. Быть или не быть…» — написала она в манифесте, озаглавленном «Активное сопротивление пропаганде».

В 2008 году Вивьен Вествуд участвовала в крупнейшей за последние десять лет демонстрации «Кампании за ядерное разоружение» на территории предприятия по производству атомного оружия в Олдермастоне. А три года спустя она присоединилась к антикапиталистическим протестующим движения Occupy London у собора Святого Павла. 

Вивьен Вествуд на акции против добычи газа, 2018
Вивьен Вествуд на акции против добычи газа, 2018

Дизайнер также не раз высказывалась в поддержку создателя WikiLeaks Джулиана Ассанжа, обвиняемого во взломе компьютеров, сборе и публикации секретной информации. Сначала бренд Vivienne Westwood выпустил футболки с надписями «Я боролся с законом» и «Я Джулиан Ассанж». А в 2020 году модельер устроила акцию в поддержку Ассанжа у уголовного суда Великобритании, заточив себя в подвешенную в воздухе клетку.

В 2007 году Вивьен Вествуд отказалась от поддержки Лейбористской партии в пользу консерваторов. Но через 10 лет, в июне 2017 года дизайнер вновь поддержала на выборах лидера лейбористов — Джереми Корбина. Она сказала: «Я в восторге от манифеста Лейбористской партии, потому что в нем говорится о справедливом распределении средств». В ноябре 2019 года вместе с другими общественными деятелями Вествуд подписала письмо в поддержку Корбина, назвав его «маяком надежды в борьбе против зарождающегося правого национализма, ксенофобии и расизма в большей части демократического мира», и поддержала его на выборах в Великобритании в 2019 году.

В 2020 году Вивьен Вествуд и Ethical Fashion Initiative отметили 10 лет партнерства
В 2020 году Вивьен Вествуд и Ethical Fashion Initiative отметили 10 лет партнерства

Модельер часто высказывает свои опасения по поводу изменения климата, и во время одного из выступлений она заявила: «Сейчас почти не осталось людей, которые верят в более совершенный мир». В 2014 году Вествуд побрила голову в знак молчаливого протеста против глобального потепления. «Вивьен постригла волосы, потому что мы все должны осознать проблему изменения климата», — прокомментировал ее представитель. Дизайнер снялась в рекламной кампании PETA в поддержку Всемирного дня воды и вегетарианства, привлекая внимание к расходу воды мясной индустрией, а позже — стала амбассадором фонда чистой энергии Trillion Fund.

Вивьен Вествуд также одной из первых заключила партнерство с проектом Ethical Fashion Initiative. В 2011 году она отправилась вместе с фотографом Юргеном Теллером в Африку, чтобы поработать над осенне-зимней коллекцией «Ethical Fashion Africa». В рамках программы тысячи местных женщин Кении использовали свои навыки для производства сумок бренда, получив за это высокую заработную плату. «Этот проект дает людям контроль над своей жизнью», — заявила Вествуд. — «Благотворительность же не дает никакого контроля, наоборот, она делает людей зависимыми».

Королева панка сегодня

С начала нового тысячелетия Вивьен Вествуд успела превратить свой бренд в настоящую модную империю, открыв магазины по всему миру и запустив несколько сублиний одежды и отдельные линейки трикотажа, аксессуаров и парфюмерии. За последние десятилетия Вествуд также не растеряла свою страсть к активной жизни, продолжая снабжать коллекции смелыми лозунгами и выступая за охрану экологии. 

 
 
 
 
 
Посмотреть эту публикацию в Instagram
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Vivienne Westwood (@viviennewestwood)


В 2004 году в Национальной галерее Австралии в Канберре и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне прошла первая крупная ретроспектива работ Вивьен Вествуд. Модельер также стала художником по костюмам для фильма «Секс в большом городе». На экране свадебное платье, разработанное Вествуд, было лично подарено героине Кэрри Брэдшоу дизайнером.

Наряду с ассортиментом одежды в 2010 году Вивьен выпустила ряд канцелярских товаров, включая блокноты и дневники с классическими принтами Vivienne Westwood. В том же году она оставила свой след в мире дизайна интерьера, представив скатерти в поддержку эко-благотворительной организации Cool Earth. Скатерти были покрыты яркими принтами с фирменной политической повесткой дизайнера.

В 2012 году Вивьен в партнерстве с компанией Woolmark создала роскошную коллекцию из 12 предметов одежды из премиальной австралийской шерсти мериноса. «Когда я только начинала карьеру дизайнера, более 30 лет назад, мне удалось вновь ввести в моду трикотаж, английский костюм», — сказала Вествуд британскому Vogue. — «Шерсть — это одно из величайших натуральных волокон в мире, известное своей универсальностью и комфортом — теплое зимой, прохладное летом».

Вествуд никогда не боится стать причиной скандала. Так январе 2003 года предметом споров в индустрии стало решение дизайнера снабдить мужчин на подиуме фальшивой грудью. Модели коллекции Fall/Winter 2003 носили ее под кашемировыми свитерами и рубашками поло. «Вдохновением для мужчин с грудью были парни в свитерах пятидесятых годов», — заявила она.

Вивьен также подверглась критике за свои резкие слова об отсутствии стиля в обществе. «В плане одежды люди никогда не выглядели так некрасиво, как сейчас», — сказала она журналистам после своего показа Spring/Summer 2013 в Лондоне. — «Мы такие конформисты, никто ни о чем не думает… Я имею в виду всё это одноразовое дерьмо. Поэтому я говорю: покупайте меньше, выбирайте хорошо, носите одежду подолгу. В прошлом люди одевались гораздо лучше, чем мы. Если бы вы увидели королеву Елизавету, она выглядела бы невероятно, она будто прилетела с другой планеты. Она очень красиво одевалась».

В январе 2013 года Вествуд помогла сделать ребрендинг Английского национального балета с помощью новой рекламной кампании, в которой артисты были одеты в ее творения. «Сбылась моя мечта — получить возможность сотрудничать с кем-то такого высокого уровня», — сказала художественный руководитель Английского национального балета Тамара Рохо. — «Ее дизайны отражают творческий потенциал и амбиции наших танцоров, которые, в свою очередь, добавляют одежде драматизма и движения».

Коллекция Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood Fall/Winter 2021 RTW
Коллекция Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood Fall/Winter 2021 RTW

В марте 2016 года Вествуд передала бразды правления линией Gold Label своему мужу Андреасу Кронталеру, который уже на протяжении многих лет работает с ней. Они продолжают вместе разрабатывать основные линии, но Gold Label теперь официально называется Andreas Kronthaler for Vivienne Westwood.

В 2018 году Burberry объявил о сотрудничестве с Вивьен Вествуд. Креативный директор английского бренда Рикардо Тиши назвал ее одним из дизайнеров, оказавших на него влияние на раннем этапе изучения моды. «Когда я только начинал работать в Burberry, я знал, что это будет идеальной возможностью предложить ей сделать что-то вместе», — заявил Тиши. Сотрудничество было основано на знаковых коллекциях Vivienne Westwood, сочетающихся с фирменными продуктами обоих брендов. Часть вырученных средств была пожертвована в фонд Cool Earth — благотворительную организацию по сохранению тропических лесов.

В число последних громких коллабораций британской панк-иконы также входят совместные релизы с Vans и Asics. В рамках партнерства Vivienne Westwood x ASICS модельер уже успела поработать над силуэтами GEL-MAI KNIT GEL-KAYANO 5 OG, Hyper GEL-Lyte, GEL-Saga, GEL-Kayano 26, GEL-Kayano 27 LTX и GEL-DS Trainer OG. А вместе с Vans Вествуд создала собственные версии Sk8-Hi, Slip-On и Old Skool с культовыми принтами своего бренда.

***

Несмотря на долгую карьеру в модной индустрии и всеобщее признание, Вествуд по-прежнему полна бунтарского духа. И сейчас, будучи уже бабушкой, она использует любую возможность для продвижения своих политических и экологических кампаний: «То, чем я занимаюсь сейчас, это все еще панк. Это все еще крики о несправедливости, заставляющие людей думать — даже если это неудобно. В этом смысле я всегда буду панком», — говорит Вивьен Вествуд.

 


Познакомьтесь с историей жизни еще одного эксцентричного дизайнера — Вальтера Ван Бейрендонка


 

МЫ В СОЦСЕТЯХ