«Мы дети станции Зоо» – источник вдохновения Рафа Симонса
«Мы дети станции Зоо» – источник вдохновения Рафа Симонса

Как Раф Симонс вдохновился историей берлинского наркозависимого подростка: Christiane F.

Культ личности Christiane F. уже давно прошел: с начала 80-х годов прошлого столетия, когда на экранах появился фильм «Мы дети станции Зоо» и сотни немецких девочек захотели быть похожими на главную героиню, прошло уже почти 40 лет. Но несмотря на минувшие годы, проблемы, иллюстрируемые в фильме, до сих пор являются предметом интереса многих людей, а для некоторых даже источником вдохновения. Ко вторым относится Раф Симонс. Давайте разберемся, что же такого в истории Кристианы Ф., и каким образом она вдохновила бельгийского дизайнера на создание своей новой коллекции Осень/Зима 2018.

Christiane F.

Вера Кристиана Фельшеринов или просто Кристиана Ф., как ее многие называют, не сделала для Германии ничего выдающегося, но ее образ прочно укоренился в немецкой уличной культуре последней четверти двадцатого века. Кристиана прославилась благодаря своей наркозависимости, а рассказанная ею история о своем образе жизни заставила не одно поколение обратить внимание на собственный.

Рождение будущей «звезды» пришлось на 1962 год и произошло в городе на севере Германии – Гамбурге. Еще в маленьком возрасте Кристиане с семьей пришлось перебраться в Западный Берлин. Там они обзавелись небольшой квартирой в одном из высотных домов района Гропиусштадт. Район находится в округе Нойкёльн и считается социально-неблагополучным и по сегодняшний день. Именно с момента переезда Кристианы в Гропиусштадт и началась точка отсчета ее трудной жизни. В ее семейных отношениях преобладало домашнее насилие со стороны отца, и вскоре родители вынуждены были развестись и жить отдельно.

В возрасте двенадцати лет Кристина, как ее часто называют в англоязычных и русскоязычных странах, впервые попробовала наркотики. Она часто курила гашиш в местном клубе, куда ходила берлинская молодежь, и в частности – ее компания. Ребята там были на два года старше нее: Андиас Атзе, Андиес Витес и еще два молодых парня, имена которых полиция так и не смогла установить. Со временем они перешли к психоактивным таблеткам. Среди них преобладали ЛСД и экстази, аббревиатуры которых Симонс поместил на вещах своей коллекции (но об этом – позже).

Всего за месяц до своего четырнадцатилетия она начала употреблять героин, а к пятнадцати годам уже стала заявленной наркоманкой и из-за нехватки денег начала заниматься проституцией на популярной среди социально-несостоявшихся людей железнодорожной станции «Зоологический сад».

В 1978 году, когда молодой наркоманке было уже шестнадцать лет, Кай Герман и Хорст Рик, журналисты из новостного журнала «Штерн», провели с Кристиной интервью, которое продолжалось два часа. Впоследствии оно вылилось в полное описание Кристиной своей жизни, которое происходило на протяжении уже двух месяцев. Главной целью журналистского исследования было изучение наркозависимости среди подростков. Данная проблема, являясь достаточно важной, так и не нашла отклик у современников.

После выхода серии статей о жизни Кристины, издательский дом «Stern» решил выпустить целую книгу на основе интервью, так как материала было более чем достаточно. Написанием книги полностью занимались журналисты, но не без помощи матери Кристины и других близких ей людей.

Книгу назвали «Мы, дети станции Зоо», и, хотя повествование идет от имени Кристины о ее собственной судьбе, произведение стало характерным изображением образа жизни целого поколения, жившего в панельных районах Западного Берлина.

Фильм «Мы, дети станции Зоо»

Вскоре после публикации книги трагическая история берлинских, пристрастившихся к наркотикам подростков привлекла внимание режиссера Ули Эдель. И в 1981 году в мире кинематографа появилась экранизация биографии Кристианы Ф. Сценарий к фильму написал Герман Вайгель, а продюсерами стали Бернд Айхингер и Хан Вет. В создании картины участвовала и сама Кристина: давала съемочной группе различные советы, но в фильме так и не появилась.

Местами действия в фильме стали реальные закоулки района Гропиусштадт и станция «Зоологический сад» – именно там и проводили часть своей жизни берлинские наркоманы.

Натя Брункхорст в роли Кристианы Ф. в фильме «Мы, дети станции Зоо»
Натя Брункхорст в роли Кристианы Ф. в фильме «Мы, дети станции Зоо»

И вот еще что интересно: в съемках фильма принял участие любимый певец Кристианы Ф. – Дэвид Боуи. В мире «детей станции Зоо» он дал концерт, а в реальной жизни выпустил целый альбом-саундтрек под названием «Christiane F.»

Кинолента, кстати, имеет два названия: «Мы, дети станции Зоо» (перевод оригинального немецкого названия «Wir Kinder vom Bahnhof Zoo») и «Я Кристина» (перевод «Christiane F.», более распространённого в англоязычных странах).

Оригинальный немецкий постер к фильму «Wir Kinder vom Bahnhof Zoo» Christiane F.
Оригинальный немецкий постер к фильму «Wir Kinder vom Bahnhof Zoo»

Влияние на Raf Simons

Знакомство дизайнера бренда с героиновым миром Кристианы началось еще в совсем юном возрасте. О том, что многие европейцы поколения Симонса были подвержены миру молодой наркоманки, так как книга и фильм входили даже в программу старшей школы, нам сообщается в пресс-релизе показа.

В своём интервью с FashionNetwork.com Раф Симонс рассказал журналистам о том, что фильм «Christiane F.» уберёг его от приёма наркотиков. На момент первого просмотра кинокартины бельгийцу было 14 лет – как Кристиане, когда она стала страдать зависимостью от героина.

Кадр из фильма «Мы, дети станции Зоо» Christiane F.
Кадр из фильма «Мы, дети станции Зоо»

Неудивительно, что даже спустя столько лет, история Кристианы снова повлияла на Симонса: только теперь в мировосприятии дизайнера она имела уже не поучительный характер, а вдохновительный.

Думаете, бельгийского дизайнера не могли вдохновить красные волосы главной героини, её темно-синие тени и цвет джинс её друзей? Если ваш ответ на этот вопрос «нет», вам стоит пересмотреть (или увидеть впервые) этот культовый фильм и изо всех сил постараться проникнуться его, на первый взгляд, неприятной, но исключительной атмосферой Западной Германии семидесятых.

Слева направо: синий свитер-манишка и красное пальто из коллекции Raf Simons Fall/Winter 2018
Слева направо: синий свитер-манишка и красное пальто из коллекции Raf Simons Fall/Winter 2018

Особый интерес представляет показ коллекции. Действие стало настоящей современной вакханалией – подиум был декорирован в виде накрытого праздничного стола: здесь и композиции цветов, и огромные вазы с яблоками, грушами и лимонами, и этажерки с виноградом, и горы сыра, и бельгийские вафли с шоколадом, и различное вино: от игристого до красного сухого – как же на пиршестве без него. Всё это могло напомнить зрителю натюрморты голландских художников 17 века, а в частности – полотна мастеров своего дела Виллема ван Алста, Корнелиса де Хема и Рашель Рюйш.

Декорации на показе в Нью-Йорке Raf Simons Fall/Winter 2018
Декорации на показе в Нью-Йорке Raf Simons Fall/Winter 2018

На значительную часть вещей из коллекции помещены тканевые патчи, похожие на разноцветные заплатки, а на них – надписи «LSD» и «XTC», о которых уже упоминалось выше. Это тоже своеобразная отсылка к истории Кристины: чаще всего она с друзьями употребляла именно эти два психотропных наркотика.

Патчи с надписями «LSD» и «XTC» на манишке и брюках Raf Simons Fall Winter 2018
Патчи с надписями «LSD» и «XTC» на манишке и брюках

И хотя сквозной темой этой коллекции стала наркозависимость, фильм «Мы, дети со станции Зоо» стал отнюдь не единственным референсом к новому произведению искусства Рафа Симонса. За основу для некоторых своих вещей он взял обложку пьесы «Drugs» американского писателя Гленна О’ Брайана и актрисы Куки Мюллер, которая была опубликована в двух вариантах обложки: желтом и оранжевом, что символизирует цвета ярких наркотических таблеток. Произведение считается трагикомедией и рассказывает читателю о взаимоотношениях пары, страдающей от наркотической зависимости в период с 1960-х по 1980-е года – что опять же напоминает нам историю самой Кристины. Пьеса была написана ещё в 1983 году, но почему-то удостоилась внимания издателей только в 2016 году, когда и была впервые опубликована.

Слева направо: обложка пьесы «Drugs» Гленна О' Брайана и Куки Мюллер, худи с дизайном обложки из коллекции Raf Simons Fall/Winter 2018
Слева направо: обложка пьесы «Drugs» Гленна О’ Брайана и Куки Мюллер, худи с дизайном обложки из коллекции Raf Simons Fall/Winter 2018

Но всё же важнейшее влияние на коллекцию осень/зима 2018 оказал именно фильм «Christiane F.». Неспроста же Симонс выпустил целую капсульную коллекцию с изображением кадров из фильма на своих футболках, толстовках и сумках. То, что бельгийский дизайнер неравнодушен к фотопринтам, мы поняли ещё в прошлом году: именно тогда Раф Симонс получил разрешение от Фонда Энди Уорхола на использование работ художника для вещей Calvin Klein. Но в этот раз бельгиец поместил портреты Кристианы и её парня Детлефа не только на привычные для принтов места: кадры появились и на коленях брюк.

Вещи из капсульной коллекции Raf Simons: футболка, сумка-шоппер и толстовка с кадрами из фильма «Мы, дети станции Зоо»
Вещи из капсульной коллекции Raf Simons: футболка, сумка-шоппер и толстовка с кадрами из фильма «Мы, дети станции Зоо»

Некоторые вещи из коллекции (например, худи) помимо фотопринтов награждены также оригинальными названиями фильма – даже самые непросвещенные смогут прочитать «Christiane F. Wir Kinder vom Bahnhof Zoo», забить непонятные слова в Google и выйти на этот завораживающий, отчасти исторический, фильм.

Худи с портретом Нати Брункхорст и надписью «Christiane F. Wir Kinder vom Bahnhof Zoo» на рукаве
Худи с портретом Нати Брункхорст и надписью «Christiane F. Wir Kinder vom Bahnhof Zoo» на рукаве

«Мы, дети со станции Зоо» – это не просто биография одной девочки, принимающей героин, это история целой эпохи унылых наркозависимых подростков, безысходность которых заставляет их идти на такие крайности, как проституция. И хотя современная картина мира мало похожа на представленный в кинофильме образ жизни детей Западного Берлина семидесятых, мы всё-таки не может отрицать, что проблема употребления наркотиков остаётся одной из актуальнейших в мире и с каждым днем только всё больше и больше гламуризируется в нашем обществе. Возможно, именно такой посыл Раф Симонс хотел донести до своих зрителей и покупателей с помощью новой коллекции. Удалось ли ему привлечь достаточное внимание к этой пагубной привычке и поднять данную злободневную проблему в первые ряды рейтинга, решать вам. Но вещи из новой коллекции вы можете приобрести на официальном сайте бренда уже сейчас и таким образом помочь реабилитации наркозависимых людей, так как часть выручки от продажи вещей из коллекции пойдёт в организации социальной помощи.

Текст: Анастасия Лябина

МЫ В СОЦСЕТЯХ