За последнее десятилетие разница между миром искусства и моды практически исчезла. И если культурные критики по-прежнему относятся к художникам с большим уважением, чем к дизайнерам — хотя эта модель в настоящее время меняется — культуры, окружающие эти дисциплины, уже слились в единое целое. Сегодня поклонники с не меньшей готовностью стоят в очереди за ограниченной коллекцией работ Такаси Мураками или Джеймса Джина, чем за дропами Supreme или Off-White. Пока многие личности сохраняют грань между современным искусством и модой — Дэниел Аршам, Вирджил Абло и, разумеется, Мураками — один человек находится на пересечении этих множеств: Брайан Доннелли, более известный как KAWS. Любовь художника к коллаборациям, выразительным иллюстрациям и игрушкам сделала его неотъемлемой частью поп-культуры XXI века. Однако многие считают противоречивую фигуру KAWS жертвой собственного успеха. Несмотря на разногласия, невозможно отрицать, что KAWS является одним из самых влиятельных людей не только в мире искусства и моды, но и культуры в целом.
История художника KAWS:
KAWS: начало пути
Родившийся в 1974 году и выросший в Джерси-Сити, штат Нью-Джерси, Доннелли провел свои школьные годы за катанием на скейтборде и рисованием граффити — хобби, которые неизбежно привели к тому, что ему пришлось пересечь реку и отправиться в Нью-Йорк. По словам Доннелли, в его юности граффити было единственным способом, с помощью которого творческие люди, интересовавшиеся искусством, но имевшие к нему ограниченный доступ, могли выразить себя. После окончания школы в 1993 году Доннелли начал экспериментировать не только с надписями, но и со своим фирменным знаком «X», черепом и скрещенными костями.
Вскоре после этого Доннелли поступил в Школу визуальных искусств, где он впервые понял, что помимо граффити искусство могло еще и стать перспективной карьерой. Во время учебы Доннелли получил должность иллюстратора в анимационной студии Jumbo Pictures, где ему довелось поработать над фоновыми иллюстрациями к «Дагу» и «101 далматинцу». Работа над детскими мультфильмами не только заложила основу стиля Доннелли, но и стала для него бесценным опытом.
Искусство вандализма
В 1996 году Доннелли выпустился из Школы визуальных искусств и вывел свое граффити на новый уровень. Сумев раздобыть ключ, который открывает рекламные панели телефонных будок и автобусных остановок, Доннелли начал заниматься «антирекламой» — уничтожать рекламу с помощью добавления к безвкусным плакатам своих крестиков, черепов и фантастических рисунков. Часто его жертвами становились модные рекламные кампании — усовершенствованные им вездесущие постеры и билборды Calvin Klein и DKNY. Те же бунтарские действия, что в те времена казались вандализмом, сегодня сами по себе уже считаются искусством. «Я начал воспринимать это почти как борьбу с рекламодателями за свободное пространство и создавать работы, которые останутся на улицах надолго и как бы просто будут там — но не совсем… Возможно, при взгляде на них прохожий даже не остановится, но потом подумает: “Что это было? Странная реклама”», — говорит Доннелли. Вскоре люди начали узнавать необычный визуальный стиль KAWS.
Затем Доннелли обратил свое внимание на Японию, где больших успехов добивались его современники — Stash и Futura. Несмотря на то, что некоторые друзья негативно отнеслись к интересу Доннелли к Японии и даже высмеивали его, благодаря работе с процветающей уличной сценой KAWS смог выйти на мировой уровень.
По словам Доннелли, никто из американских художников стрит-арта не создавал работ, нацеленных на японский рынок, потому что «молодежь не покупала искусство, на него просто не обращали внимания. Они скорее потратят 300 долларов на кроссовки, чем на маленький рисунок». Поэтому когда Bounty Hunter связался с молодым художником и сделал ему уникальное предложение — превратить персонажа в виниловую игрушку — это стало прекрасной возможностью исправить сложившуюся ситуацию. Для Доннелли статуэтки были заменой скульптуры, формы искусства, которая ему хоть и нравилась, но требовала богатых заказчиков, либо значительных личных инвестиций, а потому была вне его досягаемости. Однако с помощью игрушек у Доннелли появилась возможность превратить свои двухмерные рисунки в трехмерные коллекционные предметы, и одновременно с этим создать продукцию, которая, как ему показалось, понравится японским покупателям.
Первый персонаж KAWS превратился в 20-сантиметровую виниловую игрушку Companion (героя в стиле Микки Мауса, который, казалось, отпил из бутылки с ядом), которая тут же стала настоящим хитом, продаваясь в лучших магазинах всё еще зарождающейся субкультуры, которая объединила в себе искусство и моду. Культовый и ныне закрытый парижский бутик Colette был одним из первых магазинов, с которым Доннелли начал сотрудничать. Опираясь на успех Companion, Доннелли вложил полученную прибыль в создание и продажу собственных виниловых игрушек, и по аналогии с первой фигуркой на свет появилось множество других персонажей, основанных на его работах — Accomplice, Chum, Bendy и BFF.
В отличие от традиционного искусства работы Доннелли в Японии были весьма коммерческими. Прежде всего, KAWS был брендом, ориентированным на продукт, а не на оригинальные работы или нумерованные издания. В результате Доннелли понял, что его работам не место в галереях, или, скорее, что традиционные галереи от них сразу же откажутся. К примеру, в 2001 году после выставки KAWS на последнем этаже торгового центра в Токио Доннелли сказал: «Если в Нью-Йорке сказать кому-нибудь о том, что ты проводишь свою выставку в торговом центре, тебе ответят, что это безвкусно и очень по-коммерчески, а здесь это вполне нормальная локация».
Влияние KAWS на стритвир
Примерно в то же время Доннелли официально познакомился с NIGO, и они начали работать вместе, в частности, организовав выставку «Kimpsons» — «Симпсоны» глазами KAWS. Шоу «Kimpsons» было монументальным не только из-за того, что ключевую роль в нем сыграл японский стритвир, но и потому, что оно заложило основы характерной эстетики KAWS: передачи идей с использованием общепризнанных символов и персонажей. Даже после того, как Доннелли переделал персонажей на свой лад, из-за своей мировой популярности каждый преображенный герой «Симпсонов» мгновенно узнавался. Вне зависимости от особенностей изображения, отсылка была очевидной — и теперь это уже считается фирменной чертой работ KAWS.
После успеха «Kimpsons» NIGO и KAWS начали работать над совместной коллекцией BAPE. И хотя это было не первым опытом Доннелли в дизайне одежды — в конце 90-х Джун Такахаши предложил Доннелли создать коллекцию одежды для Undercover, за ним последовал культовый стритвир-бренд HECTIC, а DC Shoes даже выпустил всеми забытые кроссовки KAWS — коллаборация BAPE x KAWS стала для художника переходным моментом. Доннелли проработал с маркой три сезона, выпустив легендарные вещи вроде невероятно востребованных худи KAWS x BAPE Companion и не менее популярных кроссовок KAWS x BAPE Bapesta. Будь то огромное количество поклонников Доннелли в Японии или просто известность BAPE, коллаборация пользовалась невероятным успехом и прославила Доннелли как коллаборатора и влиятельную фигуру в мире стритвира.
Коллаборация подошла к концу где-то в 2004-2005 годах, что совпало с расширением американского отделения BAPE и растущей популярностью бренда в индустрии хип-хопа. Имя KAWS было на устах не только среди рэперов, но и американской уличной культуры в целом. Если рэперы покупали что-то от BAPE, они неизбежно наталкивались на коллаборацию с KAWS. Ко второй половине десятилетия KAWS был знаком уже не только японским иконам стиля, но и Фарреллу, JAY-Z и Канье Уэсту, а также любому поклоннику уличной культуры, сидящему на первых онлайн-форумах и блогах.
В 2006 году Доннелли объединился с Medicom Toy и Nexus7 для создания бренда, в котором он смог осуществить свои художественные устремления, опираясь на свою популярность в сегменте стритвира: OriginalFake. Открыв флагман в токийском районе Аояма, OriginalFake использовал обширные производственные возможности Medicom Toy и передовые технологии Nexus7 не только для создания статуэток, но и футболок с графическими принтами, а со временем и целых коллекций одежды. Помимо привычных персонажей KAWS, которые появлялись в виде различных принтов, характерной чертой бренда стало использование комично крупных кусающихся зубов. OriginalFake наглядно показал, что для Доннелли границы между искусством и одеждой просто не существовало. Коллекционные фигурки Companion играли в ассортименте бренда не менее важную роль, чем усыпанная логотипами верхняя одежда.
OriginalFake, запущенный на пике культурного господства KAWS, стал одним из самых влиятельных стритвир-брендов, собрав огромное количество поклонников как в Японии, так и за рубежом. Доннелли умело использовал успехи своего бренда, выпустив коллаборации с Nike и Vans. В 2007 году Vault by Vans выпустил обширную коллекцию, посвященную «Симпсонам». В рамках множества дропов Vault приглашал различных художников для создания уникальных кроссовок, вдохновленных вымышленной семейкой. Приняв во внимание выставку KAWS «Kimpsons», бренд, естественно, обратился и к Доннелли, благодаря чему художнику наконец-то удалось официально поработать с любимым мультсериалом.
Год спустя с Доннелли связался Nike, пригласив его принять участие в проекте Nike 1World. Художник создал черно-зеленые Air Force 1 с крестовой вышивкой — что было довольно иронично, учитывая его предыдущую работу с BAPE над несколькими кроссовками Bapesta — и две пары Air Max 90. Несмотря на новообретенное признание на Западе, KAWS продолжал укреплять свои отношения с Японией, в 2007-2008 годах поработав вместе с Хироки Накамурой над несколькими силуэтами Visvim, в частности над Skagway и Logan, которые были вдохновлены моделями Old Skool и Slip-On — что было вполне уместно, учитывая, что всего за год до этого Доннелли сотрудничал с Vans.
В этом заключается вся прелесть KAWS. Доннелли постоянно разрушает привычные символы — будь то персонажи или кроссовки — укоренившиеся в широком культурном восприятии и превращает их во что-то совершенно новое. Независимо от того, является ли это трибьютом «Симпсонам», который неизбежно приводит к настоящей коллаборации с «Симпсонами», или необычным взглядом на престижный японский ремейк силуэта Vans, граница между присвоением, потреблением и переосмыслением полностью стирается.
В 2008 году Канье Уэст попросил Доннелли поработать вместе с его (на тот момент) креативным директором Вилло Перроном над созданием культовой обложки альбома «808s & Heartbreaks». Преданный поклонник KAWS, Фаррелл Уильямс, стал чем-то вроде покровителя Доннелли, купив ряд картин и скульптур художника, а также заказав у него картины с «Губкой Бобом Квадратные Штаны» в стиле «Kimpsons». Несмотря на то, что к концу нулевых его работы становились всё более коммерческими, по иронии судьбы именно тогда Доннелли начал получать признание не только за свою продукцию, но и за произведения искусства.
В 2008 году в США прошли две крупные выставки KAWS: в нью-йоркской галерее Gering & Lopez и в Галерее Эммануэля Перротена в Майами. В феврале 2009 года в галерее Honor Fraser открылась выставка, посвященная картинам и скульптурам KAWS. И хотя до выставки в Honor Fraser традиционный мир искусства высказывал некие сомнения относительно художника, зарабатывающего на жизнь созданием игрушек, тем не менее, его умение «выводить искусство за пределы музея и взаимодействовать с более широкой культурой» активно поощрялось. Его сравнивали как с Энди Уорхолом, так и с Марселем Дюшаном — титанами, которые сами занимались коммерческим искусством.
KAWS: культурный титан
На рубеже десятилетия Доннелли превратился из авторитетного деятеля в настоящего культурного титана. Галерейных выставок становилось всё больше, на Параде Macy’s в честь Дня благодарения использовались шары Companion, OriginalFake находился на пике своей популярности, а сам Доннелли занимался дизайном специальных этикеток для Hennessy и обложек для журнала New York Magazine. Затем в 2013 году Доннелли внезапно объявил о том, что OriginalFake прекращает свою деятельность. Хотя в те времена эта новость была подана практически без объяснений, недавно Доннелли рассказал о том, что подсознательно он всегда думал о сезонном подходе, и это не приносило ему никакой радости.
Сразу после закрытия OriginalFake Доннелли переключил свое внимание на искусство. Коллаборации в области одежды и кроссовок случались редко, в то время как выставки, новые картины и высокие скульптуры в 2014 и 2015 годах появлялись всё чаще. Художник, когда-то помешанный на продукции, наконец-то по-настоящему перешел в мир искусства. И, похоже, он собирается там задержаться.
Можно предположить, что после юности, проведенной в уверенности в том, что он никогда не будет частью традиционного мира искусства, в тот момент, когда Доннелли в него наконец-то приняли, он повернулся спиной к субкультуре, которая помогла положить начало его карьере. Такое мнение, безусловно, объясняет, почему многих так раздражают успехи KAWS. Он — откровенно коммерческая старлетка мира искусства, «продавшийся» творец. Это не устраивает ни арт-, ни стрит-пуристов.
К 2016 году присутствие KAWS в модной индустрии практически свелось к нулю. А потом в феврале 2016 года японский бренд Uniqlo объявил о коллаборации с KAWS в рамках своей предстоящей коллекции UT Spring/Summer. Незадолго до этого к Uniqlo присоединился NIGO, заняв пост креативного директора — именно это, по признанию Доннелли, стало главным элементом в заключении партнерства. Дебютная коллекция получилась простой: KAWS использовал своих любимых персонажей для создания футболок с графическими принтами. Чуть меньше, чем за три года их сотрудничество выросло до необычных вариаций KAWS на тему комиксов «Peanuts» и «Улица Сезам», в том числе плюшевых кукол, напоминающих самые первые игрушки Доннелли, которые можно было приобрести только в Японии.
Вслед за этим Доннелли решил вернуться в стритвир, в 2017 году возродив свои отношения с Nike и на этот раз сотрудничая с Jordan Brand. В начале марта долгие слухи о коллаборации Jordan Brand x KAWS наконец-то подтвердились — Доннелли создал серые замшевые Air Jordan IV. Вместе с релизом мегапопулярных кроссовок, оснащенных светящейся в темноте подошвой и запатентованными крестиками художника на пятке, в продажу также поступила одежда с огромными мультяшными принтами, напоминающими OriginalFake. Реакция на Jordan IV KAWS была такой же, как на успешную коллаборацию художника с BAPE в 2005 году. Игроки НБА выступали в них на матчах, и кроссовки стали самым востребованным и ценным релизом 2017 года.
Вслед за Jordan последовали новые коллекции Uniqlo UT, а также новые версии его BFF в коллаборации с Музеем современного искусства в Нью-Йорке и, наконец, более обширный релиз ранее лимитированных замшевых Air Jordan IV черного цвета. Не исчезая из поля зрения давних поклонников стритвира, с помощью серии коллабораций 2016-2017 годов KAWS получил известность среди нового поколения культурных фанатиков.
Сегодня Доннелли уже нашел золотую середину между уличной культурой и более буржуазным миром искусства. К каждой новой коллаборации он подходит с должной осмотрительностью. В начале 2018 года он объединился с Union — одним из важнейших исторических бутиков индустрии — чтобы отметить открытие его филиала в Токио. В июне он взялся за сотрудничество с Dior Men для первой коллекции Кима Джонса в качестве креативного директора бренда, создав не только главный экспонат показа, но и капсульную коллекцию, в рамках которой он переосмыслил культовый логотип шмеля Dior. Релиз совместной коллекции с Dior совпал с релизом новой коллаборации KAWS с Uniqlo, посвященной «Улице Сезам». Что касается художественного фронта, Доннелли создал новую работу, «GONE», которую издание Vanity Fair сравнило с «Пьетой» Микеланджело. Смело вставая на защиту его работ, в Vanity Fair заявили, что «скептики, не одобряющие того, что заказные работы Микеланджело были коммерческими, считали его продажным художником» — и то же обвинение до сих пор предъявляют KAWS.
И хотя Доннелли над таким сравнением лишь посмеялся, в нем есть доля правды. За последние двадцать лет KAWS сыграл исключительно важную роль в стирании границ между тем, что считается высоким и низким. Кто еще может работать с Dior, Uniqlo и Jordan — брендами, которые представляют весь спектр ценовых сегментов, роскоши и массовой доступности — одновременно? Более того, кто еще сделал это, в то же время занимаясь созданием художественной выставки, которая побывала в галереях и музеях по всему миру? В этом отношении KAWS обладает поистине редким талантом. И его недавнее возрождение это только подтверждает.
Источник: Grailed.com